Футбол

3 февраля 2016, 00:15

Бибрас Натхо: "Когда не играл, у меня будто вырвали половину сердца"

Дмитрий Симонов
Первый заместитель главного редактора
Полузащитник ЦСКА в обстоятельном разговоре со спецкором "СЭ" откровенно рассказал о причинах осенних неудач и пообещал сделать все, чтобы исправиться во второй части сезона

Дмитрий СИМОНОВ
из Кампоамора

Слуцкий не тиран. Начиная со второго сбора игрокам ЦСКА разрешено брать жен и детей с собой. В конце января – начале февраля этой возможностью воспользовались Цауня, Вернблум, Натхо. Понтус и Бибрас поселили родню неподалеку от гостиницы, где поселилась команда, и арендовали забавный красный автомобильчик, на котором ездят к семьям в свободное от тренировок и командных мероприятий время. Наш разговор с Натхо-старшим (с основой работает и родственник Бибраса, юный Амир) состоялся в понедельник за час до изнурительной вечерней пробежки. Поэтому красный автомобиль причалил к отелю чуть раньше обычного.

– Что, Думбья правда подписал с "Ньюкаслом"? – первым делом спросил Натхо у администратора. Ответ был утвердительный. С вопроса про Сейду я и начал наш разговор.

– Все прекрасно знают, что Думбья – великолепный форвард, – сказал Натхо. – Он прекрасно играл за ЦСКА. Но у нас есть и другие футболисты, которые знают свое дело. И даже если Думбья не в ЦСКА, жизнь продолжается. Надо просто сосредоточиться и делать свою работу. Мы идем вперед.

– Многие болельщики рвут волосы на голове: без Деда шансы на чемпионство падают.

– Само собой, чем больше игроков у нашей команды в обойме, тем лучше. И Думбья – безусловно, потеря. Но в его отсутствии можно найти как отрицательные, так и положительные стороны. Мы должны извлечь пользу из нынешней ситуации. И я не думаю, что наши шансы на золото снижаются.

– С положительными сторонами понятно. Поясните про отрицательные.

– Прежде всего я не тренер и просто выражаю по вашей просьбе свое мнение. Но если форварда играет, к примеру, Муса, мы быстрее разворачиваем атаки и выходим из обороны. Он меньше и стремительнее. У любого футболиста есть плюсы и минусы, свой стиль. Каждый нападающий меняет командную игру. Наша задача – ориентироваться на плюсы тех, кто есть в команде сейчас.

– Леонид Слуцкий сказал, что главные "трансферные цели" ЦСКА этой зимой – вернуть Васю Березуцкого, Щенникова, Еременко и Натхо образца сезона-2014/15. Тогда это будет лучшая трансферная кампания. Ваше мнение?

– Напомню, что ЦСКА сейчас идет на первом месте. Несмотря на то, что Рома, Василий, я не играем на сто процентов возможностей. Конечно, если вернемся на наш привычный уровень, это будет серьезный рывок.

 

– По какой причине мы видели в первой половине сезона совсем другого Натхо? Прежде постоянный игрок основы, вы перестали попадать в стартовый состав либо вас меняли очень рано. Ваша игра объективно вызывала нарекания.

– Знаю, почему так вышло. Не хочу говорить об этом в интервью. Желаю забыть эти месяцы. Все мои мысли сейчас о будущем. Я настроен позитивно и поставил себе цель выйти на привычный уровень. Все, что случилось, – в прошлом. Перевернул страницу.

– Слуцкий говорил, у вас возникли психологические проблемы, потому что вам непривычно, некомфортно, когда не являетесь незыблемым игроком основного состава. Это правда?

– Конечно. Вы должны меня понять. Футбол – вся моя жизнь. Я так его воспринимаю. И когда не играю, то чувствую, как будто половину моего сердца вырвали, вырезали. Делаю все возможное, чтобы выходить на поле как можно чаще и выглядеть как можно лучше. Посвящаю футболу всего себя целиком. Поэтому мне очень, очень важно играть. Но в конечном счете все решает главный тренер. Он начальник, он босс.

– Слуцкий еще рассказывал, что на протяжении всей карьеры у вас почти не случалось отрезков, когда вы оказывались в роли запасного. Действительно так?

– Да. Хотя спустя некоторое время после того, как начал выступать в чемпионате Израиля за "Хапоэль" из Тель-Авива, у меня был черный период. Он длился шесть – восемь месяцев. Это произошло после смерти моего отца (в 2008 году. – Прим. Д.С.). Потом вернулся на свой уровень. Кроме того, когда я только пришел в "Рубин", то поначалу осваивался. Все остальное время всегда выходил в числе первых 11. Поэтому ситуация, когда столкнулся с проблемами в ЦСКА, действительно стала для меня непривычной.

 

– Кто вас поддерживал в трудное время?

