Статьи

12 февраля 2010, 11:00

Аркадий Дворкович: "В российском футболе нужна смена поколений"

Помощник президента России и бывший член исполкома РФС рассказал о спорах с Виталием Мутко, посоветовал футбольным чиновникам брать пример с КХЛ, поддержал Международный ТДК и… неожиданно признался в любви к керлингу.

РФС

- Как отнеслись к переменам в Российском футбольном союзе?

- Начнем с того, что в соответствии с указанием президента страны руководители государственных органов власти отныне не могут возглавлять спортивные федерации. Вот почему министр спорта Виталий Мутко ушел с поста руководителя РФС. По этой же причине мы с Александром Жуковым покинули Российскую шахматную федерацию (Жуков был президентом РШФ, Дворкович - первым вице-президентом. - Прим. "СЭ"). Что касается РФС, то ротация в любом случае полезная вещь. Выборы показали, что в стране по-прежнему немало людей, заинтересованных в развитии футбола.

- Кстати, не в курсе, кто же те "уважаемые люди", которые попросили Сергея Капкова отказаться от идеи возглавить РФС?

- Нет.

- В победе Сергея Фурсенко никто не сомневался. Разве хорошо, что у него, по сути, не было конкурентов?

- Кандидат, который идет на выборы без поддержки государства, изначально в худшем положении. Хорошо или плохо… Это данность. Полагаю, настанет момент, когда влияние государственных инвестиций в футбол будет не столь существенно. Пока же без них не обойтись. Лучше всего на эту тему высказался Гаджи Гаджиев: "У всех кандидатов были хорошие программы. Но больше всего шансов на реализацию своей программы имеет Фурсенко". Поэтому на конференции РФС за него проголосовали практически все. У Фурсенко действительно есть интересные идеи. Теперь осталось воплотить их в жизнь.

- Когда он говорит: "Обещаю, что Россия будет чемпионом мира в 2018 году", - о чем думаете?

- Я бы на такие обещания не отважился. Но если Сергей Александрович сдержит слово - буду только рад. Как и вся Россия.

- Вы знакомы?

- Встречались один раз. Но это было задолго до его выдвижения на пост президента.

- С приходом Фурсенко, наверное, не за горами ваше возвращение в исполком РФС?

- С чего вы взяли? В ближайшее время таких планов у меня нет. Другой работы хватает. Впрочем, с РФС связи не теряю, поскольку вхожу в оргкомитет по выдвижению России на проведение чемпионатов мира 2018 и 2022 годов.

- Что заставляет вас верить в реальность этого проекта? Какие у нас козыри по сравнению с Англией или Испанией с Португалией?

- Конечно, с такими странами бороться сложно. Но если вспомнить заявку на Euro-2008, которую я курировал в правительстве, то сейчас у нас и ресурсов побольше, и опыта. Да и вообще, чем чаще подаешь заявки, тем выше шансы рано или поздно победить.

- Какие у вас отношения с Мутко?

- Нормальные, рабочие. Хотя по отдельным вопросам наши взгляды не всегда совпадают.

- Например?

- Исходя из своего опыта работы в исполкоме РФС, я считал, что внутри союза больше полномочий надо делегировать людям, которые ведут отдельные проекты…

- …а не замыкать все на себе?

- Вот именно. Не должен начальник вмешиваться в каждую деталь. Но любой руководитель волен поступать так, как ему удобно. Из этого я и исходил, когда в декабре 2008-го объявил о выходе из состава исполкома. Никто на меня не давил, это было мое решение.

- Одновременно с вами исполком покинул Валерий Драганов. Это совпадение?

- Да. У него были иные причины.

- Самый жесткий спор, который приключился у вас в РФС?

- Как раз с Мутко - по поводу Национального центра футбола.

- Того самого, который вы предлагали выстроить в Звенигороде?

- На Звенигороде свет клином не сошелся. Построить такой центр можно, где угодно. На мой взгляд, он необходим. Помимо национальной команды там готовились бы сборные разных возрастов. Плюс располагались бы медицинский и научный комплексы. Но президент РФС почему-то считал, что в создании такого центра нет нужды.

- Идея умерла окончательно?

- Надеюсь, нет. Если Фурсенко захочет обсудить эту тему, я готов к ней вернуться.

- Вы как-то обронили, что позиции с Мутко не совпали еще по поводу совмещения Хиддинком должностей главного тренера сборной и "Челси".

- Да, но не это стало причиной моего ухода. Хотя я в принципе против совмещения - и не важно о Хиддинке речь или другом тренере. Работа в сборной требует максимальной отдачи и концентрации. Если помните, сразу после его назначения говорили, что по мере возможности Гус будет заниматься не только первой командой, но и выстраивать всю систему подготовки сборных. А на это у голландца и без "Челси" не всегда хватало времени.

- Если б решение зависело исключительно от вас - оставили бы Хиддинка в сборной?

