Футбол

4 марта 2016, 07:00

Исполком РФС: урезать и поделить

Сегодня в Москве состоится очередная конференция Российского футбольного союза. Обозреватель "СЭ" – о том, чему она будет посвящена.

Александр ПРОСВЕТОВ

Начнем с того, что определение "очередная" в данном случае больше, чем обозначение чего-то время от времени происходящего, будь то матч чемпионата или судейский скандал. Это часть понятия из нормативного акта под названием Устав РФС, то есть, по сути, юридический термин.

Статья 21 Устава гласит: "Очередная конференция проводится не реже, чем один раз в год в период с 1 февраля по 31 мая". Вот и ответ на вопрос о целесообразности созыва. Время пришло для того, чтобы заслушать отчет исполкома и контрольно-ревизионной комиссии по итогам прошедшего года, которым есть что рассказать – например, о реальном выправлении финансовой ситуации и новых спонсорских контрактах. Необходимо также рассмотреть ряд рутинных или, если хотите, технических вопросов.

А где-то в сентябре состоится другая конференция, на которой, если не случится чего-то экстраординарного, переизберут президента Виталия Мутко. Вторично к управлению отечественным футболом он пришел 2 сентября прошлого года сроком только на один год.

Пока же предстоит принять новую редакцию Устава, которая учитывала бы свежие веяния в ФИФА. Ведь на конгрессе Международной организации футбола в Цюрихе 26 февраля не только избрали нового президента Джанни Инфантино, но и утвердили пакет реформ, включая положение об ограничении пребывания в должности как главы организации, так и члена совета (другими словами, исполкома) тремя четырехлетними сроками. Причем независимо от того, получены мандаты подряд или с перерывом. Это положение закрепляется в Уставе ФИФА, на который ориентируются уставы национальных федераций.

Но интрига конференции кроется не здесь. Мандатами, если уж очень будет нужно, как-нибудь повертим. Загвоздка в том, сколько исполкому РФС требуется членов.

До сих пор их было, как у Пушкина в "Сказке о царе Салтане", 33 богатыря, к коим причислим за твердость духа и президента "Локомотива" Ольгу Смородскую. Однако на первом в 2016 году заседании исполкома РФС, состоявшемся 27 января, был поднят вопрос о сокращении рядов, а это, как известно, процедура болезненная и чреватая горькими обидами.

До сих пор выборы в исполком производились по разнарядке. Представителям регионов и клубам выделялось по 11 мест. При этом РФПЛ, ФНЛ и ПФЛ делили между собой кресла по формуле "5+3+3". Оставшуюся треть заполняла так называемая группа спортивного управления, которую прозвали "списком президента", поскольку она формировалась руководителем организации и включала его самого, первого вице-президента, генерального секретаря РФС, глав лиг.

Мутко выступил против деления на группы и, в частности, заявил, что из-за "списка президента" в исполкоме есть "непонятно откуда появившиеся люди".

Изначальный вариант был радикальным: оставить в составе исполкома 15 человек. При этом в нем гарантировалось представительство профессиональным лигам, игрокам, тренерскому корпусу, женскому футболу, ветеранам. Четыре позиции отходили региональщикам. Зато клубам – ни одного!

Не надо быть политологом, чтобы понять: при таком раскладе президент получил бы более управляемый, чем сейчас, экипаж, поскольку возражать ему способны прежде всего представители команд РФПЛ.

"Представители клубов премьер-лиги яростно сопротивляются", – написал по ходу заседания в твиттере входящий в исполком заместитель председателя Госдумы РФ Игорь Лебедев.

В итоге Мутко предложил компромиссный вариант – 21. Но это в известной игре – сразу точное попадание в яблочко. А во что выливается рассмотрение искомого вопроса, пока непонятно. Создавалась согласительная комиссия. По некоторым данным, вопрос должны были обсуждать непосредственно перед конференцией.

– Если количество членов исполкома будет сокращено, клубы хотели бы, чтобы оставшийся от профессионального футбола представитель обладал правом вето, – заявила журналистам Смородская.

Любопытная, но едва ли осуществимая инициатива. Захочется, допустим, РФС снова изменить лимит на иностранцев – а премьер-лига, как член Совета Безопасности ООН: стоп, ваша резолюция не пройдет.

В новый Устав предлагается включить положение, обязывающее РФС согласовывать кандидатуру тренера национальной сборной с Министерством спорта. В наших сегодняшних условиях это, пожалуй, даже хорошо. Во всяком случае, если кому-то вздумается в будущем позвать такого же "золотого" специалиста, как Фабио Капелло, государство будет нести прямую ответственность. А разногласий по линии "РФС – министерство" в обозримом будущем не предвидится. Если же что-то однажды не понравится ФИФА (хотя юристы, наверняка, тему проработали), внесут, в конце концов, поправку в "Основной закон". Нам не привыкать.

Наконец, ожидаемые изменения в избирательном регламенте связаны, как представляется, с историей во время довыборов в исполком на сентябрьской внеочередной конференции.

Уже упоминавшийся Лебедев, снявшийся с самой президентской гонки, выглядел явным фаворитом. Однако набранных им 50 процентов с гаком голосов не хватило – для избрания требовалось две трети. Соперничество навязал президент Детской футбольной лиги Виктор Горлов. Потребовался второй тур. Теперь у Лебедева стало 65 процентов – так ведь опять недостаточно! Кто-то упорно не понимал линию руководства.

И тогда слово взял Мутко.

– Так, мы что, сидим до утра? – воскликнул он. – Во всем мире во втором туре побеждает простое большинство, а у нас не пойми что. На следующей конференции я внесу предложение по регламенту. Эту картину маслом заканчиваем. Коллеги, давайте договоримся, если не избираем, расходимся.

"Пожалуй, эту короткую речь Мутко можно считать его первой маленькой победой на новом посту", – подвел тогда итог "СЭ".

Теперь мы убеждаемся, что президент РФС слов на ветер не бросает. Члены исполкома впредь, очевидно, будут сразу избираться простым большинством, что конференция и закрепит в Уставе. Если, конечно, делегаты не воспротивятся. Право у них есть.