Футбол

18 июня 2019, 00:05

Герман Ткаченко: "Игнатьев? Империя еще нанесет ответный удар"

Обстоятельный разговор в редакции "СЭ" с главой компании ProSportsManagement, которая ведет дела Федора Смолова, Юрия Жиркова, Олега Шатова и ряда других известных футболистов

Смолов

– Начнем с темы Федора Смолова. Перейдет ли он в "Динамо"?

– За информацией о возможном переходе Федора в "Динамо" ничего нет. Ну что должно заставить Федю уйти туда? Амбициозный проект? У Смолова хороший контракт, Лига чемпионов и важная роль в "Локомотиве". Вообще, то, что происходит сейчас с "Динамо" – здорово. На открытии нового стадиона мы впервые за долгое время увидели счастливые лица фанатов бело-голубых. Добрые лица динамовцев – вообще-то долгое время это звучало как оксюморон.

Понятно, что "Динамо" еще будет бросать из стороны в сторону, и эмоционально, и управленчески. Но залог нового "Динамо" – Соловьев. Он – один из крупнейших инвестиционных банкиров, масштабный человек. Мне кажется, он пока еще присматривается к людям, но ему интересно заниматься "Динамо".

– Вернемся к Смолову.

– Да, в последние годы мы с ним привыкли к немного другим ощущениям от его игры, к более высокой эффективности, но спады и временные трудности – это часть профессии. Как и отношения с главным тренером.

Семин, кстати, поддерживал Смолова, помогал. Федор адекватно реагировал на не самый лучший период в карьере. В то же время он с командой выиграл Кубок и попал напрямую в Лигу чемпионов, на его счету 8 мячей и 4 голевых передачи в сезоне – и это с учетом того, что Смолов пропустил определенный период из-за травмы. При этом сейчас Федор намного лучше реагирует на трудности – за прошедший сезон стал гораздо сильнее в этом плане.

– Смолов, как кажется, не очень подходит Семину по стилю.

– Когда готовился к встрече с вами, нашел, в чем разница между Смоловым и Семиным. Федор после последнего матча сезона написал у себя в Инстаграме: "Я супер хэппи", а Семин: "Я очень счастлив". Но вообще кто-то молод и в 70 лет, как Семин, а кто-то, как Капелло, в 17 уже стар.

Если рассуждать о футболе Семина… Мы же анализировали ситуацию перед переходом. Считали, что Фернандеш и Миранчуки могли прекрасно сыграться с Федором, отдавать на него передачи за спину защитникам. В последних играх, кстати, это заметно получалось. В том числе, с "Ростовом", с "Уралом".

С Федей я встречаюсь или разговариваю практически каждый день. Мы конечно же иногда говорили о стиле "Локо" и тренере, но считаем, что проблемы нужно искать в себе и преодолевать их. А что стиль Семина? Разве он когда-то был другим? Или он поменяет подход?

Семин держит коллектив, где-то ослабит, где-то поддавит. Он играет на других сильных качествах, и они приносят результат. У "Локомотива" самый сильный состав в российском первенстве.

– Сильнее "Зенита"?

– Да. Если взять весь сезон, то состав "Локо" – сбалансированный, с качественными исполнителями. Команда стала чемпионом в прошлом году, в этом – вторая плюс взяла Кубок России. Два года подряд вышла в Лигу чемпионов напрямую.

– Что можете сказать о недавних разговорах про переход Смолова в немецкую "Фортуну"?

– Ничего не скажу. Такого не было.

– Ваша фраза об отношениях Смолова с Семиным звучит пессимистично.

– Нет, у них хорошие отношения. Отношения тренера и игрока.

– Им есть о чем поговорить вне поля?

– Мне кажется, они пытаются, но Семин – не самый неразговорчивый человек. Я так понимаю, они поговорили. Юрий Палыч отнесся к этому потребительски правильно. Он искал контакта, когда Смолов остался единственным форвардом. Семин умеет делать это, особенно, когда ему это нужно.

– Правда, что Юрий Палыч был недоволен интервью, которое Смолов дал Собчак?

– В первый раз слышу. Мне кажется, все ровно наоборот. Семин такое любит. Юрий Палыч мог немного позавидовать, что герой – не он. С другой стороны, чуть позже Семин пришел на интервью похожего формата к Марии Командной.

– Ухудшились ли отношения Смолова с Черчесовым после чемпионата мира?

Черчесов очень логичен, его почти всегда можно понять, когда дело касается состава. В сборной поменялась роль Смолова, а не Черчесова. В последний раз состоялся нормальный разговор. Считаю, тренер поступал правильно, не вызывая Федора после ЧМ. При этом все время отслеживал его состояние. Потом, когда потребовалось, сам с ним переговорил. И через какое-то время вновь пригласил в национальную команду.