- Да. Но при условии, что работа будет построена на взаимных обязательствах, которые должны полностью выполняться. Хотелось бы Хиддинка почаще видеть в России. С его помощью добиться прогресса в системе сборных команд. Чтоб он принимал более активное участие в формировании нашей футбольной политики, разумеется, руководствуясь интересами сборной.

- А как относитесь к разговорам о привлечении в сборную бразильца Веллитона?

- Ничего плохого в этом нет. Американец Холден одним броском принес нам победу на чемпионате Европы по баскетболу - и все были счастливы. Хотя в нашей футбольной сборной и без Веллитона много хороших форвардов. Дыра если и есть, то в обороне, где уже столько лет не видно альтернативы Игнашевичу с братьями Березуцкими. Но в любом случае последнее слово тут за главным тренером и РФС.

КРИЗИС

- В РФС у вас не возникло ощущения потолка? До определенного уровня доросли, а дальше все равно не пустят?

- Такого ощущения не было. Потому что никаких карьерных планов с РФС я не связывал. Для меня это была всего лишь дополнительная общественная нагрузка, обусловленная моим интересом к футболу.

- Когда в 2001-м с подачи Вячеслава Колоскова вошли в исполком РФС, вас назвали "Мойдодыром российского футбола". Но, кажется, "мойдодыра" из вас не получилось?

- Главное - бюджет РФС за эти годы стал гораздо прозрачнее.

- Благодаря вам?

- Под влиянием разных людей. Но, думаю, и я был полезен.

- Еще в РФС вы возглавляли комитет по организации программ развития футбола. По словам Колоскова, после вашего ухода комитет ни разу не собирался. Он существует для галочки?

- Комитет работал энергично, готовил конкретные предложения - и для исполкома РФС, и для программ развития футбола. Однако на каком-то этапе эти предложения перестали быть востребованы руководством союза. Продолжать деятельность не имело смысла. Изменится ли что-то сейчас - не знаю. Но я комитет точно возглавлять не буду, потому что уже не член исполкома.

- С Колосковым когда последний раз общались?

- По телефону - месяца четыре назад. Обсуждали заявку России на ЧМ-2018/2022. Опыт и связи Колоскова в этом вопросе надо обязательно использовать!

- Не все в РФС считали так же.

- К сожалению, да. Надеюсь, теперь даже Виталий Леонтьевич это понимает.

- С какими иллюзиями вы расстались за время пребывания в РФС?

- Мне казалось, что в российском футболе достаточно профессионалов, способных поднять его на новый уровень. На самом деле их очень мало.

- Неужели ничего не меняется?

- Слишком медленно. Нужна смена поколений. Вот летом 2008-го гендиректором РФС стал Алексей Сорокин. Он и впрямь большой профессионал. Таких людей в нашем запущенном футбольном хозяйстве должно быть как минимум несколько десятков.

- Вы собирались вынести на исполком РФС предложение - обязать все клубы премьер-лиги по примеру ЦСКА открыть свои бюджеты. Что помешало?

- При нынешней системе у РФС нет никаких рычагов, чтобы обеспечить прозрачность клубов. Равняться стоит на КХЛ, где в определенной мере это удалось. Бог даст, и в российском футболе когда-нибудь добьемся хотя бы такой же степени открытости.

- Почему мировой финансовый кризис наш футбол никак не изменил?

- Рост зарплат чуть-чуть приостановился. А в остальном - да, вы правы, ничего не изменилось. Но сейчас в России такая картина практически везде - не только в спорте. Люди пытаются сохранить статус-кво как можно дольше.

- Это скверно?

- Это рискованно.

- А дальше - что?

- Футбол - штука очень затратная, полностью окупаться не может. Но это не значит, что не надо стремиться к отдаче средств. Когда в развитие собственного бизнеса и инновации наши компании начнут охотнее вкладывать деньги, на спорт их останется меньше. Тогда руководители клубов сразу задумаются, что деньги нужно не получать, а зарабатывать.

- Для вас в этом смысле есть положительные примеры?

- "Рубин" второй год подряд вышел в Лигу чемпионов и окупил большую часть вложений. Отчасти это относится к ЦСКА. Но, как по сравнению с Казанью устроен бизнес в армейском клубе, я понимаю еще меньше.

- Нет опасений, что уход Минтимера Шаймиева с поста президента республики отразится на "Рубине" не в лучшую сторону?

- Уверен, болельщикам "Рубина" не стоит волноваться. Команда без внимания не останется. Преемник Шаймиева - Рустам Минниханов - тоже очень любит спорт.

- Отказ "Норникеля" от финансирования "Москвы" вас удивил?

- Нет. Удивило лишь то, что "Москва" при таком коллапсе прошла лицензирование и сохраняет шанс начать сезон в премьер-лиге. Вообще история простая. В столице футбольных клубов больше, чем город в состоянии потянуть. Поддержка их базируется на индивидуальных либо политических решениях. У "Москвы" сегодня нет ни того ни другого. Возможно, на клуб найдется покупатель. Хотя самое разумное в этой ситуации - объединить наконец "Торпедо" и "Москву".

