Футбол

23 июня 2016, 09:00

Вер-Мишель Платини. Плюсы и минусы Euro на 24 команды

Евгений ЗЫРЯНКИН
Обозреватель
Очень длинный, чрезвычайно сытный, но без гарнира и приправ не слишком интересный – таким получился чемпионат Европы-2016 с участием 24 команд, придуманный и пролоббированный когда-то экс-президентом УЕФА

Евгений ЗЫРЯНКИН

ДЕЛО ВКУСА

Споры о том, убьет увеличенный формат Euro качество и зрелищность игр или благотворно скажется на них, не утихают с той самой минуты, едва европейский футбольный союз заикнулся о намерении раздвинуть рамки турнира. Поборники футбола элитарного, для избранных, естественно, негодовали: чем больше участников и матчей, чем дольше дистанция чемпионата, тем слабее его средний уровень. Демократичные любители фестивалей и выставок, напротив, потирали руки от возможности увидеть всех, сразу и много. Адепты культа грандов морщили носы, произнося диковатые для них названия "Албания", "Исландия", "Уэльс", а словосочетание "Северная Ирландия" вызывало у них спинной зуд. Футбольные атеисты, в свою очередь, замечали, что любоваться надо не названиями, а реальным положением дел на поле, ведь футбол горазд на сюрпризы, и побеждают в нем не имена.

36 матчей группового этапа позволили перевести спор из умозрительной в оценочную плоскость. Между лагерями спорщиков началось брожение, и вот уже те, кому категорически не нравился допуск на Euro сборных "средней руки", салютуют неудержимым валлийцам и неуступчивым исландцам, а болельщики с широким кругозором слегка подустали от ежедневного изобилия футбола и поминают иной раз добрым словом прошлые версии чемпионата – с шестнадцатью и даже восемью командами.

Правы здесь и те, и эти, и сохранившие приверженность своим изначальным позициям, ведь оценки и суждения, как и всегда, не более чем дело вкуса. И если до сих пор ведутся споры, хорошо или плохо – 24 команды на чемпионате Европы, это всего лишь значит, что чемпионат дарит массу эмоций и не оставляет никого равнодушным. В этом плане он уже удался.

ДЕНЬГИ К ДЕНЬГАМ

В безусловном выигрыше от расширения Euro, разумеется, должен остаться УЕФА. По его расчетам, суммарный доход от чемпионата установит новый рекорд и составит около 2 миллиардов евро. Это на 43% больше, чем по итогам Euro-2012, когда удалось заработать чуть менее 1,4 миллиарда. Причем в тот раз прогрессия дохода впервые со времен, когда УЕФА под руководством Леннарта Юханссона из чиновничьего оргбюро стал превращаться в бизнес-структуру, вышла минимальной; обычно каждый новый чемпионат увеличивал прибыль многократно.

ДОХОДЫ ОТ ЧЕМПИОНАТОВ ЕВРОПЫ

Турниры

Организаторы

Участники

Прибыль*

Euro-92

Швеция

8

40,9

Euro-96

Англия

16

147,3

Euro-2000

Бельгия/Голландия

16

229,9

Euro-2004

Португалия

16

855,2

Euro-2008

Австрия/Швейцария

16

1350,9

Euro-2012

Польша/Украина

16

1390,9

Euro-2016

Франция

24

2000**

* В миллионах евро. ** Предполагаемый доход.

Больше половины нынешней прибыли – 1,05 миллиарда евро – доставила УЕФА продажа телеправ. В процентном отношении это чуть меньше, чем четыре года назад: тогда поступления от ТВ составили 815 миллионов, или около 59%, но определенное проседание произошло в билетной статье – всего 231 миллион (включая так называемые "пакеты гостеприимства"). На Euro-2016 пущено в оборот 2,5 миллиона билетов – на миллион больше, чем на Euro-2012. Теперь УЕФА предвкушает выручить с них где-то 500 миллионов евро.

Обещают вырасти и спонсорские поступления – с 315 до плановых 450 миллионов евро. В первую очередь этот прирост обеспечен увеличением числа игр – на 20 больше прежнего.

EURO-2016 – КАК EURO-96

Бухгалтерские прикидки – это еще не конечный итог. Соответствует ли ожиданиям действительность? Ответ здесь однозначно жизнеутверждающий: да! Все скептические разговоры по поводу того, что у большинства игр невзрачные афиши, а топ-матчей на первом этапе вообще не найти, и публика их проигнорирует, оказались пустопорожними. Стадионы заполняются почти под завязку – зрительская аудитория стабильно держится в диапазоне 85 – 90 процентов. Трансляции с чемпионата смотрят в 230 странах мира, средняя "посещаемость" каждого показа составляет порядка 150 миллионов человек. Точные цифры, понятно, будут обнародованы по окончании Euro, но нет причин полагать, что они разойдутся с прогнозами, и уж точно вряд ли в сторону уменьшения, поскольку и содержание матчей, и турнирная интрига вполне соответствуют статусу турнира, а порой даже превосходят ожидания.

