Футбол

30 августа 2013, 23:32

Олег Мкртчан: "Новая арена - шанс Краснодара на матчи ЧМ-2018"

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Специальный корреспондент

В четверг поздно вечером "Кубань" последней из российских команд прошла в групповой турнир Лиги Европы, одолев по сумме двух матчей голландский "Фейеноорд" (1:0, 2:1). После матча на вопросы "СЭ" ответил председатель совета директоров краснодарского клуба.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
из Роттердама

Совладелец и глава громадного промышленного холдинга, инвестор "Кубани", владелец контрольного пакета акций клуба после победы над "Фейеноордом" скромно стоял близ служебного входа роттердамской "Бадьи". Ждал игроков и тренеров.

Накануне корреспонденту "СЭ" были обещаны 20 – 25 минут, но при условии удачной игры "Кубани". Игра сложилась. Да еще как! И я включил диктофон.

– Именно такие матчи делают богатого человека футболозависимым?

(Улыбается.) И такие – тоже.

– Лига Европы для вашего клуба – это не просто еще шесть хороших игр, а переход на принципиально иной уровень. Видно, что "Кубань" развивается. Пока – как спортивный проект.

– Откровенно говоря, пока нет полного понимания того, что произошло. Я полностью выхолощен этой игрой. Да, мы идем вперед, тут вы правы. Но не правы, когда говорите, что мы развиваемся только как спортивный проект. У "Кубани" будет новый стадион. Есть надежда, что клубу наконец-то выделят землю под строительство своей тренировочной базы. Если вопрос решится, я построю новый дом для команды за 12 месяцев.

– В этом году объявлено, что Краснодар в 2016-м построит 55-тысячник, а его проектом занимается лондонское архитектурно-дизайнерское бюро. Ваша компания примет участие в этой стройке?

– Да. Мы соинвесторы.

– Но нужен ли "Кубани" новый стадион на новом месте? Не лучше ли изменить нынешний, хорошо его реконструировав?

– Нет, нужна новая арена. Современная, технологичная, стильная.

– Несколько лет назад вы в интервью для "СЭ" говорили иначе. Вам тогда казалось, что играть лучше там, куда болельщики ходят десятилетиями. Мол, это место – намоленное.

– Я и сегодня так думаю, но лучше строить новый стадион. Это разумнее. Там, где построят новую арену, уже играют краснодарские клубы в баскетбол и хоккей. Именно в этом направлении растет город. И потом, новая арена – это шанс Краснодара на проведение матчей чемпионата мира 2018 года.

– Вы всерьез верите, что подобное возможно?

– Если ничего не делать, шанса не будет вообще. Думаю, при условии успешного строительства стадиона Правительство России может рассмотреть вопрос о замене игровой арены турнира в рамках одного региона.

– Иначе говоря, речь идет об "отставке" Сочи?

– В этом городе сегодня нет ни профессионального клуба, ни армии болельщиков, как в Краснодаре. Я лично не уверен, что Сочи способен без проблем принять сто тысяч гостей, которые приедут на две игры мирового первенства. Надо понимать, что в городе-курорте мало тех, кто побежит за билетами на футбол. Даже если это чемпионат мира. И дело не в Сочи – так устроены все подобные города.

– Если Краснодар настолько хочет заполучить матчи чемпионата мира, то логично предположить, что "Кубань" в рамках этой гонки за ускользнувшей мечтой должна к 2018 году претендовать на Лигу чемпионов.

– Хорошая идея, мы подумаем.

– А если серьезно?

(Улыбается.) Нет, а почему не попробовать? Но для начала давайте сыграем в Лиге Европы.

– Вы будете ставить перед командой какие-то задачи на этот турнир?

– Буду. Просто потому, что нельзя играть без конкретной цели. Спорт такого не терпит.

– Есть мнение, что у "Кубани" просто нет кадрового ресурса для успешного выступления в двух турнирах – чемпионате России и Лиге Европы.

– Вы ошибаетесь. У "Кубани" нет проблемы короткой скамейки. Мы купили двух молодых ярких игроков. Они будут заявлены на групповой раунд Лиги Европы и помогут команде. Возможно, приобретем еще одного или двух парней. Клуб этим вопросом занимается.

– Занимается, надо понимать, Сергей Доронченко. Спортивный директор, ваше доверенное лицо в команде. Это правда, что вы с ним знакомы со школы?

– Правда. Мы близки с 16 лет.

– И вы ему абсолютно доверяете, верно?

– Он профессионал. Сережа очень много сделал для "Кубани". И много еще сделает. Он приехал в Краснодар по моему настоянию в 2008-м. Ехать не хотел. У него была хорошая футбольная работа на Украине, где живет его семья. Я попросил, он быстро собрался и занялся делом.