Игнатьев

– Чем для вас закончилась история с Иваном Игнатьевым?

– Для меня лично она завершилась, когда парень вышел из договора с нашим агентством. Имел право. Чего добился? Судите сами.

– Что его ждет?

– Надеюсь, что будет не так, но не исключаю, что предстоят тяжелые времена. Вы не поверите – до момента, пока Иван с нами не расстался, мы общались каждый день, часто виделись. Общение продолжалось и накануне его ухода.

Для нас та ситуация была не совсем ожидаема, хотя мы все понимали. Мы все понимали про Ивана, знали, где кнопка, но не думали, что все случится так быстро. Ну, другие нажали. Предложили большие деньги, Ваня таких никогда не видел и не справился с соблазном, бывает.

– Не пытались объясниться с тем, кто эту кнопку нажал?

– Еле сдержались. Честно, было непросто. Эта история так мешала! Только об этом и думали какое-то время. Потом запретили себе в офисе слушать Жанну Агузарову и называть фамилию Игнатьев.

– Почему не стали выяснять отношения с новыми агентами футболиста?

– Потому что надо находить силы двигаться вперед. Отнять в ответ у них нечего, точнее некого, что с них взять. Жизнь их сама накажет. Слушайте, ну я же видел, как Ваня расходился с нами юридически. Представляете, какой низкий уровень у этих юристов?

– В интернете было множество вбросов, мол, что к этой истории имеет какое-то отношение Черчесов. Как такое возможно?!

– Есть ли у меня информация, что в этом замешан Черчесов? Нет, конечно. Более того, я абсолютно уверен, что эта ситуация никак не влияла на вызов в сборную и определение состава. Но не секрет, что в ряде случаев использовалось имя тренера сборной. А вот это неэтично и делает окружение Черчесова токсичным – в первую очередь для него самого. Кстати, реакция Черчесова могла бы быть немного другой: "Если это происходило, то это абсолютно неприемлемо, но я не верю, что мои люди могли так себя вести".

– Так в чем проблема?

– Любой футболист вправе менять агента, как любой обычный человек – зубного врача, автослесаря или юриста. Людей, которые оказывают какие-то услуги. Но ответственность агента – она вот смотрите в чем.

Ведь агенты спалили Игнатьева в этой ситуации. Что бы делали нормальные люди? Обратили бы негатив на себя. Парень рос, развивался. Очень сильный футболист. Искренне в этом уверен. Для меня – комплимент, что Иван являлся нашим клиентом.

Так вот, эти агенты, когда закрутилась вся история, не появились, не защитили его, даже если "Краснодар", может быть, сделал что-то не то. Подставили его – и в самый нужный момент как для самого футболиста, так и для клуба, Игнатьева в составе не оказалось.

– Насколько правильна позиция "Краснодара", который стал воспитывать футболиста в момент, когда бился за 40-45 миллионов евро прибыли от участия в Лиге чемпионов?

– Там поступали так, как считали нужным. У руководства есть свое представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо. "Краснодар" имеет на это право. Я считаю, что клуб не виноват.Его реакция понятна, она была такой всегда. "Краснодар" не изменил себе ни в чем.

– Не считаете, что начав воспитывать Игнатьева, "Краснодар" упустил шанс на чемпионство?

– У "Краснодара" есть свои принципы, клуб их не нарушает. Вот и все. Но надо понимать, что там и Ваня много чего исполнил… Не могу раскрывать все подробности, это уже не моя война.

– Нарушал режим?

– У меня нет такой информации. Хотя вот смотрите, пропущенный звонок от него, а когда выпьют всегда звонят бывшим.

– А почему "Краснодар", Галицкий никак не реагируют на всю эту ситуацию с Игнатьевым и Шапи.

- Во-первых, они намного крупнее, чем вся эта банда.

Во вторых, "Краснодар" часто многое не комментируют в прессе, хотя как раз в этом случае они много чего сделали. Уверен, империя еще нанесет ответный удар.

Жирков

– Какая ситуация по Жиркову?

– Хорошая. Мы получили нормальное предложение от "Зенита" по поводу продления соглашения.

– На какой срок?

– На год. Нам осталось совсем чуть-чуть, чтобы все уладить.

– Ему сильно придется упасть по зарплате?

– Нет. Но там определенная часть уходит в бонусы.

– Неужели Жирков действительно хочет еще поиграть в "Тамбове"?

– У него две футбольные мечты – сыграть за "Балтику" и за "Тамбов" (в Тамбове Жирков родился, в Калининграде жила его супруга. – Прим. "СЭ"). Он даже когда в "Анжи" переходил, говорил мне про эти клубы. Но в любом случае Юра продлит контракт с "Зенитом".

