Футбол

15 мая 2015, 18:15

Аблай Мбенг: "Учился в университете на менеджера, а на каникулах гонял мяч с Ндоем"

Интервью "СЭ" дал 22-летний сенегальский нападающий "Терека", забивший гол "Ростову" и отметившийся дублем в ворота "Спартака"

– Алло, Аблай? Судя по всему, именно так следует произносить ваше имя?

– Да. Правильно Аблай Мбенг, а не Мбенгуе.

– В том, что нет никакого "у", сомнений не было. В то же время вашего однофамильца из "Ренна" французские комментаторы называют по-разному – то Мбенг, то Мбенге. Кстати, у вас ведь и второе имя есть. Причем, неординарное – Вьё ("старый" в переводе с французского).

– Его родители дали мне в честь деда, которого называли Старым Аблаем. Дань обычаю Африки, где чтят мудрых людей преклонного возраста.

– Слышал, вы окончили Дакарский университет. Интересно, какой факультет?

– Управления. Изучал менеджмент и маркетинг.

– Сколько лет?

– Четыре. Получил диплом и уехал в габонский клуб "Сапен", в котором отыграл полтора года. Потом, вот, оказался в России.

– Как же вам удавалось совмещать учебу с футболом?

– Так я пока учился, футболом всерьез не занимался. Да я вообще в Сенегале никогда не играл в высшем дивизионе, поэтому меня там, по существу, никто не знает. Приглашали в клубы, но было слишком мало свободного времени, чтобы посвятить себя еще и футболу. Участвовал лишь в молодежных турнирах, выступая за центр подготовки из моего родного города Тиес, что в 60 километрах от Дакара. Его выпускником, между прочим, был мой земляк Даме Ндой, в недавнем прошлом игрок "Локомотива". Только на последнем курсе, когда писал дипломную работу, для поддержания формы присоединился к команде Тиеса из второго дивизиона. Сыграл за нее раз пять. По окончании университета хотел стать футболистом "Диарафа". Играть за этот ведущий клуб страны было мечтой детства. Прошел тренировочный сбор – и тут поступило интересное предложение из Габона (с сезона-2012/13 в этой стране появился профессиональный чемпионат, при этом правительство оказало клубам помощь более чем на 15 миллионов евро. – Прим. "СЭ").

– С кем-то из сенегальских футболистов, выступающих в российском первенстве, вы знакомы?

– Теперь да. А до недавнего времени знал только Ндоя. Он, может быть, меня и вспомнил бы. Мы жили в одном квартале, и, когда я приезжал на каникулы, вместе гоняли мяч. Бальде же раньше видел только по телевизору. Когда "Терек" приехал в Краснодар на матч с "Кубанью", обменялись номерами телефонов, стали созваниваться. Ибраима поздравлял смс-сообщениями с забитыми голами. С Умаром Ньяссом из "Локомотива" тоже познакомились – когда вместе летели.

– У вас есть водительские права?

– Здесь нет.

– Что же будете делать с автомобилем, который вам подарил клуб после двух голов "Спартаку"?

– Ах вот вы к чему! (Смеется.) Ой, не знаю. В Кисловодске (в этом городе живут игроки "Терека". – Прим. "СЭ") у меня есть камерунский друг, с которым мы делим квартиру. Вот у него права имеются.

– А что этот друг делает в Кисловодске?

– Так он за "Терек" играет! Это же Адольф, с которым мы зимой одновременно пришли в команду (защитник Тейку, в прошлом игрок "Металлурга" Запорожье, "Краснодара" и одесского "Черноморца". – Прим. "СЭ"). Впрочем, город небольшой, кругом горы, ездить особенно некуда.

– Игравший за "Терек" чех Мартин Йиранек жаловался, что в Кисловодске ничего не происходит. А вам не скучно?

– Да я как-то не привык к выходам в свет. Больше времени с Адольфом проводим дома да на базе.

– Грозный какое впечатление произвел? Вы ведь наверняка слышали, что у него тяжелая история.

– Чечня вызывала ассоциации о войне, хотя мне и объяснили, что положение урегулировано. При знакомстве же город удивил своей красотой. Меня, мусульманина, не оставила равнодушным величественная мечеть. И, конечно, было приятно, что очень радушно встретили люди.

– После матча со "Спартаком" главный тренер Рашид Рахимов рассказывал, что много работал с вами индивидуально. Сказывалась нехватка профессиональной школы?

– Да. Я же никогда не играл в Европе. Приехал из Габона на просмотр в турецкий "Генчлербирлиги" – и оказался в "Тереке". А африканский футбол отличается от европейского. Приходится начинать практически с нуля.

– В тактическом плане?

– И в физическом тоже.

– Однако африканцы выглядят обычно крепкими ребятами.

– Да, но в Африке много беспорядочной и бесполезной беготни, из-за которой не выдерживаешь весь матч. Плюс надо было адаптироваться к клубной тактике. Принял участие в восьми матчах за резервную команду, забил 4 гола и спрашивал тренера, когда мне позволят выступить в премьер-лиге. А он все время отвечал: "Пока рано".

– Можно ли сказать, что матч против "Спартака" был лучшим в вашей жизни?

– И лучшим, и пока самым важным. Ведь моя карьера профессионального футболиста еще в самом начале. Дубль должен послужить стимулом для дальнейшей работы.

– Рассчитываете до конца сезона еще отметиться голами?

– Если на то будет воля Аллаха. Все-таки в Габоне я был лучшим бомбардиром чемпионата.