Футбол

23 февраля 2019, 18:15

Нуну Гомеш: "Когда отказал "Динамо", президент "Бенфики" сказал: "Ты просто псих"

Юлия Яковлева
Корреспондент
Бывший нападающий сборной Португалии, "Бенфики" и "Фиорентины" Нуну Гомеш рассказал в интервью "СЭ" о том, как нашел Ивана Злобина в "Лейрии", почему отказал "Динамо", и что помнит об игравших за "орлов" Каряке, Овчинникове и Фернандеше.

"Помню, как играл против братьев Березуцких в каком-то городе на границе"

– Что скажете о турнире, об организации Кубка Легенд?

– Нужно поздравить организаторов. Они сумели привезти в Москву многих известных экс-футболистов. Турнир интересный, уровень высокий. А нам всегда приятно поиграть в футбол, пообщаться друг с другом, вспомнить молодость. Хорошо, что поле небольшое, бегать нужно меньше, возраст все-таки уже не тот (смеется).

– Вы до недавнего времени работали в "Бенфике", отвечали за футбольную академию клуба. Чем заняты сейчас?

– Я помогаю брату, он футбольный агент. Так что после ухода из "Бенфики" работаю с ним, а еще на португальском ТВ, разбираю матчи чемпионата страны и Лиги чемпионов.

– Летом вы в качестве посла ФИФА посетили много городов чемпионата мира. Какой понравился больше?

– Я вообще до недавнего времени очень плохо знал Россию. И впервые побывал в Москве как раз во время ЧМ. Точнее, был тут годом ранее с командой "Бенфики", которая играла против ЦСКА в юношеской лиге УЕФА. Но тогда видел только отель и стадион. Поэтому во время ЧМ сумел нормально посмотреть Москву и был очарован. Но мне и Сочи понравился, и Калининград. Один из любимых городов – Санкт-Петербург, просто фантастика! В общем посмотрел Россию и был впечатлен. Мне кажется, люди, которые не знают Россию, живут за рубежом, часто имеют неверное мнение о стране. А когда посетят ее, это мнение меняется. Это как в политике. Если точно не знаешь, что происходит, а люди вокруг тебя твердят одно и то же, ты в конце концов им веришь. А потом, когда видишь все своими глазами, составляешь собственное мнение. То же было и со мной. Увидел, что Россия – красивая страна с большой историей. И очень рад, что снова сюда вернулся.

– Удивились результатам сборной России на ЧМ?

– Да, не буду отрицать. С первого матча было понятно, что команда хорошая, с опытными игроками в составе. Победа в дебютной встрече придала уверенности, поэтому Россия провела очень хороший ЧМ. Поначалу я, конечно, не думал, что ваша сборная добьется таких результатов. Но по ходу турнира поверил, что команда может добраться и до финала.

– В Европе почти не знают российских игроков. Вы кого-то по ЧМ запомнили?

– Я тоже больше помню бывших футболистов сборной вроде Аршавина, Аленичева. Знаю Акинфеева, отличный вратарь. Недавно услышал о натурализованном бразильце Мариу Фернандесе, он был хорош. А как звали вашего основного нападающего?

Дзюба.

– Да, бомбардир. Еще Головина помню. И Смолова, он, кажется, сменил клуб. Тоже качественный нападающий. Помню, как играл против братьев Березуцких. В тот год ЦСКА выиграл Кубок УЕФА, и по ходу турнира прошел "Бенфику", за которую я тогда выступал. Но мы играли не в Москве, а в каком-то очень далеком городе, почти на границе. Кажется в Краснодаре.

Нуну Гомеш. Фото REUTERS
Нуну Гомеш. Фото REUTERS

"Сначала не понимали Овчинникова – он кричал на нас по-русски"

– В "Бенфике", кстати, хватало русских. Особенно в 90-е годы.

– Последним был Каряка, я как раз вместе с ним играл. Хороший футболист. Он очень быстро выучил язык. Но культура стран все-таки немного разная. Если Юран, Мостовой, Кульков играли в команде примерно в одно время, и поддерживали друг друга, то Каряка был один. А это всегда тяжело. Но я не сказал бы, что он не адаптировался, скорее, все было связано с проблемами, которые были у клуба в то время. В "Бенфике" менялись тренеры, руководство. Так что тогда было не самое лучшее время для клуба.

– Вы еще и с Овчинниковым играли. В России его звали Босс.

