Футбол

30 апреля 2016, 19:00

"Пока "Зенит" и город не могут договориться об эксплуатации стадиона"

Татьяна КОПЫЛОВА
Корреспондент
Генеральный директор компании "Трансстрой", которая возводит на Крестовском острове в Петербурге новый стадион "Зенита", подробно рассказал о том, когда наконец город увидит арену во всей красе.

Татьяна КОПЫЛОВА
из Санкт-Петербурга

– Мы форсируем работы по благоустройству, – сказал Лазуткин. – Сегодня у нас был большой обход, мы хотим к маю месяцы показать высокую степень готовности общестроительных работ – благоустройство окружающей зоны, зоны памятника (Кирову. – Прим. "СЭ"). Хотим к концу мая снять дальний забор и передвинуть ограждение ближе к стадиону, то есть отдать центральную аллею парка жителям города. Скорее всего, поставим прозрачный сетчатый забор, чтобы все могли видеть, как у нас идет строительство. Кроме того, в мае мы должны завершить основной объем грунтовых работ, прокладку сетей, у нас уже сейчас есть участки, где уже почти все закончено, например, системы ливневой канализации.

Заканчиваем мы и павильон контроля доступа, парковки, ну и основной стадион пытаемся закончить в плане общестроительных работ. К ним мы относим завершение работ внутри чаши тяжелых кранов. Сейчас идет демонтаж последнего, 700-тонного. Мы его вывозим в течение недели и освобождаем чашу стадиона для монтажа подстилающей плиты под выкатное поле, уже начались подготовительные работы, мы завезли материалы и рельсы. Далее же в форсированном режиме мы продолжим основные чистовые работы, делать инженерные системы, завершать фасад.

– Каков оставшийся объем работ по фасаду?

– В мае 60 процентов фасада будет сделано в полноценном чистовом варианте – подшив кровли, завершим существенную часть работ по кровельному покрытию. И планируем завершение основных покрасочных работ по кровле до конца месяца. А потом сконцентрируемся на инженерных сетях, финишной прокладке кабелей, чтобы в сентябре уже уйти в пусконаладку. Тогда и будут завершены основные работы по стадиону.

– Не слишком ли большой объем работ на лето?

– Планы достаточно серьезные, заказчик нас сильно ужимает наши графики. Основной наш контракт рассчитаю до декабря 2016 года, я надеюсь, мы в эти предельные даты уложимся. Основным серьезным событием считаю завершение металлоконструкции раздвижной кровли стадиона, в пятницу был смонтирован последний стык, это такой последний "гвоздь". Теперь нам остается монтаж системы передвижения кровли – направляющих, по которым будет осуществляться ее движение. Ну и монтаж светопрозрачного покрытия. Для нас именно это является предельно важным, для того, чтобы к сентябрю мы замкнули тепловой контур. Пленку на крышу можно натягивать только при положительных температурах, поэтому нам важно сделать ее летом, чтобы в холодное время года мы могли спокойно закрывать кровлю и обеспечивать внутри тепловой контур.

Напомню, это обеспечит внутреннюю температуру не меньше плюс 7 градусов в любое время года. Тогда мы сможем спокойно запускать инженерные системы, делать пусконаладку, финишные отделочные работы, монтировать сложнейшие системы телерадиовещания, звука и так далее. В частности, в пятницу на площадку поступили комплекты звукоусилительного оборудования, завозим слаботочные системы. То есть уже идет комплектация оконечных устройств.

– Павильоны, оставшиеся от предыдущего стадиона, уже приобрели окончательный вид? Как-то они не вписываются в общую картину...

– Из визуальной части нам надо завершить реставрацию павильонов, здесь у нас неожиданные сюрпризы. Мы обнаружили, что нам требуется некоторое усиление колонн в старых зданиях, потому что, как выяснилось, они утратили свое качество за сорок лет эксплуатации. Это немножко нас задерживает в работах, но до августа реставрация павильонов завершится точно. Внешний вид их останется прежним, ничего поменять мы не может.

– Известный комментатор Геннадий Орлов выразил недавно обеспокоенность качеством будущего поля. У вас есть, что ему ответить?

