Футбол

1 июля 2019, 12:00

"Зимняя классика" в РПЛ, или Как еще продвинуть наш футбол

Известный спортивный функционер, бывший гендиректор "Динамо" в своей авторской колонке для "СЭ" предлагает оригинальные идеи для развития российского футбола.

Пиара в нашем футболе по большому счету не существует. Все те усилия, которые предпринимаются, и пиаром-то назвать нельзя. Этим должна заниматься РПЛ, в какой-то мере – РФС, но системного подхода с точки зрения продвижения нашего футбола – нет. Все, что мы видим – анонсы на ТВ, разборы игр, приглашение экспертов. То есть – лишь усилия СМИ. Этого явно недостаточно! А работа, которую ведут в этой области некоторые клубы, мало что может исправить в общей картине.

Выделю два пункта, при помощи которых ситуацию можно изменить. Первый – это создание событий, ивент-менеджмент. Второй – непосредственное участие футболистов в работе над улучшением имиджа нашего футбола.

Ивент-менеджмент

Чемпионат России практически исчерпал себя с точки зрения зрительской привлекательности. Да, посещаемость можно увеличить за счет хороших результатов команды, программ лояльности и качественной инфраструктуры. Но, на мой взгляд, важнее даже не заполняемость стадионов, а увлеченность населения футболом, к которому должен быть устойчивый интерес. А привлечь новых болельщиков можно нестандартными мероприятиями.

Итак, что я предлагаю.

Мы любим похихикать насчет того, что чемпионат России постоянно залезает в зиму, из-за чего наши команды играют на тяжелых полях. Так давайте сделаем из этого маркетинговый ход, на который обратит внимание нефутбольная аудитория! Матч звезд РПЛ на стадионе, покрытом снегом. Футбольная "зимняя классика". Видео этой игры разойдется по всему миру! Все увидят, что мы умеем креативно подходить к продукту, который производим. Представьте, какой будет реакция, допустим, у теплолюбивых хорватских болельщиков, когда они увидят Влашича, засыпанного снегом и играющего в футбол в таких условиях?

Зимний футбол – это наша фишка. Можно, кстати, вспомнить традиции нашего хоккея с мячом, где, несмотря на мороз и снег, собираются полные трибуны. Такую "зимнюю классику" можно будет неплохо продать.

Теперь – о другом способе привлечения аудитории. Туристов из какой страны в России сейчас больше всего? Правильно, из Китая. Не сомневаюсь, что людям интересно посмотреть не только на классические достопримечательности, но и на наше футбольное наследие. А стадионы в России сейчас очень привлекательные. Почему бы не попробовать наладить контакт с туроператорами, с теми, кто организовывает экскурсионные поездки в нашу страну. Часто же бывает, что туристов организованно привозят в сувенирные магазины – потому что есть договоренность с магазином. Так добейтесь договоренности, чтобы их массово привозили на стадионы! Допустим, на "Динамо": чтобы днем туристы посетили экскурсию по уникальной футбольно-хоккейной арене, а вечером – матч, причем неважно какой: "Динамо""Уфа" или "Динамо""Урал". В Москве не так много вечерних мероприятий, где иностранцам было бы интересно – ввиду языкового барьера: на балет не протолкнешься, драматические театры – только на русском языке. А чтобы смотреть футбол – русским владеть не нужно.

Российский футбол нуждается в продвижении не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. Устройте матч за Суперкубок в Китае или Корее! Понятно, что для того, чтобы наш футбольный товар был там востребован, у нас должны играть футболисты из этих регионов. Не думаю, что большая проблема найти качественного китайского или корейского игрока, на которого свои будут ходить точечно.

Вообще, чем больше соревнований, чем больше интриги – тем лучше. Сейчас вот проходит турнир в Австрии с участием сильных команд, но мне непонятно: зачем его устроили там, где практически нет болельщиков на трибунах? Раз уж что-то делать, то со зрителями, чтобы была качественная картинка и по-настоящему футбольная атмосфера. Чтобы возникал интерес к нашему футболу как индустрии. А если нет, то лучше уж проведите этот турнир в России. В одной из своих колонок я уже писал, что нам надо активно использовать новые стадионы и тренировочные базы. И непонятно почему наши клубы даже летом устремляются на сборы за границу, когда в стране создана современная инфраструктура. Разве плохо смотрелся бы матч "Спартак"ЦСКА, например, в Сочи, куда пришли бы даже те отдыхающие, у которых в родных городах и профессиональной команды-то нет? Да и деньги, потраченные командами в Альпах, остались бы в стране. А это важно.

Повторюсь, футбольная аудитория – не бесконечная. Сейчас прежде всего нужно обратить внимание на тех, кто пока футболом не увлекается, но кому интереснее скорее яркие акции, пусть и разовые. Нужен неординарный подход к организации и, главное, к подаче футбольных матчей. Особенно в эпоху вирусных видео и соцсетей.

Футболисты

К сожалению, российские игроки, как ни странно, и так никогда не были социально активными, а сейчас и вообще побаиваются лишний раз выйти на улицу. А они должны быть гостями интересных выставок, ходить на фестивали, прилично выглядеть, давать внятные интервью. То, как футболисты говорят во флеш-интервью – это просто катастрофа. Сейчас ХХI век, можно и нужно научить спортсменов грамотной речи, правильному общению с журналистами.

Важный аспект – благотворительность. Футболисты – нормальные ребята, они хотят помогать, но далеко не все умеют и знают, как это делать. Сейчас обычно происходит так: клуб везет игроков табуном в какую-либо школу, максимальный выхлоп от такого мероприятия – сообщение на официальном сайте клуба плюс полторы новости в информагентствах. События, связанные с благотворительностью, должны быть масштабными, правильно спланированными, резонансными. И, разумеется, действенными. И не клубы должны их устраивать, а лига и федерация.

Ставка на наших звезд должна быть самой серьезной. Вообще, много ли рекламы футбола вы видите? Рекламируют хоккей, баскетбол, но почему-то не футбол. Видимо, считают, что футбол с точки зрения популярности и так в полном порядке, что народу ничего доносить больше не надо – и так все и всё знают. На самом деле – надо. Еще как надо. При этом максимально используя звездных футболистов в сильных рекламных акциях.

Не помню сезона, который был бы более насыщен скандалами, чем прошедший. Понятно, что сейчас любой разговор о футболе будет переходить в околоспортивную плоскость. Спортсмены – молодые парни, и сложных ситуаций не избежать. Необходимы антикризисные меры, работа на опережение – как, например, в NFL. У нас же ничего такого нет вообще. Российскому футболу нужна внятная система, которая будет заявлять о проблеме, помогать игроку из нее выбраться. Нельзя закрываться и говорить: "Это ваш клуб и ваша проблема". В России проблема одного клуба становится проблемой всего футбола. И без разницы, какая именно – поход футболиста в баню или финансовые проблемы какого-то клуба посреди сезона.

Что такое наш футбол в восприятии рядового гражданина нашей страны, если в простых выражениях, но цензурно? Это:

– футболисты – малоприятные персонажи с безумными зарплатами и такими же безумными скандалами;

– как играть не умели, так и не умеют;

– зачем тратить бюджетные деньги на футбол, отдайте лучше (адресатов много);

– и вечно полыхающий "Спартак".

Прошлым летом немного выправила ситуацию сборная. Но то уже совсем забыто. И работу над имиджем нашего футбола надо начинать с самого начала. Но исправить все можно. Нужно просто взяться всем вместе. И клубам, и лиге, и федерации. Ну и футболистам, конечно.