Футбол

8 декабря 2018, 12:00

"У меня на судне он был простым матросом". Уникальное интервью о юности Мутко

Игорь НОВИКОВ
Корреспондент
Наш корреспондент встретился с капитаном корабля, на котором когда-то служил моряком Виталий Леонтьевич.

Игорь Новиков из Санкт-Петербурга

С 12 лет Виталий Леонтьевич мечтал быть капитаном дальнего плавания. После 8 класса он покинул родной Краснодарский край и отправился поступать в Ростовское речное училище. Поступить не получилось, но Мутко не стал возвращаться домой. Он поехал в Ленинград. В Петрокрепости (сейчас – Шлиссельбург) стал учащимся ГПТУ № 226 речного флота. В 1977 году завершил обучение по специальности "моторист", а затем окончил Ленинградское речное училище.

Сейчас это колледж ГУМРФ С.О. Макарова. В те времена училище находилось на юго-западе Ленинграда – на улице Межевой, э. Туда Мутко ездил на занятия. Сейчас же курсанты обучаются в другом месте – на Большом Смоленским проспекте, 36. Именно там я и встретился с человеком, который обучал Виталия Леонтьевича азам морского дела.

Виктор Щербатых. Фото личный архив Виктора Щербатых
Виктор Щербатых. Фото личный архив Виктора Щербатых

Пройти практику на таком судне - престижно!

В колледже все ходят в форме, есть четкий распорядок дня и устав – дисциплина превыше всего. У входа меня встречает Виктор Васильевич Щербатых. Сейчас он заведует заочным отделением колледжа, а в 70-80-е был капитаном дальнего плавания. Щербатых познакомился с Мутко в 1980 году – будущему президенту РФС, министру спорта и вице-премьеру тогда не было и 22 лет.

– Я работал капитаном на судне "Александр Прокофьев", – рассказывает Щербатых. – Это судно загранплавания. Наше пароходство было базовым для Ленинградского речного училища, начальником которого был Василий Васильевич Цветков. Тогда не всем подряд давали визу. А Виталик был секретарем комитета комсомола, хорошо учился, поэтому и получил назначение на "Александра Прокофьева". Были же и однотипные суда, которые совершали внутренние рейсы. А это другой уровень. Была мотивация для ребят – тем, кто хорошо учился, был верен партии и комсомолу, визу открывали. Пройти практику на таком судне – это престижно! Тогда за рубеж выехать было непросто, а в моряки шли, потому что хотели увидеть другие страны. На берегу у моряка была красная книжка – это не обычный загранпаспорт. Можно было показать в кино и в театрах, и давали свободные билеты.

Здание колледжа ГУМРФ С.О. Макарова. Здесь учился Виталий Мутко. Фото личный архив Виктора Щербатых
Здание колледжа ГУМРФ С.О. Макарова. Здесь учился Виталий Мутко. Фото личный архив Виктора Щербатых

Плохо переносил качку. Однажды даже "смычку" дал

– Каким вам запомнился Мутко? – спрашиваю у бывшего капитана дальнего плавания.

– Виталий был молодым, шустрым парнишкой. Очень исполнительным, целеустремленным. Работал у меня матросом – палубы мыл, красил, чистил. Обычная практика для моряков. Виталик учился на штурмана или механика, но на судне получил рядовую должность – матрос. Работал хорошо, выполнял свои обязанности. Мы ходили в Балтийском и Северном морях, попадали в жесткие шторма. И он плохо переносил качку, был случай, когда даже "смычку" дал (морской жаргон, означает – вырвало. – Прим. "СЭ"). Сказал ему после, что нужно в себе это натренировать, чтобы дальше ходить в море. Но он мне: "Нет, Виктор Васильевич. Я в море не пойду, дальше буду учиться в ЛИВТ (Ленинградский институт водного транспорта, впоследствии был объединен с морской академией имени адмирала Макарова и стал называться Государственным университетом морского и речного флота (ГУМРФ). – Прим. "СЭ").

Практика на "Александре Прокофьеве" длилась четыре месяца. Мутко проходил ее на третьем курсе обучения в училище.

Виталий Мутко. Фото Александр Федоров, "СЭ"
Виталий Мутко. Фото Александр Федоров, "СЭ"

– Жесткие штормы переносить ему было сложно, – вспоминает Щербатых. – А ведь это был первый выход для него. Но дальние плавания он выдерживал, не стонал, не жаловался. Виталий хотел учиться дальше, собирался в ЛИВТ на экономический. Его однокашники потом встречались со мной и рассказывали, что Виталий помнит меня. Привет даже передавал.

– Помните, с кем Мутко общался на судне?

– Экипаж тот плохо помню, но сейчас говорю своим студентам: "Профессия моряка может вывести вас в министры, как Мутко" (смеется). Его береговую жизнь я не очень хорошо знал, только по рассказам коллег. Но его организаторские способности все отмечали, они были на лицо. Когда он был молодой, то пытался устроить какие-то соревнования. У нас на судне все любили поиграть в футбол, волейбол или теннис. Если обстановка позволяет – это случалось во время стоянок или когда погрузку задерживали – молодежь играла постоянно. А иначе не проживешь там! Движений же мало во время рейса! Училище прививало заниматься спортом. На судах в трюмах у нас были вварены специальные штанги, чтобы можно было вешать сетку для волейбола. Столы теннисные были. И в футбол играли. Виталик играл постоянно с ребятами. Крепенький был мальчишка! Бегал, скакал. И когда на судне тревоги были, нужно все бегом – он успевал!

Курсанты колледжа ГУМРФ С.О. Макарова (ранее - ЛИВТ). Фото личный архив Виктора Щербатых
Курсанты колледжа ГУМРФ С.О. Макарова (ранее - ЛИВТ). Фото личный архив Виктора Щербатых

Не все курсанты знают, куда пойти. А Виталик знал

Возможно, после той практики у Виталия Леонтьевича и пропало желание делать карьеру капитана дальнего плавания. Он уже работал в комсомоле, начинал путь в исполком Кировского районного Совета народных депутатов Ленинграда.

– Раньше как – если парень хорошо учится, то по завершении обучения будет работать три года на том пароходе, на котором проходил практику, – говорит Щербатых. – Получается такое наставничество. То есть я был первым наставником у Виталика по производству и по подготовке его к флоту. Но он не хотел в море. После училища поступил в ЛИВТ. В этом и проявлялась его целеустремленность. Сейчас не все наши курсанты знают, чем заниматься и куда пойти после выпуска. А Виталик знал. Он учился в училище хорошо, работал в комсомоле – инфантильного человека туда не зазовешь, он бы ответственным. После училища сразу поступил в ЛИВТ.

Институт Виталий Леонтьевич окончил в 1987 году, и на этом связь будущего министра с морем подошла к концу. Потом он был председателем исполкома Кировского районного, попал в правительство Санкт-Петербурга и в конце 90-х стал президентом "Зенита".

Здание Ленинградского института водного транспорта (ЛИВТ). Фото личный архив Виктора Щербатых
Здание Ленинградского института водного транспорта (ЛИВТ). Фото личный архив Виктора Щербатых

– У каждого были развилки в жизни – когда нужно было принимать решение за секунду. У меня таких было немало, – сказал в 2017-м вице-премьер РФ на встрече с участниками и волонтерами Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи. – Может, это меня сюда и привело, хотя я мечтал быть капитаном дальнего плавания, при том, что качку не переношу.

Сегодня, 8 декабря, Виталию Мутко исполняется 60. В большом спорте и в большой политике он, в отличие от периода службы на флоте, способен перенести любую качку.