12 апреля, 11:45
У меня, как человека, на протяжении сорока пяти лет неравнодушного к «Спартаку», нет приличных слов после незабитого пенальти, решившего исход этого матча. Как по поводу глухого резервиста Хесуса Медины, который не имел вообще никаких оснований бить этот одиннадцатиметровый при 1:2, так и по поводу всех, кто эту ситуацию допустил: главного тренера, игроков, которые были в числе штатных пенальтистов, но позволили пробить внештатному. Ау, Барко! Какого (вырезано самоцензурой) черта?! Тем более что и Деян Станкович заявил, что Медина в список пенальтистов не входил. Но тогда этот хаос — в первую очередь его, Станковича, проблема.
После такого незабитого пенальти отыграться было бы чудом. И все равно должны были — били уже в упор, моменты создали сумасшедшие, вроде удара Зобнина, заблокированного Пальцевым. Но ворота Магомедова уже были закономерно заколдованы.
В конечном счете развязка стала следствием того, что «Спартак» провел безобразный первый тайм. Настолько же ужасно все складывалось только в первом туре с «Оренбургом». Вообще без просвета — разве что Умяров опасно ударил на 45-й минуте. Махачкала выглядела однозначно лучше, не дала красно-белым создать вообще ничего, в то же время не сидела в своей штрафной и полностью заслужила эти 2:0 к перерыву — более того, для хозяев могло быть и хуже. Отличная работа Хасанби Биджиева. Первый, между прочим, случай, когда дагестанское «Динамо» забило два мяча на выезде. И для этого хватило половины тайма.
Еще и Манфред Угальде сломался, причем не в результате чужого фола. Хотя лучшего снайпера чемпионата и до того видно не было. И начинаешь догадываться, почему неделю назад Станкович предпочел Ливая Гарсию. С костариканцем происходит что-то не то. Как бы это не было продленным эффектом от зимней шумихи, поднятой его агентами, об интересе чуть ли не всей Европы. Ничего в итоге не произошло, и не могло ли это внутренне демотивировать талантливого, но неопытного игрока?
В прошлый раз все беспокоились, увидев экспериментальный стартовый состав. Но тогда, в Ростове, все сработало. Теперь состав успокоил своей абсолютной традиционностью — и все вышло наоборот, а дошло до двух замен (одна, правда, вынужденная) до перерыва и еще одной — в нем. Парадокс, но есть чувство, что все эти поиски Деяна в последнее время — не на ровном месте.
Да, началось с автогола Даниила Денисова, то есть со случайности. Но хорошо настроенную команду такие вещи не смущают. А «Спартак» вышел настроенным не просто плохо — никак. Такое бывает в домашних матчах фаворитов с теми, кто на бумаге слабее — вспомните «Зенит» подряд с «Крыльями» и «Акроном». Оступаешься порой там, где ожидаешь этого меньше всего.
Второй тайм для «Спартака» должен был стать серьезным испытанием. Одним из решающих в сезоне. И он был очень близок к тому, чтобы спастись, — а там забей пенальти... Вот только не забил. И вратарь Магомедов тащил, и защитники под удары бросались. Вот что значит дать сопернику шанс. Отчего бы им не воспользоваться?..
Момент-символ — это когда Ливай Гарсия, вроде бы хорошо развернувшись и удачно бросив себе по флангу мяч на ход, не смог убежать от Сундукова. 20-миллионное, самое дорогое приобретение «Спартака» в истории — от Сундукова!
В чемпионском, 2017-м зимние спартаковские приобретения — Луис Адриано, Александр Самедов — начали забивать и отдавать сразу. Самедов сделал это с «Зенитом». Джикия тоже вписался моментально. Нынешние трансферы, может, дадут мощный эффект в следующем сезоне, но пока от них толку мало. При этом сдали два главных орудия осенней атаки — Барко и особенно Угальде.
При этом я бы не стал говорить, что зима развалила «Спартак», как это делают некоторые коллеги. После зимы, смею напомнить, был прекрасный матч с «Зенитом» и первая победа над ним с 2017 года.
Но иногда так случается, что, обыграв прямого конкурента, отвыкшая от титулов команда начинает думать, что главное дело сделано. И, подсознательно расслабившись, ломается на тех, кто слабее.
Кажется, со «Спартаком» Станковича это и произошло.
Еще рановато говорить, что чемпионские грезы рассеяны, но сильно подозреваю, что это так. На решающей стадии борьбы за золото, отставая на пять очков от первого места, красно-белые отдали дома «свои» три очка. Это почти приговор.