Футбол

12 октября 2018, 19:30

Юрий Лоза - о Кокорине и Мамаеве: "Если человек читает извинения по бумажке, значит, делает это неискренне"

Иван Торопцев
редактор интернет отдела
Известный певец Юрий Лоза – о скандале вокруг нападающего "Зенита" Александра Кокорина и полузащитника "Краснодара" Павла Мамаева.

В четверг, 11 октября футболистам по решению Тверского районного суда Москвы выбрана мера пресечения в виде заключения под стражу до 8 декабря. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 213 УК РФ "Хулиганство", ему грозит до семи лет лишения свободы. Из зала суда оба доставлены в столичное СИЗО №2. Игроки принимали участие в нападениях на Виталия Соловчука, водителя ведущей Первого канала Ольги Ушаковой, и на чиновника Минпромторга Дениса Пака.

Что вы вцепились в эту ситуацию? Уголовщина есть уголовщина. Вспомните, Эдуард Стрельцов долго сидел, а ведь это лучший футболист своего времени, на одном уровне с Пеле, – говорит Лоза. – Даже лучшие футболисты сидели в тюрьме, потому что попадали в такие ситуации. Люди почему-то ни с того ни с сего начинают думать, что раскрученные персонажи – политики, артисты, футболисты – каким-то образом отличаются по мозгам от рядового человека. Кокорин и Мамаев ведь не читали книжек, не ходили в какое-нибудь крупное учебное заведение, где их обучали манерам. Они – обычные парни с улицы, которые хорошо играют в футбол. И ведут они себя, как обычные парни с улицы. Они не умеют тратить деньги, их никто этому не учил. Никто им не объяснял, что такое хорошо, а что такое плохо. Где они проводят свое время? Не в музеях же. Они идут туда, куда идут обычные молодые люди, если у них вдруг появляются деньги – в ночной клуб.

В ментальность футболистов входит: красиво потратить бабки, напоить весь кабак, а потом еще разбить витрину. Купить крутую тачку, проехаться на ней по улице, чтобы все увидели.

При этом это такое мышление – проехаться по своей деревне, чтобы все обалдели, потому что в условном Монте-Карло такие машины у всех, там людей не удивишь. Ну, в этот раз сглупили парни, попали в ситуацию, отсидят. А куда деваться – надо отсидеть. Только не надо их облизывать, выдергивать из СИЗО за большие деньги, потому что они подают плохой пример, а должны – хороший. Но это не их вина, а вина их тренеров.

– В чем она?

– Я говорил с людьми, которые учились в Японии в школе карате и в школе ушу в Китае. Они объясняли мне: толковый тренер – сенсей – отвечает за своего ученика, за все его последующие действия всю жизнь. Поэтому готовит человека в первую очередь к жизни, а потом уже к соревнованиям. В ушу не допускают до ударов и приемов года три, пока у человека не сформируются мозги, пока он не научится контролировать себя и вести себя подобающим образом.

То же самое с карате – никто не научит вас драться, пока вы не научитесь поведению в социуме. К тому же, каждый большой футболист со временем должен передавать полученные навыки, а они ведь распространяются и на жизнь тоже. Чему может научить тренер Кокорин? Или Мамаев? Они должны передать то, что им передал их собственный тренера, а он их не научил ничему хорошему, кроме как бить ногой по мячу. Поэтому Кокорин и Мамаев ограничены в плане умственного развития, умеют бить по мячу ногой, но не более того. И к ним нужно относиться как к людям, которые способны только на это.

– То, что происходит с Кокориным и Мамаевым сейчас, может что-то изменить в их поведении?

– А этого мы не знаем. Будет видно по футболистам, когда они выйдут на свободу. Сейчас в голове у них ничего особо не поменялось. По бумажке извинения читают... Если человек читает извинения по бумажке, значит, он на самом деле так не думает, не делает это искренне. Нельзя так извиняться, это глупость! Он зачитывает чужое извинение, а не свое, в голове у него ничего не изменилось, значит, надо относиться к ним так же, как и до этого.

Два человека, вместо того, чтобы, например, книжки умные читать, сидели в кабаке и квасили, что с этим поделаешь? Среди футболистов, между прочим, есть много интересных, образованных людей, которые в жизни бы не позволили себе поступить так, как Кокорин и Мамаев. Нельзя всех собирать под одну гребенку. Возьмите срез общества: кто-то бежит в магазин за пивом, а кто-то идет в музей, все – разные. Так же и среди футболистов, они же тоже люди.

– Суд правильно поступил, поместив футболистов в СИЗО?