Последнее утверждение можно оспаривать лишь отчасти: если что и огорчает на Euro-2016 (в плане футбола, конечно, а не чего-либо около него), так это низкая результативность и уклон в оборону. Но разве это впервые? Когда на чемпионате Европы впервые выступили 8 команд – все, казалось, сливки континента, – они совместными усилиями не добрали и до 2 мячей в среднем за игру! Впившийся в память классными голами ван Бастена Euro-88 достиг показателя всего лишь 2,2, Euro-92 перевалил через "двушку" только после второго полуфинала. А Euro-96, первый с 16 участниками? 2,06. И тоже было много крику: зачем раздвинули границы, зачем пустили всех подряд? А сейчас тот чемпионат вспоминается как нескончаемый футбольный праздник.

Поверьте, пройдет немного времени, и то же ощущение возникнет у вас от Euro-2016. Если уже не возникло.

УНЫЛЫЕ АНГЛИЧАНЕ

То и дело приходится слышать разговоры о том, что матчей стало слишком много и просмотр чемпионата отнимает уйму времени. Рецепт тут простой: не надо смотреть все подряд. Зачем жадничать и надсаживаться? В жизни есть немало более интересных вещей и дел, чем просмотр очередной игры, единственный смысл которой порой заключается всего лишь в итоговом результате. Специалисты – другое дело, они в любой, даже самой невзрачной встрече могут подглядеть что-нибудь любопытное, для них Euro-2016 – неисчерпаемый кладезь материала для наблюдений и изучения.

Да и потом, кто и почему вдруг решил, что любители футбола из той же Исландии, Румынии, Венгрии имеют меньше прав болеть за свою сборную на чемпионате Европы, чем самовлюбленные эгоисты из России или Англии, от которых чаще всего и слышны недовольства? Только тем, что они родились и живут в другой стране? Ну так и они, в таком случае, вправе негодовать, что во Францию приехала беспомощная команда, в которой единственным футболистом оказался вратарь. Разве нет?

В конце концов, любой прошлый чемпионат с удовольствием развенчивал фаворитов и возносил выскочек. Проваливались, и не раз, Франция и Италия, Англия и Германия, взлетали к звездам датчане, греки, чехи – сами по себе и со словаками в союзе. Вспомните Euro-88, куда приехали унылые англичане и скучные испанцы, и где нашлось место также состарившимся и беспомощным датчанам? А Euro-92, где те же англичане и непобедимые в ту пору французы разочаровали весь мир, а сборные Шотландии и СНГ его только лишь повеселили? То есть в турнире из восьми участников едва ли не половина, а иногда как раз половина играла плохо. И чем же тогда он, укороченный, превосходил удлиненный нынешний? Тем, что кто-то решил, будто на нем слишком много слабых команд, и отказал этим командам в праве на сенсацию и спортивный подвиг?

ХВАТИТ КЛЕИТЬ ЯРЛЫКИ

Само собой, без сюрпризов и открытий, без Уэльса, Пайета, Венгрии, Макговерна, без всех этих экзотических пряностей, Euro-2016, побеждай на нем только записные фавориты, получился бы рутинным и проходным, как тарелка вермишели без гарнира или подлива. Но в том и прелесть по-настоящему большого турнира, что он крайне непредсказуем, а длинная дистанция и перекрестье амбиций порождают такие замысловатые сюжеты, что не всякий талантливый писатель сочинит.

Пора бы уже, кстати, перестать клеить ярлыки на чужестранные команды – "слабая", "неинтересная", "никому не нужная", "третий сорт" и прочая. Во-первых, не нам, знатным умельцам футбольных дел, оценивать других с высоты роста и позиции силы. А во-вторых, только так мы сможем воспитать в себе и, следовательно, в подрастающих поколениях игроков уважение к сопернику и избавим от двух крайностей, присущих их предшественникам, – шапкозакидательства и идолопоклонства. Только так они научатся в одинаково здоровом состоянии духа выходить на матчи и с Германией, и с Молдавией.

Единственный минус нынешнего чемпионата, пожалуй, лишь в том, что его протяженность увеличилась, и претендентам в чемпионы нужно закладываться на два лишних, по сравнению с 16-командными Euro, матча, а значит, экономить силы и приберегать свой максимум, а заодно и всякие уловки и хитрости, не выкладывать их уже на старте. Возможно, оттого и получились матчи группового этапа такими густыми и плотными с точки зрения стратегии, тактики, единоборств, и не слишком впечатляющими, за редкими исключениями, в плане индивидуального и комбинационного мастерства.

Тем не менее даже в этом свете футбол на полях Франции выглядит привлекательным и классным, а о том, что команд теперь на Euro не 16, а 24, вспоминаешь, пожалуй, только когда по итогам дня вносишь в таблицу свежие результаты. И даже немного жаль, что свободные клетки в таблицах уже закончились.