Поначалу было тяжело, даже очень. Прекрасно помню, какой была ситуация, когда мы пришли в клуб. Игроки разрывали контракты и уходили, а мне приходилось платить по взятым другими людьми финансовым обязательствам. Мы тогда потеряли хорошую команду. Все пришлось создавать заново, упав сначала в первую лигу. Попутно нужно было выстраивать клуб как структуру – со своей философией, принципами и людьми, которые смогут с этой работой справиться. Доронченко из тех, кто справляется.

– Меньше чем за год в "Кубани" сменилось четыре главных тренера, а команда успешно играет в еврокубках. Показательный факт. Кто увольнял Красножана, кто отпускал в "Динамо" Петреску? Доронченко?

(Смеется.) Точно не он. Тут вот что важно: клуб стремится не зависеть от личности специалиста, который тренирует команду. Это нерационально, мы так выстраивать "Кубань" не хотим.

– Значит ли это, что Доронченко для "Кубани" сегодня важнее Мунтяну?

– Это примитивный подход. Не нужно рассуждать в таких категориях. Каждый специалист важен по-своему, но клуб изнутри должен выстраивать не главный тренер, а менеджеры, выполняющие волю акционеров.

– Это Доронченко подбирает "Кубани" главных тренеров?

– И он – тоже. Пригласить Мунтяну – его идея. А вот Кучука лоббировал перед губернатором края и президентом нашего клуба лично я. Это было непросто. Предстояло убедить Александра Ткачева, что именно такой тренер нам нужен.

– Вы были в этом уверены?

– Да. Я видел Кучука в деле, у меня была обширная информация от украинских коллег о том, как он работает.

– Теперь этот тренер – в "Локомотиве". Уже совсем скоро вы встретитесь. Удивлены, что в мае все так обернулось?

– Я удивлен, что Кучук мне не позвонил, когда принял решение уйти. Думаю, одного звонка и слов "поймите, такой шанс не всякому выпадает, я давно мечтал о Москве, хочу жить и работать в столице" я заслужил.

– Вас задело, что человек уехал, не попрощавшись?

– И сильно. Он приехал ко мне в Донецк из Краснодара, имея на руках предложение из "Локомотива". И устроил заочный аукцион, сыграв на повышение своего контракта в другом клубе. Меня это покоробило. Кучук сильный тренер, он безусловный профи, но вести себя с теми, кто делал тебе добро, нужно иначе.

– А как вы определяете, какой тренер нужен "Кубани"?

– Лично общаюсь с человеком, параллельно собираю о нем информацию, узнаю мнение Доронченко. Благо, у нас схожие вкусы. Мы можем долго порознь изучать игрока, которого предлагают "Кубани", а потом встретиться – и мнения совпадут.

– Почему вы в свое время выбрали Петреску? А теперь пришел черед Мунтяну. Опять румын.

– Доринел живет в Германии. Это не Румыния. К Петреску я летал лично. Он был большим игроком, ярко начинал тогда как тренер. Нам на том этапе нужен именно такой человек – невероятно яркий и необычный. Когда решение готовилось, я захотел пообщаться в привычной для Петреску обстановке. Понять его, увидеть его жизнь. Рад, что мы с ним не обманулись. Отношения с Даном у всех в Краснодаре по-прежнему теплые.

– А какие у вас отношения с коллегой Галицким?

– Хорошие. Мы постоянно общаемся. Можем многое друг другу сказать. Сергей очень увлеченный футболом человек, у него есть амбиции. И он захочет их реализовать.

– Хорошо ли это для Краснодара – два амбициозных клуба в одном, не самом большом городе?

– В нашем случае – хорошо. Соперничество заставляет развиваться.

– Есть мнение, что Галицкий и Мкртчан, объединив усилия, могли бы создать в Краснодаре команду, которая боролась бы за чемпионство.

– Это мнение имеет право на жизнь. Я и сам его в свое время озвучивал. В том числе коллеге Галицкому. К сожалению, на сегодняшний день подобная ситуация в реальной жизни нереализуема. А вообще Краснодар заслуживает именно такую команду – очень сильную.

– Но пока "Кубань" продает прямым конкурентам своих лидеров. Не жалели, что расстались летом с Ионовым, Езбилисом, Куликом?

– Это были оправданные сделки. У каждой своя история, но мы все делали правильно. Я, например, хотел бы видеть в "Кубани" игрока сборной Армении Езбилиса. Мне это просто по душе, понимаете? Но если игрок хочет уйти, нужно его отпустить.

– "Кубань", как представляется многим, – сейчас самый разумный спортивный клуб страны. Вы продаете игроков на пике их цены. В клубе не держат про запас десять хорошо оплачиваемых футболистов, которые толком не играют. "Кубань" постоянно открывает нашему футболу новые имена. Из последних находок – Беленов и Козлов, в составе в этом году заиграл Бугаев. Это политика клуба – жить разумно, по средствам? Если да, как формулируются ее основные принципы?

– Это просто работа, которую нам удается делать сегодня хорошо. Очень надеюсь, что и дальше будет многое получаться. А вообще нужно жить, думая о будущем и анализируя прожитое. Это помогает, поверьте.