Футбол

24 июля 2016, 11:45

Возвращение Кержакова, болельщик Траньков и признание Луческу. Как прошла игра за Суперкубок

Михаил ГОНЧАРОВ
Корреспондент

СУПЕРКУБОК РОССИИ. ЦСКА – ЗЕНИТ – 0:1

Корреспондент "СЭ" побывал на матче-открытии сезона между ЦСКА и "Зенитом" и убедился – несмотря на смачную оплеуху на Euro, российский футбол скорее жив, чем мертв.

Михаил ГОНЧАРОВ
из Черкизова

Эта игра ожидалась с легкой тревогой, несмотря на громкую и привлекательную вывеску. А получится ли праздник? А придут ли в адекватном количестве болельщики? Ведь слишком сильным было всеобщее разочарование после позора на Euro-2016, да и вообще безрадостных событий, способных оттолкнуть людей от стадионов, в российском спорте произошло за последние месяцы немало.

"НЕТ ЛИШНЕГО БИЛЕТИКА?"

Поэтому даже и не верилось сначала в слова организаторов, обещавших минимум 20 тысяч зрителей в Черкизове. Но последние сомнения отпали, стоило лишь оказаться в переполненном вагоне поезда на подъезде к арене за полтора часа до матча – здесь на футбол ехали и шумные взрослые компании, и семьи с маленькими детьми, и даже дедушки с бабушками. Обошлось без задорных песен, зато все было спокойно и дружелюбно, несмотря на разнообразие клубных цветов.

На выходе из подземки встречала вывеска: "Болельщики ЦСКА – налево, болельщики "Зенита" – направо". Однако шагала публика все равно в одной толпе, а стычки если какие-то и случались, то только словесные и совсем неагрессивные. Стадион на подходе встретил пугающими очередями, растянувшимися метров на 150-200 в длину. Кое-кто из прибывающих обреченно вздыхал: "Да тут нереально успеть до начала!", после чего кидался искать прохожих с лишними билетиками или традиционных друзей-врагов болельщиков – перекупщиков.

"Коля, работаем!", – подбадривала коллегу женщина, лицо которой в Москве, кажется, знает уже каждый фанат. И этот самый Коля подбегал к каждому отчаявшемуся встречному, шурша внушительной стопкой и призывая купить билеты с наценкой именно у него. Все на глазах полиции, у которой, впрочем, хватало других забот – людской поток все нарастал.

На территории арены, у знаменитого черкизовского паровоза, звучала мелодичная музыка, милые девушки с улыбкой раздавали красные кепки, люди сидели на верандах кафе, а повсюду витал соблазнительный запах шашлыка. Обнаружилась и еще одна очередь – но уже не такая безнадежно длинная, как первая. Это стояли болельщики, желающие сфотографироваться с главным призом дня – Суперкубком России, который маняще блестел на московском солнце.

– Тревожно мне что-то за результат, – раздалось вдруг где-то рядом из армейской толпы. – Больно хорош был "Зенит" в товарищеских играх. "Монако" вот легко обыграл...

– Да брось ты! – попытался развеять страх коллеги другой парень в красно-синим шарфе. – Смотрел я тот матч. В первом тайме "Монако" спокойно вел в счете. А потом просто выпустил резервный состав, и понеслось.

РОБОТ БОРИС И ПОРВАННАЯ СЕТКА

От одного болельщика к другому ездил смешной робот Борис, развлекавший всех неожиданными фразами ("За кого топишь?", "Динамо" тащит!", "Победит дружба", "Москва – чемпион") и с радостью вступавший в диалог на любую тему, но ближе к стартовому свистку он вдруг устал, остановился и грустно признался, что разряжен.

Спасибо проделавшим большую работу организаторам и погоде, которая после мрачных и дождливых будней побаловала Москву солнцем и теплом, – в Черкизове в субботу было действительно приятно находиться. Футбольный праздник наверняка мог приобрести и еще больший размах, пройди-таки матч на новеньком стадионе ЦСКА, как планировалось изначально, однако и "Локомотив" всех встретил дружелюбно. И 22 тысячи зрителей, объявленных диктором в конце игры, – достижение серьезное.

Во всяком случае сходу и не припомнишь, когда в последний раз эта арена оказывалась настолько заполненной (пустовал лишь один верхний ярус трибуны за воротами) – на матчах железнодорожников здесь в предыдущие сезоны обычно было столь пусто-пусто, что плакала душа.

Не довелось услышать никакого бурного свиста в адрес сборников, не досталось от публики даже Кокорину, неожиданно попавшему в стартовый состав после истории с шампанским и ссылки в дубль, – если отдельные неодобрительные возгласы и были, то растворились на общем фоне. Напротив, встречали всех футболистов радостно и эмоционально. Посвистели с красно-синей трибуны разве что Жиркову во втором тайме, но эта история к Euro никакого отношения не имеет.

Не обошлось, конечно, без неприятных моментов. Фанаты "Зенита" и пиротехникой в первом тайме на славу подымили, и шарфы соперников с сидениями подожгли, окутав на несколько минут стадион вонючим мрачным дымом. А потом еще и заградительную тряпичную сетку, разделяющую трибуны с полем, умудрились подцепить, задрать наверх и вовсе порвать. Диктор вежливо попросил вернуть все обратно и даже пригрозил остановкой матча, однако гости из Санкт-Петербурга и не думали слушаться, пропев в ответ: "Нет сетки – нет проблем". Впрочем, никаких дальнейших беспорядков и побегов на газон не последовало, спасибо и на том.