- "Томь" год назад тоже уверенно шла ко дну, но уцелела, попросив помощи у государства…

- …не забывайте, в Томске - всего один футбольный клуб. В Москве - много. В этом разница.

- Я о другом. Правильно ли это - томский вариант спасения?

- Посреди сезона, может, и правильно. Ничего хорошего, когда команда снимается в разгар чемпионата. Другое дело, в российском футболе разница между богатыми клубами и бедными очень велика. А значит, и возможности приглашать сильных игроков несопоставимы. В той же КХЛ стараются решить эту проблему с помощью драфта, потолка зарплат. Пора бы и в футболе найти какой-то выход.

ОЛИМПИАДА

- Вы капитан команды "Росич", созданной при правительстве РФ. Кто из наших политиков - футболист номер один в вашем личном рейтинге?

- Александр Жуков.

- А номер два?

- Из действующих политиков - пожалуй, Сергей Лавров.

- Прошлым летом в товарищеском матче игрок "Росича" Олег Малышкин сломал нос Валерию Газзаеву. За вами таких подвигов не числится?

- Таких нет, но в игре без стыков не обходится. Сам как-то трещину в ребре получил. А возвращаясь к эпизоду с Газзаевым… Это футбол. Тем более Олег - защитник жесткий.

- В сентябре 2009-го в рамках первого детского Международного турнира дворовых команд, который проводил "СЭ", "Росич" встречался в Лужниках со сборной представителей посольств, стран - участниц турнира. Тогда, к счастью, обошлось без травм.

- Это правда. Здорово, что "СЭ" удалось на футбольном поле объединить представителей разных государств и провести такой турнир. Со своей стороны, готов оказать вам всяческую поддержку. В том числе на уровне контактов с другими странами. Пожелание у меня одно.

- Какое?

- Если и в этом году на Международный ТДК пригласите "Росич", - улыбнулся Дворкович, - соперника выбирайте посильнее.

- От ТДК - к Олимпиаде. Михаил Мамиашвили рассказал, что ближайшие две недели собирается не спать ночами - чтоб не пропустить прямых трансляций из Ванкувера. Вы его понимаете?

- Еще бы! Сам хочу как можно больше соревнований увидеть в прямом эфире. И с ужасом думаю, как это отразится на работе…

- В зимних видах у вас какие предпочтения?

- Люблю смотреть все. Но особенно - хоккей, биатлон и керлинг.

- Насчет керлинга - удивили.

- Почему? Замечательный вид спорта. Меня он просто гипнотизирует! Кто-то из англичан назвал керлинг homework on ice - "домашняя работа на льду". Точнее не скажешь. Знаете, чем еще он меня привлекает?

- Чем?

- Это единственный вид спорта, в котором у меня сохраняется шанс стать олимпийским чемпионом.

- Вы серьезно?

- Абсолютно. Если уволят с работы, займусь керлингом. Этой игре все возрасты покорны. В Олимпиаде постоянно участвуют игроки, которым далеко за 40. А мне - 37.

- Среди спортсменов, которые отправились в Ванкувер, есть ваши знакомые?

- Сергей Федоров. Немного пообщались в 2008-м на приеме в Кремле по случаю победы нашей сборной на чемпионате мира.

- Это когда Александр Овечкин заявился к президенту в шлепанцах на босу ногу?

- Ничего страшного. Саша не успел переодеться, ведь ребят привезли прямо с самолета.

- Хоть кто-то еще на вашей памяти разгуливал по Кремлю в шлепанцах?

- Нет. И едва ли, кроме Овечкина, на это снова кто-нибудь решится.

- Сами-то в Ванкувер выбраться планируете?

- Если получится выкроить пару дней - с удовольствием. Конечно, как и все, мечтаю о хоккейном финале Россия - Канада. На победных для нашей сборной чемпионатах мира я не был. Даже решающие матчи толком не видел.

- Почему?

- В 2008-м с "Росичем" возвращались из Таганрога. Рейс из-за поломки самолета задержали. Когда в зале прилета Шереметьево-1 прильнули к телевизору, оставалось пять минут до конца третьего периода. Но золотой гол Ковальчука все-таки увидели. И прямо в аэропорту отметили победу. А в прошлом году во время чемпионата мира я отдыхал с семьей в Римини. Обошел там все бары, но везде показывали футбол. До хоккейного финала итальянцам дела не было. В итоге к началу второго периода через какой-то латвийский сайт я нашел пиратскую трансляцию в интернете. С компанией друзей из полутора десятка человек мы сидели перед маленьким экраном ноутбука и болели за наших. Если в Ванкувере сборная России попадет в финал, надеюсь, увидеть матч живьем уже ничто не помешает.

Александр КРУЖКОВ