– По поводу поля много кто выражает беспокойство, но, прямо скажем, оно необоснованное. По технологии мы в мае должны провести дозасев травы. А "пирог" поля и все металлоконструкции полностью собраны, инженерные системы внутри газона проложены, засыпан грунт, посеяна трава. Сейчас мы ожидаем ее первых всходов. Основная задача по полю сейчас – прокладка инженерных коммуникаций, системы обогрева. Когда внутри чаши стадиона мы уберем кран и сделаем плиту выкатного поля, то поле сможет уже вкатываться в стадион. Это сейчас является важной вехой, потому что когда мы сможет задвигать поле внутрь, фактически у нас останутся только технические вопросы.

Есть еще задача по монтажу механической и пневматической системы поддува поля, сейчас мы этот вопрос решаем. Все уже утверждено, осталось приступить к реализации. И подрядчик уже со следующей недели начинает работу по этому направлению. Напомню, что вся система передвижения поля уже была собрана и протестирована, все двигалось, так что рисков тут я пока не вижу. Теперь надо дождаться сентября, когда трава "наберет силу", сформируется корневая система, и тогда мы сможем провести тестовый матч. Так что рисков я тут не вижу, их все мы уже преодолели.

– А есть конкретика по тестовому матчу?

– Мы хотим это сделать полноценно: поле задвинулось – на нем побегали – дальше оно вышло обратно наружу. Это полный технологический цикл. У нас есть некоторые нюансы, связанные с техническими решениями зоны безопасности. То есть, когда поле зайдет в чашу, может быть зона примыкания. А у ФИФА есть дискуссия, нужна она или нет. Проект наш говорит об одном решении, ФИФА рекомендует кое-что другое. Сейчас мы пытаемся это совместить. Грубо говоря – нужен ров или поле должно непосредственно примыкать к трибуне. Либо оно должно отстоять от трибун, чтобы исключить возможность проникновения на поле болельщиков.

Глобальная проблема в том, что после террористических атак во Франции эвакуация болельщиков с территории стадиона шла через поле. И это решение было признано положительным. Но у нас оно противоречит нормам безопасности. То есть ФИФА говорит – в случае экстренном ситуации эвакуируйте людей через поле, а мы говорим, что у нас на это нет полноценной нормативной базы. И это очень ответственное и сложное решение, нужно внимательно подумать, чтобы соответствовать всем нормам.

– Болельщики иногда используют дымовые шашки. Как будет решаться этот момент?

– На самом деле это больной для нас вопрос, потому что если мы закроем крышу, любое файер-шоу – серьезная угроза для посетителей. У нас есть роботизированная система пожаротушения. У нас под крышей размещены пожарные роботы, они будут автоматически определять источник возгорания и могут подать туда струю воды под давлением. Но поскольку это трибуны, принимать такое решение будет оператор. Поймите, что при таком технологическом решении на этой арене нельзя допустить такие файер-шоу, какие периодически устраиваются на "Петровском". Если там весь дым вытягивает воздухом сразу, а у нас, даже если крыша открыта, очень большой козырек. И такой тяги не будет, так что будет угроза для людей.

– Распознать тех, кто попытается все же "зажечь", будет просто?

– Да, у нас будет система видеонаблюдения с автоматическим распознаванием лиц. Есть очень серьезные требования в этом плане к качеству картинки, системам хранения данных. Все лица, совершившие противоправные поступки, должны быть распознаны и занесены в архив. Где будут сохраняться не менее пяти месяцев.

– Эксплуатирующая организация стадиона уже определена?

– Предполагается, что это будет футбольный клуб "Зенит". Но переговоры клуба с городом не завершены, они имеют длительный статус неопределенности, и есть разные сценарии. Все упирается в эксплуатацию объекта, в ее стоимость, потому что в нашем понимании это объект спортивно-концертный. И мое личное мнение, что больше приносить выгоду и окупать стадион должны именно концерты. Даже наш ближайший конкурент, арена "Шальке" в Германии на два футбольных матча проводит три концерта. И эксплуатация именно как концертной площадки должно принести нормальный экономический эффект.

Но способен ли футбольный клуб быть нормальным промоутером концертной деятельности – вопрос. Если клуб будет заострен исключительно на спортивные мероприятия, он не впишется в условия аренды, минимально достаточные городу. В конце концов, есть нормативы. Мы берем капитальные вложения, вычисляем арендную ставку, смотрим затраты в год, которые несет объект. И понятно, что любой владелец будет требовать как минимум окупить эти затраты. Поэтому тут идут бурные дискуссии, потому что, как я понимаю, футбольный клуб "Зенит" эти затраты окупать не намерен.