Футбол

9 ноября 2011, 01:50

Планета Козьмич

Вчера утром не стало Козьмича. В 10.30 утра остановилось сердце выдающегося футболиста и тренера, чемпиона Европы и Олимпийских игр Валентина Иванова.

Он долго болел. Все мы, и близкие в том числе, понимали, что болезнь Альцгеймера - неизлечимый недуг. Но смерть, как это всегда бывает, резанула наотмашь. Узнав о случившемся, я немедленно набрала телефон Лидии Гавриловны Ивановой, не имея ни малейшего понятия о том, что сказать ей в этой ситуации. Мы просто плакали по разные стороны телефонной линии, и в этот момент я отчетливо поняла, что совершенно не хочу в этот горестный день писать дежурные слова, перечисляя количество сыгранных Ивановым матчей, забитых им голов и завоеванных медалей. Хочу просто проститься с великим человеком, посвятившим всю свою жизнь единственной команде и единственной женщине.

Когда женщина, прожив с мужчиной более пятидесяти лет, по-прежнему произносит его имя с придыханием, это говорит о многом. История семьи Ивановых уникальна: два олимпийских чемпиона, два несокрушимых и бескомпромиссных характера - и море нежности по отношению друг к другу. Каждый раз, когда я встречала звездную пару на том или ином спортивном мероприятии и видела, каким влюбленным взглядом смотрит на жену Валентин Козьмич, вспоминала историю, рассказанную когда-то Лидией Гавриловной о том, как "ее Валя" в период жениховства приносил на свидания шоколадные конфеты, а она, вечно голодная, как все гимнастки, проглатывала их почти не жуя.

- Он - максималист, - любила говорить Иванова о муже. - Был по-настоящему хорошим футболистом и требовал максимальной отдачи на поле от всех, с кем вместе играл. Точно так же относился к делу, когда стал тренером. Но главное - он всегда очень любил людей. Как тех, с кем работал ежедневно, так и тех, с кем судьба сводила лишь эпизодически.

Пожалуй, только сейчас, когда в памяти всколыхнулись воспоминания, стало до конца понятно, насколько Козьмич был скромен. По сравнению с большинством российских футбольных звезд он ведь даже не звезда - планета. То поколение торпедовских игроков, отмеченное фигурами Иванова, Эдуарда Стрельцова, Валерия Воронина, Славы Метревели, - вообще отдельная история в футболе. Сонм великих и в то же время очень земных людей. И достижения были под стать. Поколение победителей.

Отголоском той бескомпромиссной психологии стало для меня одно интервью уже тяжело больного Валентина Козьмича - французской журналистке, в ходе Euro-2008 специально приехавшей домой к чемпиону Европы-1960, чтобы взять у него комментарий по ходу полуфинальной игры России с Испанией. На вопрос: "Как вам команды?" - Иванов отрезал: "На поле была только одна команда. Испанская..."

Люди, обладающие большим сердцем, всегда сильно уязвимы. Они острее реагируют на несправедливость и обиды, дольше переживают их, но при этом никогда не позволяют себе выплескивать переживания на близких. Таков был сам Козьмич, таким же вырос его сын - знаменитый в недавнем прошлом футбольный арбитр. Они, двое мужчин, как могли оберегали от своих футбольных проблем и переживаний Лидию Гавриловну, а она, прекрасно все понимая, делала то же самое по отношению к мужу и сыну. Рассказала однажды вскользь, что после поражений "Торпедо", когда все кому не лень начинали звонить мужу домой и мотать ему нервы, она как бы невзначай подсовывала ему детей, чтобы те отвлекали Козьмича от неприятных дум, а телефон брала на себя. И добавила: "Спать-то в такие дни все равно было невозможно".

Глядя на Козьмича-тренера в его лучшие годы, я всегда слегка завидовала его игрокам. Мне кажется, он был отличным воспитателем. Не нянькой, но человеком, рядом с которым всегда хочется быть лучше, стремиться к большему. Другими словами, всячески ему соответствовать. Не случайно ведь Иванов-младший - сын, чьим воспитанием, как все выдающиеся и вечно занятые тренеры, отец занимался на первый взгляд не так уж и много, - сказал однажды Лидии Гавриловне: "Я никогда не подведу фамилию".

А еще, вспоминая Козьмича, на ум невольно приходит фраза о том, что на Ивановых вся русская земля держится. Даже когда они уходят...

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

ТАК ОН ВОШЕЛ В ИСТОРИЮ

Валентин Иванов родился 19 ноября 1934 года в Москве.

Всю игровую карьеру провел в московском "Торпедо".

В чемпионатах СССР провел 286 матчей и забил 124 гола. Еще 16 мячей забил в играх Кубка СССР и 26 - за сборную Советского Союза, став ее третьим бомбардиром после Олега Блохина и Олега Протасова.

Чемпион СССР 1960 и 1965 годов. Обладатель Кубка СССР 1960 года.

Олимпийский чемпион-1956.

Обладатель Кубка Европы-1960, серебряный призер-1964.

Участник чемпионатов мира 1958 и 1962 годов.

С четырьмя мячами стал лучшим бомбардиром ЧМ-1962 вместе с бразильцами Гарринчей и Вава, Леонелем Санчесом (Чили), Флорианом Альбертом (Венгрия) и Драженом Ерковичем (Югославия).

В качестве главного тренера пять раз возглавлял "Торпедо" (1967-1970, 1973-1978, 1980-1991, 1994-1996, 1998). Под его руководством автозаводцы выиграли весенний чемпионат СССР 1976 года и трижды (1968, 1972, 1988) Кубок СССР.