Футбол

6 мая 2014, 18:40

Валерий Бутенко: "К нам всегда относились как к второстепенной футбольной державе"

Филипп ПАПЕНКОВ
Корреспондент

Мнением о работе российских судей поделился известный в прошлом арбитр Валерий Бутенко, ставший гостем традиционной пресс-конференции по итогам тура в офисе РФПЛ

Филипп ПАПЕНКОВ
с Трубной улицы

– Я по-прежнему живу футболом, и очень радует, что в чемпионате развернулась небывалая борьба, – подчеркнул Бутенко. – Как в нижней части турнирной таблицы, так и в верхней. Турнир очень интересный, ничего еще не ясно. Надеемся на наш судейский корпус. Предыдущий тур судьи отработали без изъянов, и очень хочется, чтобы так было и в двух оставшихся. Но футбол непредсказуем. Неожиданная травма Егорова на ровном месте тому пример. Сказывается, конечно, концовка сезона и большие нагрузки. Если концовку проведем на должном уровне, то этот сезон будет стоять особняком, в первую очередь в спортивном плане.

– В вашей карьере бывали случаи, подобные тому, что приключился с Егоровым? И насколько четко была проведена замена?

– У меня? Нет, мой уровень физической подготовки позволял избегать таких травм. Говорю немного с юмором, но в этом есть доля истины: Егоров получил повреждение, оказавшись в гуще событий, в скоплении игроков, а там находиться не стоит. Сказалось и напряжение. Это стечение обстоятельств. А замена прошла на том организационном уровне, который позволил сделать ее максимально незаметной. Все сделали свое дело достойно.

– А связано ли это с тем, что судей у нас стало меньше и приходится больше работать?

– Меньше судей, больше судей… Если арбитру доверяют, и он дает согласие, то в чем проблема? Просто на дворе конец сезона, напряжение сказывается, хотя уровень подготовки позволяет выходить на протяжении всего чемпионата. Футболисты моложе, но и у них тоже бывают травмы на ровном месте. Это судейская жизнь. Главное, чтобы это не сказалось на игре.

– В матче "Локо" – "Зенит" судья добавил семь минут. Не мало с учетом всех пауз?

– Как сказал однажды Франц Беккенбауэр, мнений много, а судья один. Егоров передал Низовцеву, сколько добавлять, потому что вел хронометраж матча, а мы можем только рассуждать. Со стороны может показаться что угодно.

– Валентин Иванов отстранил пятерых судей. Не много ли? Не вызовет ли это проблем в оставшихся турах? И как вы оцениваете перспективы российских арбитров до чемпионата мира-2018?

– Чемпионат должны обслуживать те, кто способен это делать качественно и самое главное стабильно. Лаюшкин, например, располагает фактурой, иногда лишним весом. Поэтому он должен над собой работать как никто другой и поддерживать свою физическую форму. К сожалению, этого порой не случалось. Казьменко получил аванс в виде включения в список арбитров ФИФА от России, но последние два-три года стабильностью не отличался. Конечно, любой может ошибиться, в том числе ведущие судьи. Но Иванова заботит стабильное судейство. В целом удовлетворение от работы арбитров есть. Хотя и не полное, конечно.

А то, что судьи работают каждый тур, – это форс-мажор. Когда я судил, такого не было. Было больше судей, и конкуренция была выше. Сейчас ее нашим судьям явно не хватает, но Департамент судейства и инспектирования имел основания для такого шага.

Что касается отсутствия российских судей на международной арене, то нужно понимать: к нам еще с советских времен относятся как ко второстепенной футбольной державе. Плюс накладывается нынешняя политическая обстановка. Надеюсь, до 2018 года ситуацию удастся поправить. Судьям для этого нужно подтверждать свою высокую квалификацию, а наши представители в ФИФА и УЕФА боролись, сражались, отстаивали. Все непросто.

– Должны ли арбитры судить в следующем туре в том случае, если в минувшем совершили ошибку? К примеру, к Сергею Иванову были вопросы по работе в поединке "Анжи" – "Терек", а сейчас он назначен на важную встречу "Зенит" – "Динамо".

– Для того чтобы знать все нюансы, нужно быть внутри судейского коллектива, внутри департамента. Сложно сказать однозначно, но судьи должны отвечать за свой труд. Помню, судил в свое время матч "Спартак" – "Динамо", жара 32 градуса. И вот во втором тайме к атаке подключается Федор Черенков и забивает гол. Смотрю, помощник поднимает флажок, я взятие ворот отменяю, хотя чувствую, что офсайда не должно быть. Посмотрели повтор после игры – офсайда не было. Помощника отстранили, и меня на месяц. Такая вот была ответственность. Сейчас все иначе. Хотя отстранение не лучшая мера. Или, например, в первый дивизион отправляют. Но если он ошибается в премьер-лиге, разве есть гарантия, что дивизионом ниже он будет ошибаться реже?

– В Бразилии впервые будет применена технология видеоопределения гола…

– Если речь о голах, то, наверное, раз в четыре года можно использовать такую систему. Слишком высока ставка, ведь мы не раз видели, как в результате судейских ошибок команды завершали участие в турнире. В национальных чемпионатах это сложнее с точки зрения инфраструктуры…

– А дополнительные судьи за воротами помогают?

– Я так не думаю. Можно вспомнить много ошибок и при пяти судьях, и при трех. Вспомните матч Украина – Англия. Сказывается человеческий фактор, судьи за воротами не берут на себя принятие ответственных решений, хотя это входит в их функции.