– Очень подходящее прозвище. Когда встречаешь его впервые, перед тобой будто монстр вырастет, страшно становится (смеется). Но когда начинаешь с ним общаться, узнавать, понимаешь, что человек хороший, мне очень нравилось с ним работать. Плюс он отличный вратарь. Закрывал практически все пространство ворот, нападающим было сложно забивать голы.

– Часто кричал на полевых?

– Очень! Но поначалу мы ничего не понимали – кричал по-русски (смеется). Хотя по тону было понятно, что он чем-то недоволен.

– При вас карьеру в "Бенфике" начинал Мануэл Фернандеш. Бывшие руководители "Локо" говорят, что с ним трудно иметь дело, характер непростой. Что скажете?

– Когда Мануэл только пришел в первую команду, быстро стало понятно, что у него есть свое видение на любую ситуацию. Возможно, он даже любит думать не так, как большинство, иметь противоположную точку зрения. Но если завоевать его доверие, то можно понять и узнать настоящего Мануэла. Отличный футболист! Он стал намного лучше с тех пор, как пришел в "Бенфику". Теперь он профессионал и пример для молодых игроков.

– В середине 2000-х много игроков из Португалии перебрались в "Динамо". Вам предложение от клуба поступало?

– Да. Как раз тогда в Россию уехали Манише и Коштинья. Скажу так: если бы я тогда знал, как все будет сейчас, то принимал бы другие решения о карьере. Я всегда больше слушал сердце, а не думал рационально. И никогда особенно не задумывался о деньгах. Хотел быть счастлив, то есть играть в "Бенфике". Поэтому я отвергал предложения от других клубов, в том числе и "Динамо". Но помню, как президент "Бенфики" мне тогда сказал: "Ты просто псих, раз отверг такое предложение" (смеется).

Криштиану Роналду и Нуну Гомеш. Фото AFP
Криштиану Роналду и Нуну Гомеш. Фото AFP

"Злобин – пример молодого футболиста. Его ждет успех"

– Вернемся в то время, когда вы возглавляли академию "Бенфики". В клуб пришли два российских игрока: Иван Злобин и Виталий Лысцов. Что о них скажете?

– Злобина привез лично я. Получил информацию от скаутов, что в "Лейрии" играет российский вратарь, что он очень хорош. Поэтому я, и еще несколько человек из клуба, поехали смотреть на него вживую. Решили, что парень талантливый. И попросили, чтобы "Лейрия" отпустила Злобина в "Бенфику" на некоторое время. Он приехал и быстро убедил наших тренеров, они попросили подписать вратаря. Так я и поступил. И правильно сделал, ведь он до сих пор в "Бенфике" и даже пробился в первую команду. Надеюсь, Злобина ждет успех в будущем. Я очень рад за него. Иван – пример молодого футболиста, который идет за своей мечтой, работает на максимуме, выполняет все, что просят на тренировках. Он настоящий профессионал. Заметно, что у Злобина есть талант, а главное, желание добиваться большего. Думаю, у него все получится.

– А что Лысцов? Есть ли у него еще перспективы в клубе после серьезных травм?

– Ему не очень везло в последнее время. К тому же Лысцов играет на такой позиции, куда нечасто рискуют ставить молодых. Хотя сейчас в первой команде выступают сразу два молодых центральных защитника, которые играли вместе с Виталием. Возможно, и у него еще появится шанс. Даже если в "Бенфике" у Лысцова не получится, он точно сделает карьеру в другом клубе. У него есть качества, чтобы стать хорошим центральным защитником.

– "Бенфика" подписывает довольно много сербских игроков. А на российский рынок обращает внимание?

– Обращает. Хотя, возможно, их сложнее "выдернуть" из России в юном возрасте. Сербы, хорваты очень талантливы. Поэтому "Бенфика" внимательно следит за этими странами. Если до сих пор клуб не подписал никого из русских, значит, понимал, что это того не стоит, либо попробовал подписать, но не смог.

– Если вам снова поступит предложение из России, на этот раз занять руководящую должность в клубе, согласитесь?

– Я открыт для предложений. Как только завершил карьеру игрока, почти сразу стал работать в "Бенфике". Был директором по международным отношениям, потом стал директором академии клуба. Еще закончил курсы по спортивному менеджменту. Думаю, управленческие должности – мой путь. Когда я ушел из "Бенфики", получил несколько предложений, но посчитал, что пока не время, да и варианты были не настолько привлекательными, чтобы я сходу согласился.