– Почему законодательство должно относиться к людям по-разному? Если обычный молодой человек ударил бы кого-то стулом, ему тоже грозил бы тюремный срок. Кокорин не отличается от любого другого ничем. Если мы говорим о правовом обществе, то у нас закон должен одинаково относиться ко всем. Что это за законы, если, например, один может ездить по встречной полосе, а другой – нет? У нас принято апеллировать к европейским странам, например, к Швейцарии. Я там был, у них никто не ездит по встречной полосе. Вообще никто и никогда, потому что нельзя. Человек, который себе такое позволит, получит ровно такое же наказание, какое получил бы любой другой гражданин, не важно, какого социального статуса. Если мы все будем соблюдать закон, то будем жить в очень хорошем обществе. Если закон будет одинаково применим к каждому, то очень быстро мы научимся соблюдать его.

– Нужно ли пожизненно отстранять от футбола Кокорина и Мамаева, как предлагают многие?

– Это глупость, конечно. Надо брать конкретное правонарушение, рассматривать его отдельно от деятельности футболистов. Если, например, водитель троллейбуса кого-то ударит стулом, разве ему запрещается после этого ездить на троллейбусе? Как это связано с правонарушением? Мы связываем род занятий человека с совершенным им правонарушением, а этого нельзя делать.

Никаких отстранений – пусть идут и играют в футбол. Понесут наказание за свой поступок и дальше занимаются своим делом. Отстранить от футбола... За что? Человек, ударивший кого-то стулом, по-другому бежит по полю, что ли, или не имеет на это права?

– Немногие клубы готовы принять провинившихся футболистов.

– Правильно. Есть понятие "испытательный срок". Через какое-то время он показывает, поняли люди что-то в этой жизни или нет. Человек должен исправиться, сделать выводы и больше не совершать таких поступков. В элитные клубы они, конечно, сразу не попадут, но, если будут хорошо себя вести, хорошо играть, то все может случиться. Они ведь молодые ребята, подождите немного. Тем более, через два-три месяца история уже утихнет. Ну, например, через год они выйдут. Тот же Стрельцов после более долгой отсидки стал лучшим футболистом страны. У Кокорина с Мамаевым речь идет о гораздо меньших сроках. Через год они станут другими людьми, может, начнут читать книжки. Да и разве трудно набрать форму в молодом возрасте?

– А в сборную их стоит вызывать?

- Почему бы и нет, если все будет нормально. У нас же система не клеит ярлыки навечно. Люди по молодости оступились, сделали глупость, должны осознать это, искупить вину и пойти дальше по жизненному пути. Может, Кокорин или Мамаев станут священниками, откуда нам знать? Пути Господни неисповедимы.

– Обществу не понравится, если их возьмут в сборную России.

– Нашему обществу надо понять, что существует определенная система, в которой есть формулировка "искупил вину". Все, закрыли дело, ребята отбыли наказание, идем дальше. Может, не стоит допускать Кокорина и Мамаева к работе с детьми, этого достаточно. Есть же какие-то вещи, которые не стоит делать уголовникам. Например, учить детей плохому. А в футбол-то им что играть мешает? Как одно связано с другим, может кто-то объяснить? Парни по пьянке сделали глупость, дальше что? Искупят вину, пойдут дальше играть в футбол. Что изменится? Просто за счет журналистов, которые создают шумиху вокруг этого дела, все о нем теперь говорят. Чем меньше будет внимания, тем быстрее у этих футболистов наладятся дела.

– Ну все-таки подобных историй с футболистами уровня сборной не случалось со времен Стрельцова, поэтому и большой резонанс.

– Может, что-то скрывалось, а нынешний случай вылез. Что, футболисты до этого не вели себя плохо? Просто удавалось некоторые ситуации спускать на тормозах, а сейчас не получилось. Поймите, это системная штука. Пока у нас с детско-юношеского возраста не начнут – помимо футбольного образования – вкладывать детям в мозги мысль: "Ребята, вы становитесь медийными персонажами", ничего не изменится. Может быть, случай с Кокориным и Мамаевым научит некоторых тренеров уделять больше внимания образованию своих пацанов, чтобы они были подготовлены и вели себя в обществе приемлемо. Это называется социализация, целая наука. Если тренер видит, что из ребенка растет большой футболист, надо начинать работать еще и с его мозгами. Чтобы он смог, например, интервью дать – я же вижу, что никто их не учит говорить, стоять, сидеть, носить одежду, быть медийными персонами. А этому надо учить, потому что футболист всегда под увеличительным стеклом, и с каждым годом оно показывает все более четко.

Кокорин и Мамаев. Главное по теме. Онлайн