Футбол

20 августа 2011, 01:40

Игорь Усминский: "Так можно и про Филимонова выдумать, что он матч сборной сдал"

Дмитрий Симонов
Первый заместитель главного редактора

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ.
ПРЕМЬЕР-ЛИГА

- Игорь, вы точно готовы к интервью?

- Да, - прозвучал из трубки усталый, хмурый голос.

- Первый вопрос сразу в лоб. Это была честная или нечестная игра?

- Честная. Мы играли с полной отдачей. Но как получилось, так получилось. Видимо, это был не наш день...

* * *

Тут стоит сделать паузу - чтобы напомнить суть дела. Особое внимание к матчу 20-го тура "Краснодар" - "Крылья" привлекли удивительные колебания букмекерских котировок в пользу гостей. Хозяева в той встрече, согласно статистике "СЭ", создали семь голевых моментов при четырех у соперника, нанесли 20 ударов в сторону и 12 в створ ворот "Крыльев", дважды потрясли каркас ворот, подали 8 угловых. Но кому нужны цифры, если счет - 1:2, а оба мяча забиты "Краснодару" в довольно нелепых ситуациях?

В течение недели футбольный мир обсуждал игру в Краснодаре. И за это время, надо признать (в том числе и мне как человеку, открыто выражавшему сомнения относительно характера борьбы краснодарцев с самарцами), ветер профессиональных мнений задул в другую сторону. Все чаще звучат заявления уважаемых и знающих людей, что матч "странным" все-таки не был. Впрочем, окончательный вердикт мы не услышим никогда. Провести разбирательство и открыть народу истину - осудить или оправдать - в отечественном футболе, как уже писал "СЭ", сейчас попросту некому.

Журналисты различных изданий меж тем пытались что-то выяснить у участников событий. Разговаривали и с главным тренером "быков" Славолюбом Муслиным, и защитником-капитаном Александром Амисулашвили, и с хавбеком Олегом Самсоновым. Но самый важный голос - того, кто и является виновником пропущенных голов, - до недавних пор так и не прозвучал.

Однако поговорить 34-летний Игорь Усминский согласился. Проявив настоящее человеческое мужество, поскольку не мог не понимать - беседа с ним волей-неволей превратится в своего рода допрос, а он - в подозреваемого. Честно скажу: после разговора с Усминским осталось впечатление, что он нормальный, сильный духом мужик.

* * *

- То был худший матч в вашей 15-летней карьере на высшем уровне?

- Ну понятно, что хорошим его не назовешь. Настраивались мы очень сильно. У нашего президента (Сергея Галицкого. - Прим. Д.С.) был день рождения. Хотелось победить, но... Может, перегорел. А может, все эти слухи вбились в голову.

- Когда вы о них узнали?

- Перед игрой. Часа за четыре до начала. Я ставки не делаю и чтением прессы не увлекаюсь. Так что узнал от ребят, от персонала. Немножко насторожило, конечно, все это движение... Может, какую-то роль оно и сыграло. Надо было матч провести как следует. Но сами видели, как все вышло.

- У вас есть объяснение двум пропущенным мячам?

- В первом случае (на 34-й минуте. - Прим. Д.С.) мы столкнулись с Тубичем. И когда я возвращался обратно в ворота, был немного дезориентирован. Плюс к тому мяч полетел мне в противоход, и ноги у меня просто уехали по полю, мяч отнесло дальше. И вдобавок дыхание сбилось.

- Теперь второй гол, от Бобра на 84-й.

- Стоял, ждал прострела. Удачно у него мяч соскочил с ноги. Свалился в область моей ноги и штанги. И попал в мертвую зону, где вратарю тяжело сыграть что ногой, что рукой. Там надо было определять вектор движения... Удачно попал - что я могу еще сказать.

- Скажите, а почему столкнулись с Тубичем. Вы не крикнули? Он не услышал?

- Я крикнул. Мы оба играли по мячу. Шла борьба - кто быстрее. Мне вообще, если честно, показалось в пылу борьбы, что столкнулся с соперником. Думал, сейчас будет свисток... Поэтому немножко и замешкался. Когда услышал, что судья говорит: "Играть!", - сразу побежал к воротам.

- Какая атмосфера царила в раздевалке после матча? Что друг другу говорили игроки? Или ничего не говорили?

- Успокаивали друг друга. Меня поддерживали как могли. Ответственность-то была огромная... Говорили, что надо идти дальше, готовиться к следующей игре...

- Президент заходил?

