14 мая 2011, 00:16
"СЭ-Воскресенье" начинает серию рассказов о самых ярких публичных выступлениях великих футбольных ораторов современности. Первое слово предоставляем чемпиону Испании и финалисту Лиги чемпионов, главному тренеру "Барселоны" Хосепу Гвардьоле.
Когда: 26 апреля 2011 года
Где: Мадрид, стадион "Сантьяго Бернабеу"
Событие: Пресс-конференция перед первым матчем 1/2 финала Лиги чемпионов-2010/2011 "Реал" - "Барселона".
Слова
"Сеньор Моуринью со свойственной ему фамильярностью назвал меня Пепом, поэтому я назову его Жозе. Итак, Жозе, встретимся на поле и там выявим победителя. За его пределами ты, конечно, победил. Не только сегодня, но и вчера, да и вообще весь год ты брал верх. Да, вы не ослышались, я говорю, что Моуринью победил меня за пределами поля. Здесь, в этом зале для пресс-конференций, он чертов босс, чертов господин, и в этом я не могу, да и не хочу с ним соперничать".
Предыстория
Ведь и не скажешь с ходу, когда это все началось. Когда между Гвардьолой и Моуринью пробежала черная кошка? Точно до того, как португалец пришел в "Реал" - это назначение было лишь выходом на финишную прямую словесной войны - и точно после его ухода из "Барселоны", в которой он работал ассистентом с 1996 по 2000 год. Некоторое время назад Гвардьола даже с теплотой вспоминал времена, проведенные бок о бок с Моуринью в "Барсе", а если покопаться в видеоархивах, то можно и вовсе найти уникальные кадры от 29 июня 1997 года. На них молодой черноволосый португалец, стоя перед восторженной толпой и держа в руках только что выигранный Кубок короля, клянется в вечной любви сине-гранатовым: "Сегодня, завтра и навсегда – "Барса" в моем сердце!" Ах, знал бы он…
Впрочем, речь сейчас не о Моуринью, а о его более молодом, но не менее успешном коллеге. Как оказалось, и в остроте языка каталонец португальцу ничуть не уступает. Но как же так получилось, что всегда спокойный и сдержанный Гвардьола вдруг позволил себе откровенную ругань на весь мир? Да еще и в адрес коллеги. Да еще и накануне ответственного матча. Это в облегченном переводе "СЭ" словечко "puto" значилось как "чертов", на деле же все куда серьезнее. В кино бы, например, использовали чуть более жесткое "долбаный", а во дворе – и того хлеще.
По мелочи-то оба специалиста кололи друг друга весь сезон, но палку не перегибали. "Ненависть к Моуринью? – смеялся Гвардьола еще в январе. - Да вы что, он славный парень! Подобного рода эмоции допустимы среди болельщиков, но тренеры и футболисты чаще всего испытывают уважение друг к другу". Однако сказано это было в спокойное, мирное время. Через три месяца все изменилось.
Четыре класико за три недели – не только большое зрелище, но и большие нервы. Битвы "Реала" и "Барселоны" - товар штучный, но когда он превращается в сериал, последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Встреча в чемпионате, финал Кубка и два полуфинала Лиги чемпионов: это, как сказали бы наши американские партнеры "too much". Нервы сдавали не только у болельщиков и журналистов, но и у тех, кому положено всегда держать рассудок холодным, – у тренеров.
Кто начал первый, непонятно. Ясно, что в какой-то момент все слова, даже самые безобидные, обрели второй, потаенный смысл, который оппоненты всегда вытаскивали на первый план и в котором усматривали желание задеть, унизить, оскорбить.
Прошел перед полуфиналом слух: матч будет обслуживать португальский арбитр Проэнса. Гвардьолу спросили: как, мол, к этому относитесь? Пеп полушутя ответил: "Думаю, Моуринью будет доволен". Дескать, соотечественники, все дела. Слух оказался всего лишь слухом, и на игру назначили Вольфганга Штарка. Мадридская пресса посчитала, что УЕФА пошел у "Барсы" на поводу.
Тут же вспомнили проигранный каталонцами финал Кубка, в котором не засчитали гол Педро из сантиметрового офсайда, и слова Гвардьолы о слишком хорошем зрении бокового судьи. В ехиднейшей манере Моуринью заявил, что его визави входит в редкую группу тренеров, критикующих правильные решения арбитров. При этом фамилия "Гвардьола" не прозвучала ни разу, только фамильярное "Пеп". Ну и тон соответствующий. Вот после этого-то главный тренер "Барселоны" и произнес ту речь, с которой мы начали. Для полноты ощущений советую ее еще раз перечитать.
Последствия
А последствия таковы, что "Барселона" вышла в финал Лиги чемпионов, фактически обеспечив положительный исход еще в первом матче, когда "Реал" был бит на своем поле со счетом 2:0. В этом матче было многое: и спорная красная карточка Пепе, и удаление с тренерской скамейки Моуринью и чересчур картинные падения футболистов "Барселоны". Словом, игра получилась под стать тому, что творилось до нее, - склочная, рваная, нервная. По ее окончании оба тренера вновь обменялись "любезностями", а клубы завалили УЕФА жалобами друг на друга.
Как бы там ни было, жесткие по форме слова Гвардьолы перед матчем, по сути оказались верны. Моуринью был "чертовым боссом и господином" в зале для пресс-конференций, а "Барса" ответила на поле. Не только в Лиге чемпионов, но и в чемпионате, победу в котором в эти дни празднует вся Каталония. За свои слова главный тренер "Барселоны" ответил, а значит, сказаны они были не зря. Моуринью же ждет следующего сезона…
"Гвардьола выдержал невероятный поток давления, льющийся на него на протяжении всего года, - сказал после оформления очередного титула президент "Барселоны" Сандро Россель. - У нас самый лучший тренер в мире и в истории. Я горжусь им".
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