Футбол

21 февраля 2015, 19:45

Мохаммед Рабиу: "О России рассказывали гадости. На деле у вас даже расизма нет"

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Специальный корреспондент

Чемпион мира среди молодежных сборных-2009, финалист Кубка Африки-2015 ответил на вопросы спецкора "СЭ" на турецком сборе "Кубани".

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
из Ташлибуруна

– Просмотр видеозаписи послематчевой серии пенальти финала Кубка Африки-2015 отнял у меня 25 минут. Вы пересматривали ту золотую перестрелку из 22-х ударов?

– Нет. Не хочу этого делать. И вряд ли сделаю.

– Проиграть со счетом 8:9, поведя 2:0 – это по-настоящему больно. Но может, это не только фиаско, но еще и успех?

– В какой-то мере – да. Мы проиграли на турнире один матч – Сенегалу в первом туре группового раунда. Попустили решающий мяч в добавленное время, хотя вели 1:0. Потом собрались и показали тот футбол, в который умеем играть. Но для меня поражение в финале Кубка еще и расставание с прекрасным коллективом. Может, самым сплоченным в моей карьере. Никогда прежде я не встречал такого единства в команде и стремления всех причастных к ней добиться чего-то важного.

– Это работа тренера Авраама Гранта, возглавившего сборную после чемпионата мира в Бразилии?

– Это труд всех, кто был рядом с командой. Федерация сделала выводы из выступления в Бразилии. Все, от кого зависел успех, сплотились вокруг национальной команды. В Экваториальной Гвинее мы все делали вместе – играли, тренировались, готовились к матчам, переживали. Мы – это игроки, тренерский штаб, функционеры, спонсоры и наши болельщики. Их на этом Кубке было как никогда много. Все эти люди помогали Гане стать единой.

***

– Говорят, перенос турнира из Марокко сказался на качестве его проведения. Писали даже, что не всем сборным хватило нужного качества отелей.

– По-моему, все прошло на хорошем уровне. У сборной Ганы было все и лучшего качества. К тому же я не очень то доверяю всему тому, что пишут.

– До полуфинала не добрались Тунис с Алжиром, Сенегал, Камерун и ЮАР не вышли из группы, Египет и Нигерия вообще не преодолели отбор, зато далеко забрались ДР Конго и Гвинея. В Африке меняется расклад сил?

– Да и это добавляет интереса к турниру. На континенте сегодня много хороших игроков и сильных сборных. Подросло новое поколение. Есть настоящие личности, которые станут лицами футбола Африки.

– В футбол вашего континента пришли деньги?

– Очень многие сразу начинают говорить о деньгах, когда речь идет о развитии и движении вперед. Но на самом деле с деньгами эти события напрямую зачастую никак не связаны. Да, у нас появились академии, которые построены и финансируются европейцами. Они находят таланты и помогают одаренным мальчикам развиваться. Но есть и масса других причин тому, что Африка теперь дает миру ярких футболистов.

***

– Вы уехали в Европу 17-летним парнем, приняв предложение клуба из каталонской Таррагоны. Почему согласились на второй испанский дивизион?

– Сначала я поехал в Италию, но контракта не получил. Спустя два месяца возник вариант в Таррагоне. Там я увидел изнутри, чем живет футбол лучшей на тот момент футбольной страны мира. Рад, что в Европу я попал именно через Испанию. Потом меня взял на сезон в аренду "Херес". С ним я вышел в примеру. Правда, играть мне не давали, но в 18 лет хорошо уже то, что ты находишься в серьезной команде. К тому же тренером там был Эстебан Виго – прямой, даже прямолинейный человек. Жесткий, но справедливый. Мне повезло с ним. Молодому парню из Африки был нужен именно такой тренер. Мне нужно было все говорить прямо, тем самым помогая адаптироваться в новом мире.

– В высшую лигу вы выходили и во Франции с "Эвианом". Встречались с главой компании "Данон" Франком Рибу, которая патронирует этот клуб?