– Семья, конечно же. Жена. Обычно стараюсь не приносить домой проблемы с работы, не напрягать родных. Но когда не играл, то возвращался расстроенный, злой, рассерженный или порой абсолютно убитый. Это оказывало влияние на моих близких. Хочу также поблагодарить тренера и партнеров. Я чувствовал поддержку Слуцкого и ребят. Они говорили мне: давай, держись, твое время придет!

– Отпуск помог вам избавиться от грустных мыслей?

– Перерыв очень помог. Я остановился, взял паузу. Абстрагировался от футбола. Отошел в сторону. Посмотрел на себя и свою ситуацию как будто чужими глазами, как на картинке. И принял решение, что всего себя посвящу тому, чтобы вернуться.

– Ближайший преследователь ЦСКА – "Ростов", команда Курбана Бердыева, который привез вас в Россию, раскрыл в нашей стране. Вас это удивляет?

– Знаю, насколько хорош Бердыев, но чтобы "Ростов" был вторым… Думаю, для всех это огромный сюрприз. То есть вы поняли: сам по себе успех команды меня не удивляет. Но место! Действительно, многовато для них, – улыбнулся Натхо и продолжил: – Бердыев и Слуцкий – очень разные как по личностным качествам, так и по взглядам на футбол. За обоих говорят их титулы. Сколько чемпионатов и Кубков выиграл Слуцкий? А Бердыев? Поэтому рад, что мне посчастливилось работать с такими тренерами. Бердыев очень многое в меня вложил и многому научил.

– Вы поддерживаете связь с Курбаном или с игроками "Рубина"?

– Можем переброситься словами или созвониться с Нобоа или Навасом, но редко. Уж точно не каждую неделю. Да и они тоже уже не в "Рубине".

 

– Ближайший матч ЦСКА в чемпионате России – со "Спартаком". Если во время дерби будет назначен пенальти, пойдете бить?

– Пойду. Но пенальтиста определяет тренер.

– В прошлом сезоне вы исполняли 11-метровые блистательно, но в первом круге нынешнего дважды промахнулись. Думаете, вам больше не доверят?

– Думаю, в меня верят. Но иногда ошибки случаются. Смотрите, перед тем как допустить промахи, я реализовал все удары (в сезоне-2014/15 семь в чемпионате России и один в Лиге чемпионов. – Прим. Д.С.). А в этом сезоне два раза преуспел и дважды промахнулся за короткий промежуток времени (Натхо забил 24 июля "Крыльям" и 9 августа "Амкару", а не забил 28 июля "Спарте" и 30 августа "Кубани". – Прим. Д.С.). И если говорить про отдельный отрезок – то, да, результат плохой. Но если взять всю карьеру в ЦСКА, то реализовал 10 ударов из 12. Это разве плохо?! Но… Если тренер решит, что другой футболист находится в лучшей форме и должен исполнять пенальти, такое решение не будет подвергаться сомнению. Хотя я всегда готов.

– У вас есть секрет исполнения пенальти?

– Спокойствие. Это самое важное. Последний мой 11-метровый, в матче с "Кубанью" не реализовал именно потому, что не ощущал спокойствия. Это был не мой удар. Не бил так, как обычно бью. Мне нужно испытывать состояние покоя, быть сосредоточенным.

– Отраженный пенальти – провал исполнителя или подвиг вратаря?

– За последние 10 – 15 лет результат примерно 90 процентов против 10 в пользу бьющих. Но сейчас баланс качнулся в пользу вратарей, потому что правила теперь позволяют им двигаться. И все равно самое главное – как наносят удар. Хотя иногда именно голкиперы вытаскивают сумасшедшие мячи.

 

– У вас есть нелюбимые вратари в премьер-лиге?

– Нет. Я особо к ним не присматриваюсь. Верю в свой удар. Если бью так, как могу и умею, – никто не отобьет. Но есть один вратарь, из "Интера". Это самый лучший голкипер.

– Ханданович?

– Да. Он лучший по отражению пенальти. Однажды ему проиграл. Вот ему я бы предпочел больше не бить. Фантастический вратарь.

– Забавный момент: и тренер, и партнеры всегда называют вас Начо. Это вошло у всех в привычку. Вам не обидно слышать, как вашу фамилию коверкают?

– Во всем виноваты испанцы из "Рубина". Им было трудно произносить Нат-хо, и они называли меня Начо. Приклеилось. Но я не обращаю внимания. Конечно, предпочитаю "Натхо", но и против Начо ничего не имею.

– Как дела у Амира?

– Ему сложновато дается переход от молодежной команды, пусть и "Барселоны", во взрослый футбол. Это не так-то просто. Но я верю в его талант. Надо много работать. Если справится, его ждет большой успех.

– Ваш прогноз на выступление сборной России на Еuro-2016 и на итоги турнира?

– Верю в хорошее выступление россиян под руководством Слуцкого. Им по силам сыграть достойно. А прогноз на финал – Испания и Германия. Если, конечно, они не встретятся раньше.

"СЭ" благодарит переводчика ЦСКА Максима Головлева за помощь в проведении этого интервью.