Вслед за командами премьер-лиги на предсезонный сбор в Турцию отправились и судьи, разместившиеся в Белеке в отеле Papillon Belvil.
- Вообще-то я не люблю внимания к своей персоне, - чуть не передумал давать интервью 40-летний Гончар. - Да и премьер-лигу уже два года не сужу, только сейчас надеюсь вернуться. Может, не стоит?
- Стоит, Александр. Как раз об этом и расскажите - мечтаете вернуться?
- Конечно. Желание огромное - после двух сезонов отсутствия. Я, как и любой судья, мечтаю работать именно в премьер-лиге. Сборы начались, теперь все зависит только от меня. Из прежних ошибок выводы сделаны. Здесь, в Турции, собрались кандидаты на судейство как раз в премьер-лиге. Надеюсь, отсужу контрольные игры удачно, да и с нормативами проблем не будет.
- После чего вас убрали?
- Из-за ошибок. У меня в 2007-м были матчи "Спартак" - "Зенит" и "Рубин" - ЦСКА. Борьба за первые места. Голевых ошибок не было, зато случились методические. Где-то недобежал, что-то - не увидел. Причем в обе стороны. Я искал причины в себе. Конкуренция сейчас в премьер-лиге высокая, право руководства - выбирать людей, которые готовы судить следующий сезон.
- С тех пор вы стали сильнее как судья?
- Опытнее. В первом дивизионе игры не такие простые. На трибунах по 20 тысяч собирается.
- Кажется, у вас сумасшедшее желание показать себя.
- Угадали. Молодежь поджимает. При нынешнем курсе на омоложение у этих ребят отличный шанс. Обстановка на сборе доброжелательная. Есть пять-шесть ребят из первого дивизиона, которые пока не претендуют на роль главных в премьер-лиге. Их сюда привезли, чтобы набирались опыта.
- Когда-то у вас, помню, была нашивка - "рефери ФИФА".
- Была. Но если игры премьер-лиги не обслуживаешь - автоматически эта эмблема снимается.
- Сколько вы были арбитром ФИФА?
- Три года.
ЧЕМПИОН ПО БЕГУ У НАС - ДОРОШЕНКО
- Нагрузки на сборах легко переносите?
- Когда тренируешься - переносишь легче, а вот после отпуска тяжелее. Но я к кроссам нормально отношусь.
- В серединке?
- У нас по кроссам нет нормативов - просто есть длительные, по сорок минут. Кому-то, как Игорю Егорову, легче 50 раз по сто метров пробежать, чем час кросса…
- Это вы видите?
- Это я в его интервью вычитал. Когда начинал судить, меньше уделяли внимания своей физподготовке. Сейчас повысились требования к скорости.
- Есть среди судей чемпионы по бегу?
- Виталий Дорошенко.
- Какой матч в вашей карьере стоил особенных физических сил?
- Матчи лидеров судить сложнее, тот же "Спартак". У них скорость выше. А вот температурный рекорд вспомнить могу - 98-й год, Тбилиси. Мне, начинающему арбитру, доверили судить международный турнир. Температура была - градусов пятьдесят…
- Как же справились?
- Не знаю. Но восстанавливался долго. Раньше я мог выйти с микротравмой на любительские соревнования, но сейчас такое невозможно. Я стал профессиональнее.
- У вас же и отец был судьей?
- Да. Второй год провожу в Сочи турнир памяти отца. Его помнят, все-таки десять лет возглавлял городской спорткомитет.
- Застал ли отец ваши судейские успехи?
- Года не дожил до момента, когда я появился в премьер-лиге. Очень обидно.
- Вам советы давал?
- Всегда говорил: "Суди честно". Это как заповедь. Отец был главным для меня учителем.
- Пройдут годы, но имя ваше будет ассоциироваться для многих с игрой "Сатурн" - ЦСКА и дракой в ней. Согласны?
- Напрасно вы так - этот матч в последнее время почти не вспоминают. Методические ошибки в той игре действительно были.
- Что вы сделали не так?
- Опыта не хватило - остудить пыл футболистов. Сегодня я бы быстрее взялся за карточки. А мне тогда все казалось: надо дать поиграть, пусть ребята борются. Не прочувствовал момент, когда дошло до искр.
- Потом пересматривали матч?
- И не раз. Я вообще многие свои игры пересматриваю. Но тогда мне день-два понадобилось, чтобы прийти в себя.
- Эти два дня вы провели, как Лев Яшин после Чили, - уехали с удочкой с глаз людских?
- Я не рыбак, хоть море под боком. Ждал, какое будет решение. Слишком большой случился резонанс. Можно было и закончить с судейством.
