Футбол

31 июля 2013, 12:30

"Если тебе не помогают, готовь 50 тысяч в год"

Сергей ЦИММЕРМАН
Руководитель бюро в Санкт-Петербурге

ЕСТЬ ТЕМА
Чем лучше школа, тем меньше платишь // Андрей Малай: "Разброс цен - от 500 до 1500 рублей за занятие" // "Пробиться нереально. Везде свои"

О проблемах, с которыми сталкиваются родители при подготовке сына к профессиональному футболу, "СЭ" поведала Лариса – мама 19-летнего Алексея Панфилова, игрока "Зенита-2", привлекавшегося к тренировкам с основным составом

– По чьей инициативе Алексей начал заниматься футболом?

– Леше было десять лет, когда он сказал, что будет играть в футбол. Поначалу удивилась, ведь до этого он занимался плаванием. Наверное, свою роль сыграло то, что футбол очень популярен у мальчишек. Первое время сын совмещал занятия, но потом я поняла, что бессмысленно заставлять его ходить в бассейн, когда тут такая самостоятельная мотивация.

– Не было ли у сына на каком-нибудь этапе желания бросить футбол?

– Нет. Эта игра – вся его жизнь. Он не представляет себя без нее. Да и я всегда чувствовала, что сыну необходим футбол. Ведь так важно, чтобы ребенок был счастлив! Когда мы становимся взрослыми, понимаем, что хочется заниматься делом, которое тебе нравится.

Конечно, у меня были сомнения, когда он только начал заниматься – станет ли он профессиональным игроком или нет? Но здесь нужно четко разграничивать родителей на тех, кто ставит своей задачей воспитать из ребенка спортсмена, и тех, кто отдает детей в спорт для их здоровья, повышения самодисциплины. Я относилась ко второй категории, поэтому футбол не был для нас самоцелью. Поэтому смириться с тем, что Леша захотел стать профессиональным футболистом, оказалось достаточно легко.

УЧИТЕЛЯ ИДУТ НА УСТУПКИ

– Трудно ли было Алексею совмещать учебу и тренировки?

– Нелегко. Когда у ребят начинает получаться в футболе на серьезном уровне, они думают, что учеба им не нужна. У нас с Лешей было немало споров на эту тему. Он считал – учеба не так важна, если ты играешь в футбол, я доказывала обратное.

– И как эти споры разрешались?

– Я старалась проецировать учебу на футбол. Ну, например, объясняла, что геометрия развивает пространственное мышление. А это важно для футболиста: ведь нужно рассчитывать траекторию мяча. Алгебра развивает логическое мышление, способствует принятию решений, в том числе на поле. Ну и так далее. В итоге Леша достаточно успешно – без троек – окончил школу и поступил в финансово-экономический институт.

– С учителями не было конфликтов? Ведь наверняка приходилось пропускать занятия.

– Хоть у нас была серьезная гимназия, мы все равно находили общий язык и с классным руководителем, и с завучем, и с директором. Сейчас в школах уделяют большое внимание детскому спорту. А Леша участвовал во всех соревнованиях – и по плаванию, и по легкой атлетике, и по футболу. Разве что хоккей обошел стороной.

Да и в школьной жизни в целом он старался быть полезным, поэтому учителя и шли на уступки. Они понимали, что он не прогуливает, а отсутствует по уважительной причине. Когда сын оканчивал школу, все сказали, что в дальнейшем видят его судьбу в футболе.

– О самом трудном вы сказали. Какую проблему поставите на второе место?

– Психологическую. Причем связана она в том числе с родителями. Ведь в какой-то момент возникает ощущение, что наш ребенок – самый сильный, а в состав не попадает, потому что тренер неадекватно его оценивает. Начинаются переживания по этому поводу. Мне кажется, в ситуации, когда впереди возникают реальные очертания профессиональной карьеры сына, надо удержаться от излишних амбиций и эмоций и уж точно не перекидывать свои ожидания по этому поводу на ребенка. Подобное давление может только навредить.

– Приходилось ли вам следить за питанием сына?

– Нет. Не знаю почему, но мне вообще как-то легко далось воспитание ребенка. Видимо, характер у Леши легкий. Поэтому мы всегда находили взаимопонимание.

С питанием никаких проблем не было, он непривередлив. Конечно, тренер говорил, что питание должно быть правильным, сбалансированным, но ведь так должно быть у каждого ребенка. Каких-то специальных диет сын не соблюдал.

– Большая проблема для многих родителей – то, что ребенка пять раз в неделю надо возить на тренировки на другой конец города. Вы с этим столкнулись?

– Нет. Леша начал заниматься в 10 лет и на тот момент был уже достаточно самостоятельным. Он ездил на тренировки один.

– А на матчи Алексея ходили?

– На выездных играх я, конечно, не очень часто бывала – все-таки еще работать приходится. Зато старалась и стараюсь ходить на все домашние. Леша с его футболом привнес в мою жизнь столько нового и интересного, что без этой части я ее уже не представляю. Дом – одно, работа – другое, а футбол – это даже что-то большее, чем просто досуг.

В ЗЕНИТОВСКОЙ ШКОЛЕ ВСЕ РАСХОДЫ БЕРЕТ НА СЕБЯ КЛУБ

– Если не секрет, вырастить сына-футболиста – дорогое удовольствие?

– Совсем недавно прочитала статью в журнале Forbes о затратах родителей в самых распространенных видах спорта. Там написано, что футбол практически бесплатен. Мол, для него необходимы только бутсы, шорты, футболка и мяч. Мы прошли детские школы – "Локомотив" и "Светлану", потом оказались в академии "Зенита". В первом случае на себя приходилось брать 80 процентов всех расходов на форму, сборы, переезды, турниры и так далее, во втором – почти все 100. А в "Зените" вообще никаких затрат не оказалось – все на себя берет клуб.

Если вам интересны конкретные цифры, то легче говорить о суммах в год. Когда платишь сам, то форма – это порядка 10 000 рублей, летний лагерь – 10 000, максимум – 15 000, турниры – примерно тот же порядок сумм. Итого около 50 000 рублей в год.

– Выходит парадоксальная вещь – чем престижнее и сильнее школа, тем дешевле она для родителей?

– Вы абсолютно правы. Поэтому все и стремятся попасть в более сильную школу (смеется). Это, конечно, шутка. Все-таки в первую очередь всеми движет профессиональный рост.

– Поклонницы не мешали тренировкам Алексея?

– В юношеском возрасте любого интересного парня одолевают поклонницы. Может быть, здесь играет роль сам футбол, так как это популярный вид спорта. Не скажу, что это мешает сыну. Он разделяет футбол и личную жизнь.

– А как вы относитесь к разговорам о том, что сегодня в России молодых футболистов уже в 17 – 18 лет портят большие деньги? Вам с этой проблемой сталкиваться не приходилось?

– На эту тему как-то прочитала: когда еще по сути дети начинают зарабатывать больше родителей, это может стать некоей психологической проблемой для всех. Особенно если вспомнить, как долго в развитие ребенка вкладывались папа и мама.

Сталкивалась с этим и в Лешином окружении. Не буду лукавить: конечно, в 17 – 19 лет ребят уже интересуют деньги, поскольку им хочется себе что-то позволить. Но лично я глубоко уверена: для ребят главное – чего-то добиться в футболе, стать известными игроками. Могу сказать это совершенно точно после общения не только с Лешей, но и его друзьями. Желание доказать, что они лучшие в своем возрасте, никакими деньгами не перешибешь.

Юлия ДУБРОВИНА, Сергей ЦИММЕРМАН