Футбол

7 декабря 2009, 10:05

Синий краб ждет Европу

Юрий Голышак
Обозреватель

В субботу в Харькове открылся после реконструкции стадион "Металлист" - один из тех, где должны пройти игры Euro-2012.

Глаза Александра Ярославского были полны слез - хозяин "Металлиста" и не догадывался, должно быть, что в этот момент камера выхватила его лицо и показала на весь стадион. Тот самый, который был торжественно открыт двумя часами раньше - и открытие подгадали под его пятидесятилетие.

Над ареной гремел такой фейерверк, какого в Москве я, клянусь, не видел. Летели в темень вечернего неба желтые и синие шары. В VIP-ложе обнимали Ярославского первые лица Украины... Хотел бы и я так встретить когда-нибудь свой юбилей.

Огорчила только сама команда "Металлист": землю грызла в этот вечер, но вдруг проиграла скромнейшей "Оболони" - 0:1. Не реализовав пенальти, оббив всю краску с перекладины и сделав молоденького вратаря киевлян кандидатом в сборную - по крайней мере по версии корреспондента "СЭ".

Не помог Харькову даже Александр Рыкун, о чьих похождениях легенды сложены. Закончил он было карьеру футболиста, стал администратором того же "Металлиста", вовсю раздавал ребятам манишки перед тренировками. А потом передумал - и вернулся на поле. Играет здорово. Не помог и сменивший его во втором тайме экс-сатурновец Алексей Еременко.

Но все это было вечером - а утро в Харькове вышло тоже занимательным. Московскому человеку такая экзотика - увидеть, как главную площадь Харькова перебегает белка и бравый парень из дорожной милиции кидается наперерез автомобилю. Только бы тот не задавил божью тварь.

Нас, корреспондентов, привезли на стадион задолго до официального открытия. Я и не представлял себе, какой здесь интерес к харьковскому стадиону, - телекамер собралось, кажется, под сотню. Впрочем, стадион того стоит - выглядит он со стороны довольно неожиданно. Есть в нем что-то от Эйфелевой башни - похож на краба с огромными синими лапищами. Вглядывался я долго: нравится мне это? Нет? Решил - нравится…

Отстроили новый "Металлист" за девять месяцев. Вернее, полностью преобразовали старый, возведенный в 20-е. Начали перестройку в октябре 2008-го. Работали, как ни странно, одни харьковчане - надо знать местных людей, чтобы понять принципиальность момента. При этом сохранили кусочек старой стадионной стены - память о старом "Металлисте", куда одноименная команда привозила Кубок СССР.

Кто-то из строителей делился печалями - дескать, рекомендации УЕФА менялись слишком часто.

- Знаете, что нам сказали однажды?

- Что?

- "Вы слишком быстро их выполняете". Обратите внимание на деталь - опоры не пронизывают тело стадиона, они будто сами по себе.

Я немедленно обратил.

Кто-то из коллег интересовался запасом прочности стадиона. И получал ответ - конструкция крыши рассчитана на 8-балльное землетрясение.

В холле увидел я давнего знакомого - Сергея Стороженко, вице-губернатора области и вице-президента Федерации футбола Украины. Разговорились.

- Были сложные моменты, - рассказал он. - Особенно на этапе выбора конструкции. Надо было, чтобы крыша закрывала всех зрителей. Было несколько проектов - предлагались колоннады, опирающиеся на конструкцию стадиона… но решили сделать вот этого "краба" на 24 ногах. Держит прекрасно. На крыше теперь можно устанавливать многотонные конструкции. Ведь одно табло весит 12 тонн. Вторая проблема: рекомендации УЕФА. Мы устали подстраиваться - и сделали все с огромным запасом… Работы шли в три смены. К нам приезжали играть в Кубке УЕФА "Сампдория", "Герта" - все были поражены.

- Чем?

- Тем, что встречи такого уровня проходили на строящемся стадионе. Делегат УЕФА не верил, что в день матча из игровой зоны будут убраны краны, что все строительные механизмы сможем отвести в парк. А мы по минутам все рассчитали - и получилось! Теперь аэровокзалом занимаемся, вторую посадочную полосу строим. Гостиницы - небольшие, но исключительно комфортабельные.

- Дорого стадион обошелся?

- Смотрите сами: в Европе построить стадион стоит от 3 до 6 тысяч евро на одно зрительское место. Значит, такая арена класса "элит" на 40 тысяч зрителей обойдется в 240 миллионов евро. А наша стоила 85 миллионов долларов.

Харьков - Москва