- А какие матчи пересматриваете с радостью?
- К примеру, "Зенит" - "Спартак" в Санкт-Петербурге, москвичи тогда - 4:1 выиграли. Первый матч Федотова как главного тренера "Спартака".
КОГДА СУДЕЙСТВО - В РАДОСТЬ
- Чем прошедший сезон для вас отличался от предыдущих?
- Не было неудовлетворительных оценок. Целый сезон без них - дело почти невозможное. А матчи были очень сложные.
- Самый ажиотажный, который судили?
- В Махачкале, "Анжи" играл с Белгородом. Хозяева, если побеждали, выходили в премьер-лигу. Стадион битком, сыграли - 0:0. В Махачкале зрители не очень хорошо относятся к судьям, но тут слова дурного про меня не сказали.
- Футбол вам снится?
- Снится. Это не лучшие сны - кажется, то бутсы забыл, то на самолет опоздал. Во сне приходит то, чего очень боишься. В жизни такое только раз случилось. Приехал на матч "Анжи-2". Жили в Каспийске, в частной гостинице. Накануне игры с бригадой решили прогуляться до моря. Администратор сказал: "Ценные вещи забирайте".
- Что было ценного?
- Барсетка, в которой лежал свисток и карточки. Но брать с собой не стал, сунул под подушку. Обычно у меня форма уложена задолго до игры. Время ехать на матч - только взгляд бросил на сумку: вроде все на месте. Приезжаю на футбол, вспоминаю: свисток с карточками так и остались под подушкой.
- Свистели пальцами и ни одной карточки не показали?
- Мне повезло - тогда еще не было четкого деления на лайнсменов и главных судей. У каждого помощника был комплект "свисток - карточка". Начал игру я чужими карточками - к перерыву подвезли мои, родные…
- Никогда не пытались проявить себя в бизнесе - как коллега Егоров?
- Не получится из меня бизнесмен, точно знаю. В начале 90-х в Сочи открывали филиал фирмы. А чтобы понять, получится у нас с приятелем или нет, доверили продать блок жевачки.
- Дешево продали?
- Вообще не продали, сами все сжевали. На этом бизнес закончился.
- Характер у вас не для бизнеса?
- Абсолютно. Я доверчивый. Счастлив, что нашел в жизни работу, от которой получаю огромное удовольствие.
- Вы слышите, что кричат с трибуны?
- Когда полный стадион - ничего не разберешь. А концентрация при полных трибунах повышается.
- Самое тяжелое в вашей работе?
- Добившись результата, удержаться на высоте.
- Самая несправедливая критика в вашей жизни?
- Давний матч "Алания" - "Локомотив". Я сначала получил "неуд" от инспектора, но апелляционная комиссия меня оправдала, оценку выправила. Но со стадиона тогда три часа не могли выбраться, толпа не выпускала.
- Так что произошло?
- Этот матч закончился со счетом 2:1 в пользу "Локомотива". Я занял удачную позицию, чуть сбоку, - спорный момент видел здорово. Расстояние между нападающим "Алании" Тудором и защитником Сенниковым было - сантиметров двадцать. Защитник выставил вперед ногу, Тудор увидел - даже соприкасаться с ней не стал, сразу рухнул. Воткнулся бутсой в газон. Если сзади смотреть или с трибуны - пенальти стопроцентный. Даже на пленке "Алании" так казалось.
- Вам повезло?
- Нас все-таки учат, как бежать и куда смотреть.
- Если б вернуть все лет на пятнадцать назад - все равно пошли бы этой дорогой?
- Разумеется. Судейство мне столько радости принесло, благодаря ему в стольких странах побывал. Даже когда не был судьей ФИФА, ездил в качестве четвертого арбитра с нашими бригадами в Европу.
- Самая потрясающая поездка?
- В Испанию, на полуфинал Лиги чемпионов - "Вильярреал" играл с "Арсеналом". Валентин Иванов судил, матч был сумасшедший. Испанцы не забили на последней минуте пенальти - и англичане вышли в финал.
- А самые тяжелые бытовые условия, в которых оказывались?
- Так я вторую лигу прошел - бывал в Нарткале, например. Без этого никак. С 1992 года судил на линии, мне все не так легко давалось.
- Рядом с судьей Сухиной как-то на Кавказе упала коньячная бутылка. Вас такое миновало?
- Не миновало. Пустая бутылка тоже падала - хорошо, не разбилась. В том же Раменском тяжело уходили, с трибун все подряд летело.
Юрий ГОЛЫШАК
Белек - Москва