Футбол

2 февраля 2017, 11:00

Эрик Штоффельсхаус: "Нойер в 11 лет видел будущее"

Дмитрий Зеленов
Обозреватель
Новый спортивный директор "Локомотива", работавший со звездами сборной Германии, рассказал, почему принял предложение из России и как применить немецкий опыт в нашей стране.

Герр Штоффельсхаус оказался приветливым и активным собеседником. Настолько, что в ответ на многие вопросы сам задавал вопрос. Иногда было непонятно, кто у кого берет интервью.

– Зачем немецкий тренер приехал в Россию?

– Многие спрашивают именно об этом! Почему?

– Потому что это удивительно.

– Удивительно не то, что я приехал, а то, что вопрос ставится именно так. В самом деле, надо будет об этом подумать. Почему, например, не задают вопросов про испанцев и голландцев, которые работают в России?

– Их больше, чем немцев.

– Да? Впрочем, это не так важно. Понимаю, вы меня спрашиваете о мотивации. Я отвечу.

– Будьте любезны.

– Мне нравится, как развивается российский футбол. Нравится, что клубы строят академии и вкладываются в них. Нравится, в конце концов, то, что в вашей стране в ближайшие два года пройдут важнейшие для мирового футбола события. Я чувствую, что Россия – подходящее место для интересных и амбициозных проектов, для строительства чего-то долговременного и эффективного. Здесь не важно, откуда ты – из Германии или откуда-то еще. Важно, обладаешь ли ты знаниями и умениями, которые могут здесь и сейчас пригодиться.

– Ваши пригодятся?

– Я в это верю.

– В последнее время вы работали в Канаде. Как на вас вышел "Локомотив"?

– До этого на протяжении долгих лет я трудился в "Шальке", который, как вы знаете, довольно тесно связан с российским бизнесом. Я не терял связи с Гельзенкирхеном и, полагаю, информация обо мне не была закрыта. Когда "Локомотив" на меня вышел, я очень вдохновился. Канада была интересным опытом, но это все-таки не такая футбольная страна. Другой континент, другие приоритеты. А Россия – Европа, здесь этот вид спорта имеет куда большее значение. Тем более что считаю себя очень футбольным человеком. В том месте, откуда я родом, в футбол играют 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. В Канаде мне этого не хватало.

– Вы из Гельзенкирхена?

– Из местечка по соседству, но оно тоже находится в Рурской долине.

– Насколько далек от ваших представлений об идеальном клубе "Локомотив"?

– Пока я не настолько глубоко познакомился с делами, чтобы делать столь серьезные выводы. Но мои первые впечатления оказались великолепны. Мне очень понравился стадион – милая, чисто футбольная арена. Видно, что клуб уделяет большое внимание инфраструктуре, и это здорово, потому что без хорошей инфраструктуры многие шаги бессмысленны.

– А чем именно вы будете заниматься в "Локо"?

– Я бы разделил свои обязанности на две составляющие. Первая – краткосрочная. Это все, что касается результатов первой команды. Я как спортивный директор должен прилагать все усилия, чтобы команда качественно комплектовалась, чтобы у нее была правильная философия, и чтобы на первом месте стоял профессионализм.

Вторая составляющая – долгосрочная, и это, конечно, академия. Я отработал 8 лет в академии "Шальке", видел 9-летнего Юлиана Дракслера и 11-летнего Мануэля Нойера, вел их от команды к команде, следил за каждым этапом становления. Очень дорожу этим опытом и считаю, что его можно и нужно применить в "Локомотиве".

– Каким был Нойер в 11 лет?

– Феноменальным! Поверьте, за время работы в "Шальке" я повидал немало талантов, но далеко не каждый добавлял к таланту трудолюбие. Нойер выделялся даже на фоне самых усердных отличников. Потрясающая работоспособность. Он уже тогда начал оттачивать свое секретное оружие – ноги. Нойер опережал время. Мало кто понимал, что концепция вратаря-полевого через несколько лет станет господствующей, а этот 11-летний мальчик видел будущее. Невероятно.

– Чего здесь больше – природного дара или трудолюбия?

– И того и другого. На самом деле у "Шальке" очень хорошая вратарская школа, и Нойер не единственный пример, просто он наиболее известный.

– Вы владеете секретом, как талантливого парня из академии превратить в профессионального футболиста? Просто в России талантов много, но пробиваются даже не единицы, а меньше.

– Я живу этим. 8 лет в академии фактически только и занимался тем, что подводил ребят к переходу во взрослый футбол. У меня стоит перед глазами то, как мы возились с Бенедиктом Хеведесом и как уже через год сидели вместе за столом и подписывали первый серьезный контракт. Очень важно быть не только наблюдательным и прозорливым, но и проявлять терпение. Если оно есть, а заодно и правильная методика с правильными тренерами, то талант при должном настрое вырастет в большого футболиста.

– В списке ваших воспитанников также значится Езил.

– Месута себе приписывать не буду, я к тому времени куда больше времени проводил в головном офисе "Шальке", чем на поле. Но точно так же, как и с другими ребятами, хорошо помню, как он прогрессировал. Очень быстро. Потрясающий футболист.

– Вас уже пугали тем, что русские и немцы – совсем разные и что ваша методика не будет здесь работать?

– Послушайте, мы говорим об универсальных правилах, которые действуют точно так же, как и законы физики. Условно говоря, до 13 лет ты должен уделить все внимание развитию техники, потому что именно до этого возраста она закладывается. Следующий этап – что-то другое. Потом – третье. Важна система.

– Всем этим, как я понимаю, вы еще только начнете заниматься, но пока открыто трансферное окно, основное внимание – первой команде?

– Верно. Мы весьма активны на трансферном рынке.

– Главным приобретением считается Джефферсон Фарфан. Очевидно, что это ваша заслуга, учитывая его прошлое в "Шальке". Вас не смущает его возраст и последний клуб?

– А скажите мне, сколько лет Игорю Денисову?

– Тридцать два.

– Так почему вы не спрашиваете о его возрасте? Правильно! Потому что у вас нет сомнений по поводу мастерства Денисова и его характера. Вот и у меня точно так же нет ни единого сомнения по поводу Фарфана. Джеф – отличный футболист, по-своему уникальный. Я его знаю 10 лет, он был героем в "Шальке", болельщики его обожали. К слову, мне недавно звонили из Германии и просили вернуть Фарфана! А все потому, что люди знают, как он играет.

У него потрясающий менталитет, он хочет всегда побеждать. А на мой взгляд, команде нужны победители. Такие, как Фарфан. Такие, как Денисов. Они в этом плане похожи. Я сам всегда за молодых игроков, но молодым требуются лидеры. Как Денисов и Фарфан. Их опыт станет катализатором для прогресса остальных. Так что не нужно кивать на возраст. Убежден, Фарфан – отличное приобретение.