Мариу Фернандес

– Верите в то, что Мариу Фернандес может перейти из ЦСКА в "Зенит"?

– Если Мариу перейдет из ЦСКА в другой российский клуб, то трансферная стоимость будет 20 миллионов плюс.

– А если за границу?

– Где-то 20 минус. Но я не вижу к нему интереса на Западе.

– Серьезно?

"Атлетико" всю жизнь его хотел. Но почему-то до сих пор не купил. Даже после великолепного чемпионата мира. Что-то есть в этом, не находите?

– А какая его трансферная стоимость для "Зенита"? 30 миллионов?

– "Зенит", наверное, будет пытаться заплатить 20 миллионов, ЦСКА попросит 30.

– Сойдутся на 25?

– Не знаю. Такое возможно только в самом конце августа. Не уверен, что стороны готовы так долго ждать.

– А как тогда быть с джентльменским договором между ЦСКА и "Зенитом"?

– Так никто же не уводит игроков за спиной. Переговоры ведутся между клубами, если это случится, это будет дружественный трансфер, если ЦСКА нужны деньги, почему бы не заработать их на продаже Фернандеса в "Зенит".

– Армейцы сейчас столкнутся с серьезными финансовыми трудностями?

– Не думаю. С Гинером всегда рядом серьезные друзья и соратники, готовые оказать помощь клубу. Армейцы не попали в Лигу чемпионов, но этот ЦСКА – свежая, яркая история. Как быстро они создали эту команду, как быстро завоевали нашу любовь, в том числе и победами над "Реалом". Но есть и обратная сторона медали.

– Какая?

– Почему ЦСКА не попал в Лигу чемпионов? Потому что это молодая команда. Это некий "Аякс" на своем уровне. Амстердамцы тоже уступили более опытному клубу – "Тоттенхэму" – в полуфинале Лиги чемпионов.

Влашич вернется в "Эвертон"?

– Есть разные конструкции. Можно продлить аренду. А можно продать Фернандеса и купить Влашича. Если ЦСКА верит в хорвата, почему бы и нет?

– У кого из игроков РПЛ сейчас самый большой потенциал?

– Сложно дать однозначный ответ. Сейчас очень сильные игроки в "Краснодаре". Сафонов, Вандерсон, Классон.

– А Шапи?

– И он тоже.

Лимит

– Ваше отношение к лимиту? Он реально помогает молодежи?

– Считаю, что сейчас принимать решение даже по новой формуле лимита "8+17" в заявке" на сезон-2020/21, конечно, поздновато! За год как можно изменить состав? Но что же касается самого лимита, не разделяю позиции ни ярых противников, ни ярых сторонников лимита. Это все популизм. Надо находить в этом вопросе баланс. Формула "8+17" и наличие ограничений в заявке, могут оказаться тем самым решением. Но главное другое.

– Что?

– РФС сегодня должен очень тщательно подходить к вопросу перехода из детского футбола в профессиональный и до конца отработать формулу проведения соревнований для этих возрастов. Новые турниры чемпионатов России до 17 и до 19 лет в дополнение к турниру дублеров как раз и являются попытками этого. Футбольному союзу важно не только стимулировать инвестиции в подготовку, но и тщательно, профессионально контролировать качество этой работы: обучение тренеров, лицензирование, реализация программ развития детско-юношеского футбола. Как это происходит в других странах, например Германии или Бельгии. Кстати в Германии был забавный, но во многом показательный случай. В 90-х одной из проблем в подготовке немецких футболистов было низкое техническое оснащение, с борьбой, физикой, самоотдачей – порядок, а с техникой – не совсем то. И были спущены инструкции, посыл, изменение методик в школы, в центры подготовки футболистов. И мы видим целую плеяду новых немецких футболистов – техничных, быстрых, эффектных – Ройс, Гетце, Сане, Езил, наверное, много и других. Но знаю, что сегодня, последние несколько лет они обсуждают проблему другого дисбаланса, что как раз нужно добавить в физике, в борьбе. Интересно, будут ли заметны последствия уже в ближайшее время.

Возвращаясь к лимиту, скажу, если мы воспитаем большое количество классных русских футболистов, никто не станет покупать второсортных легионеров. При прочих равных всегда поставят нашего парня. Ну и конечно, я бы добавил немного качественного ценза. Если приглашать восемь иностранцев, то действительно добротных.

– А какой контроль качества вы поставили?

– Количество выступлений за сборную.

"Спартак"

– "Спартак" провел безобразный сезон?

– Плохой. Я вот долго размышлял. Мне кажется, основная проблема "Спартака" – это не только игра, не только фигура тренера, не только подбор футболистов. Главными проблемами "Спартака" являются постоянное давление извне и неумение клуба справляться с ним, уводить от команды и тренера, а так же плохой процесс коммуникации внутри клуба: между тренером и командой, между тренером и клубом. Проблему Глушакова мы обсуждали еще два года назад. Они с Каррерой просто не поделили чемпионство.