ОЛИМПИЙСКИЙ ЧЕМПИОН СРЕДИ ЖУРНАЛИСТОВ

Журналистов стадион порадовал уютным пресс-центром, отремонтированным и преобразившемся за короткую паузу. А еще развлек представителей СМИ олимпийский чемпион Сочи Максим Траньков, внезапно оказавшийся в пресс-ложе. На шее российского фигуриста красовался шарф "Зенита", вел себя он весело и шумно, эмоционально реагируя на яркие игровые моменты, не стесняясь выкриков в поддержку любимого клуба. А уж после единственного забитого мяча и вовсе, казалось, стал самым счастливым человеком на секторе.

– Я искренне болею за "Зенит" с 2001 года и всегда хожу на матчи, когда есть такая возможность, – рассказал свою историю Траньков в перерыве, когда к нему подошел с расспросом корреспондент "СЭ". – Вот и сегодня с удовольствием приехал. Очень хотел оказаться на нашей фан-трибуне, прошусь уже целый час, желаю оказаться там всем сердцем, но не пускают! Поэтому смотрю из ложи прессы (смеется). А еще я здесь для того, чтобы поболеть за своего друга – Сашу Кержакова.

– Как вам новый "Зенит" при Луческу?

– Честно говоря, когда только начали, все было немного печально. А теперь уже ничего. Очень надеюсь, что сегодня победим.

– Кокорин в первом тайме падал в штрафной и получил желтую карточку. Как считаете, 11-метровый был?

– Нет, конечно. Вынесенное предупреждение – на усмотрение арбитра, но пенальти не было. Верное решение.

– Увы, никуда не деться от вопросов про допинг и Олимпиаду в Рио. Что думаете по этому поводу?

(Вздыхает). Да ничего, если честно. Все и так всё знают. Заказ есть заказ. Политический.

– Вы имеете в виду – с Запада?

– Конечно.

– На вас пока давления нет?

– Есть. На всех есть! Но у меня нет боязни, потому что я знаю, что я чист.

– И легкоатлеты у нас многие чистые. Но их не пускают на Олимпиаду.

– Знаю, что Лена Исинбаева чистая. Да как и многие спортсмены... Но это политика. Что тут поделаешь? Просто ребятам не дали ничего доказать. Нам это позволили сделать, мы доказали и показали, что медали свои не отдадим. А вот другим ребятам не повезло...

– Нет опасений, что и на будущую зимнюю Олимпиаду все это перекинется?

– Есть, конечно. Но что мы можем сделать? Наше дело – доказывать. Выходить, бороться, делать свою работу. Но это уже идет борьба не спортсменов, а политиков. К сожалению.

После этих слов Траньков вздохнул. И, кажется, на какой-то момент принялся грустить. Однако едва начался второй тайм, на его лице вновь появилась улыбка.

"ВЫ МЕНЯ ЖДАЛИ? Я ЗНАЮ!"

Одним из главных действующих лиц после перерыва стал Кержаков, вернувшийся в родной клуб после вынужденной паузы и вышедший на поле ближе к концу матча. Болельщики "Зенита", еще перед стартовым свистком вывесившие баннеры "С возвращением, бомбардир", "Добро пожаловать домой, Саша!", зашлись в бурном экстазе. А могли и вовсе попадать со своих кресел от счастья, реализуй нападающий свой полумомент с ударом через себя.

Вчера. Москва. ЦСКА - "Зенит" - 0:1. Болельщики встречают Александра Кержакова. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Вчера. Москва. ЦСКА - "Зенит" - 0:1. Болельщики встречают Александра Кержакова. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Однако это все равно был день "Зенита". Минут за 10 до конца торсида ЦСКА начала активно жечь пиротехнику, так и не пригодившуюся на случай празднования гола. Финальный свисток, радость победителей, круг почета, долгие танцы с трофеем, песня We Are The Champions, – открытие сезона, может, и не вышло ярким по самой игре, но зато по эмоциям все было здорово. И последний запомнившийся кадр со стадиона – Траньков, с гордостью растягивающий шарф на протяжении всех 20-30 минут петербуржских празднований.

А потом, спустившись в VIP-зону, фигурист пытался пройти в раздевалку к победителям, чтобы разделить триумф с другом. Увы, грозные секьюрити олимпийского чемпиона не распознали и отправили восвояси. "Саша Кержаков знает меня. Просто скажите, что его Максим Траньков ждет", – просил тот, но охранники были суровы и непреклонны: "И что, что вы Максим Траньков? Правила есть правила".

Впрочем, встреча двух друзей все равно состоялась. И к журналистам в микст-зону они вышли уже вместе – очень счастливые.

А болельщики "Зенита" и не думали разъезжаться, скопились рядом с автобусом и радостно встречали игроков. А уж когда вышел Мирча Луческу, общий крик счастья был ничуть не тише, чем на стадионе. "Мы вас так ждали, Мирча!", – голосили поклонники.

"Я знаю. Знаю!", – расплылся в улыбке новый главный тренер сине-бело-голубых. И прозвучал этот диалог слегка двусмысленно. Попробуй теперь догадайся, что и болельщики, и Луческу имели в виду.