– Я как раз пришел в клуб, когда все только начиналось. К нам регулярно приезжали на встречи большие начальники от спонсоров. Среди них был и тот, кто возглавляет этот громадный концерн. Правда, себя он никак не обозначал и был подчеркнуто скромен. Играть за "Эвиан" было приятно – милая публика на трибунах, внимание спонсора, разумная политика и красивый вид с трибуны домашней арены.

– Еще в вашей карьере были "Сампдория" и "Удинезе"…

– Это был мой шанс заявить о себе в Италии, однако я не заиграл в этой стране. Но только потому, что мне тогда не улыбалась удача. Полезное, кстати, было время. Узнал об игре много нового.

– В чем секрет "Удинезе" – признанной "фермы" для молодых футбольных талантов, что видно хотя бы на примере Алексиса Санчеса?

– Санчис – большой талант, верно. "Удинезе" видит таланты там, где обычно никто и ничего не видит. Иногда золото и деньги буквально лежат у вас под ногами, но не все могут разглядеть и поднять купюры с золотыми слитками. Клуб, где я провел всего три месяца, сконцентрирован на поиске талантов. Они потом приносят в кассу золото.

***

– В Удинезе вы приехали в статусе чемпиона мира среди молодежи. Из участников того турнира осенью 2009-го в России в итоге оказались не только вы.

– Да. С Лоренсо Мельгарехо мы сейчас одноклубники. Еще весной с нами был Маркос Уренья. Рондон теперь в "Зените", в "Локомотиве" – Майкон.

– Почему вы поехали в Россию?

– (Перебивает.) Мне постоянно задают этот вопрос – и не важно, из какой страны журналист. Самый банальный вопрос из возможных.

– Да, но в вашей истории это не самое банальное решение – после Италии, Испании и Франции. Можно было играть в том же "Эвиане" и ждать хорошего варианта в Европе.

– Не уверен, что это было бы разумно. Российская лига по-настоящему сильная, в ней можно прогрессировать.

– Это тоже банальные слова. Их говорят все легионеры, которые играют в России.

– Но это правда. Я видел перспективу в том, чтобы уехать из "Эвиана" в "Кубань". Все это вранье, что ты деградируешь, став игроком русского клуба.

– А так говорят?

– Ну да. На самом деле я играю за родную Гану и нет никакой проблемы в том, что мой клуб из России. Хотя многих, не скрою, это удивляет. О вашей стране и вашем футболе рассказывают гадости. Я их сам слышал, причем не один раз.

– Что говорят, если не секрет?

– Да все подряд. Небылицы и выдумки. А у вас даже расизма нет, как многие всерьез утверждают. У меня нет проблем в России из-за цвета кожи и вероисповедания. Я мусульманин. Говорят, что Россия это православная страна, на деле у вас много религий и много разных храмов. Еще много интересных людей. Наверное, самое главное в России, что у вас интересно. Каждый новый месяц в России приносит тебе новые знания и даже открытия. Скучно тут не бывает.

***

– Допустим, я прилетел в Аккру и вы меня встречаете в аэропорту. Куда повезете, чтобы показать свой город?

– Домой, за большой стол. Там нас будут ждать.

– А потом?

– Я бы пошел в мечеть. Хотя вам, наверное, не нужна молитва в этом доме Бога. Но сам я постоянно хожу в мечеть. Для меня это важно.

– В Аккре есть красивое море и много шикарных пляжей с хорошими отелями…

– Точно! Я даже тренируюсь на одном из пляжей. Бегаю по песку, укрепляя стопы, нередко провожу тяжелую беговую работу. Но из меня плохой советчик по пляжным местам. В Гане у меня довольно простая жизнь. Она ограничена рамками семьи и веры. Я верующий человек. Думаю, Бог видит, как мы относимся к своему делу и окружающим нас людям.