При этом вице-президент поддерживает в этом конфликте футболиста, а окружение тренера, видя, что клуб не принимает сторону тренера, более того, борются с ним, бросили все силы на защиту своего клиента. Считаю, что клуб должен был сделать все возможное, чтобы их примирить. А если не поучилось, то решить эту проблему на корню.

В состоянии ли Цорн все это исправить, есть ли у него понимание, как это нужно делать? Я его видел один раз, он прямо такой deutshe-style, типичный молодой немецкий менеджер. Доброжелательный, четкий, аккуратный. Это уже неплохо.

Я, кстати, понимаю, почему они решили Кононова не убирать.

Во-первых, он неплохой тренер. Во-вторых – он комфортный. Не интриган, ничего особо не требует, не ругается, следует политике клуба. Он не напрягает. А давайте представим, что "Спартак" сумеет оградить его от всего идущего негатива?

– Вы удивились, что должность генерального директора досталась именно Цорну, а не, например, Вадиму Васильеву, работавшему в "Монако"?

– Удивился. Но у Васильева был запрет на работу в течение полугода. Хотя это не проблема, всегда можно договориться и отказаться от выплат "Монако". Но я призываю судить Цорна не по его прошлому, а по поступкам на новом посту. Нам всем нужен сильный "Спартак".

– Вы не считаете, что все, происходящее сейчас вокруг "Спартака" – это предпродажная подготовка?

– А кому нужен такой билет на расходы?

– Например, бизнесмену Александру Винокурову – президенту инвестиционной компании Marathon Group, акционеру торговой розничной сети "Магнит".

– Если "Спартак" ему и нужен, то только в качестве визитной карточки, а для визитной карточки он слишком дорог. У владельцев "Спартака" есть деньги, они и дальше будут тратить свои 100 миллионов в год. Наверное, могли бы заинтересоваться условные китайцы, у которых варианты бизнеса в Москве, но 500 миллионов – это слишком много и для них. "Ньюкасл" вот купили за 200 миллионов, но он хотя бы генерирует прибыль.

– Третий акционер "Спартака" – это Винокуров?

– Не знаю. Слышал эту версию и был удивлен. Хотя он – инвестиционный банкир, и может держать акции для кого-то еще. Но у него точно нет какой-то активной позиции, он никак себя в футбольном мире пока не проявил.

– Что будет с Глушаковым?

– Разрыв контракта со "Спартаком". Мне кажется, это неизбежно.

– И?

– Возможны любые варианты.

– Как бы вы разруливали эту ситуацию?

– Мирил бы. Сразу же, при первых же разговорах и признаках конфликта. В этот момент нужно было включаться и находить решение. Не нужно внутри клуба бороться. Не нужно! Это все приносит негатив и приводит к крушению – "Спартак" тому пример. Когда-то я у вас в редакции сказал, правда, применительно к "Зениту": "Должен быть "Зенит Юнайтед", и это касается каждого клуба.

– Вам не кажется, что менеджменту "Спартака" нужно было выбрать кого-то одного и не принимать половинчатых решений?

– В итоге убрали Карреру, но не из-за Глушакова. Тот стал просто инструментом в борьбе.

– Продлить контракт с уже находящимся в солидном футбольном возрасте Глушаковым – ошибка менеджмента?

– Это не главное. Подписать новый договор с ним и не разрешить ту ситуацию, что уже тогда была – вот ошибка. Просто каждый преследовал свои интересы, а не интересы "Спартака".

– Какие самые яркие впечатления от прошедшего сезона?

– Если коротко, безусловно, возросшая посещаемость. Сергей Семак, который навел эмоциональный порядок в "Зените" и принес клубу долгожданное чемпионство.

Это симпатичные "Ростов", "Оренбург" и "Арсенал". В последнем хотел бы выделить Андрея Рудакова, который готовил большинство их спортивных решений и незаслуженно обделен вниманием, когда говорят об успехах тульского клуба.

И, конечно, качественные кадровые изменениях в РФС. Вопреки отрицательной селекции в российском футболе, сейчас вместе с Дюковым пришли и приходят люди, которые по своему человеческому масштабу превосходят так называемый футбольный люд. Например, Игорь Каменской, который занимается в РФС связями с госорганами. Или другой пример, очень крупному бизнесмену предложено заняться судейством в российском футболе.

Все это, как минимум, интересно и вселяет надежду.

Еременко остался в "Ростове". Куда перейдет Глушаков? 
Трансферное лето РПЛ. Все сделки – в одной таблице