- Э-э-э... Если честно, не помню даже. Настолько было не по себе оттого, что проиграли... Домашний матч, в день рождения президента... Я плохо помню, что вокруг творилось... Может, мылся в душе, когда президент приходил. Не знаю.

- В первом тайме вы совершили хороший "сейв". Не обидно, что он остался не замеченным на фоне ошибок?

- Это когда я под себя мяч убрал и выбил? Ну да. А чего мне обижаться? Конечно, в глаза всегда бросается плохое. А хорошее мало кто замечает.

- У вас самого есть объяснение: почему ставки делались не на "Краснодар", который борется за место в восьмерке, а на аутсайдера "Крылья"?

- Может, провокация? Может, кому-то выгодно? Не знаю. Я же говорю - не увлекаюсь ставками и всеми этими делами. Скорее всего, кто-то хотел сбить наш дух. Но, чтобы что-то говорить, надо конкретно поймать за руку этих людей. А так - чего переливать из пустого в порожнее?

- В свое время голкипер Роман Березовский рассказывал, что ему за время карьеры несколько раз звонили неизвестные. Предлагали деньги за сдачу матча, иной раз угрожали. Один раз Березовский даже подал заявление в химкинскую милицию. Вам когда-нибудь поступали такие звонки?

- Не припоминаю. Стараюсь в день игры ни с кем особо не разговаривать. И на телефонные звонки не отвечаю. Готовлюсь, сосредотачиваюсь. И перед этой игрой мне тоже никто не звонил, ни с кем я не разговаривал.

- Вы за место в основе конкурируете с Городовым. Теперь, стало быть, он фаворит в этой борьбе?

- Тут не мне решать, а тренерам. Они разберутся.

- Ребята в команде на вас обиду не затаили?

- Нет, все в порядке. Все ошибаются, мы же не роботы! Стараемся друг друга поддерживать - и в радости, и в горе. Продолжаем работать. Готовимся к выездному матчу против "Локомотива".

- Читал вашу биографию и обнаружил, что первый матч в карьере вы в составе "Жемчужины" провели против самарцев. И тоже пропустили два необязательных мяча, причем "Жемчужина" сначала вела - 2:0. Получается, заколдованная для вас команда "Крылья"? Проклятая?

- Да почему ж проклятая? Просто так сложилось. Вон в прошлом году тоже с самарцами получился нелегкий матч (в 21-м туре. - Прим. Д.С.). Я тогда защищал ворота "Амкара". Бились за выживание. Ответственность - колоссальная, каждое очко - на вес золота. Мы вышли вперед, соперник сравнял, потом мы снова повели в счете... Та игра в какой-то мере решающей в общем-то оказалась - "Амкар" сохранил место в премьер-лиге в том числе и благодаря победе над "Крыльями". А свой самый первый матч уже и не слишком помню.

- Он случился в 1996-м.

- Да. Я совсем молодой еще парень был. Юнец! Играл в третьей лиге - и попал под раздачу. Пришлось экстренно выходить на поле вместо Евгения Крюкова, который травму получил. После того матча, кажется, тоже много всего "приятного" писали...

- Получается, до того дошел российский футбол, что практически любая ошибка вратаря или защитника теперь трактуется как "сдал"?

- Профессионалы без труда поймут, что в каждом конкретном случае было. А тем, кто в футбол не играл, тяжело разобраться в действиях защитников.

- С таким подходом можно было и, допустим, Александра Филимонова обвинить...

- ...в том, что он сдал матч Украине в 1999-м? Да уж, получается, что можно было. Человеку тогда фактически сломали карьеру. Вроде товарищи и поддерживали, но вся страна обвиняла. После таких нападок вырулить тяжело.

- Вы-то вырулите?

- Да должен справиться... Мне ж не 15 лет. Не мальчик уже. Тяжело все это, конечно... Но будем выруливать.

- ФК "Краснодар" только набирает болельщиков. Но некоторые из них усомнились в своей любимой команде. Вы хотите им что-то сказать?

- Чтобы развеять сомнения в плане "куплено - продано"? Я же сказал: мы играли честно! У нас было 18 или 20 моментов! А забили только на 94-й минуте. Да, реализуй мы хоть одну пятую своих шансов, даже при двух пропущенных голах могли бы выиграть этот матч! Но, видно, не наш был день. Перегорели...

- Галицкий заявил, что теперь шансы на попадание в первую восьмерку резко снизились.

- Мы не сдаемся. Будем готовиться к каждому матчу. И биться - уж поверьте!

Дмитрий СИМОНОВ