Футбол

2 января 2017, 12:25

Лучшее-2016. Илья Казаков. Мотороллер для Хиддинка

В новогодние и рождественские праздники "СЭ" вспоминает лучшие материалы рубрики "Разговор по пятницам" за 2016 год. На очереди – разговор с Ильей Казаковым, пресс-атташе сборной России при Гусе Хиддинке, Дике Адвокате и Фабио Капелло. Материал вышел 3 июня.

– Мы тут Семшова спрашивали: "Почему сборная выстрелила в 2008-м?" Игорь ответил: "Два фактора – дружный коллектив и отменная физическая подготовка".

– Он прав. Но было кое-что еще.

– Что же?

– Фактор влияния Абрамовича и Капкова. Впервые сборная стала жить в шикарных условиях. Вы же помните анекдотическую историю со сталинской дачей "Зеленая Роща" в Сочи?

– В общих чертах.

– Гус много иронизировал по поводу "Зеленой Рощи". Когда обнаружил советские шерстяные одеяла, к которым мы привыкли с пионерлагерей, обрадовался: "О, в голландских тюрьмах такие же!" Бородюк его довел до номера – а там навалилось все разом: запах хлорки, эти "тюремные" одеяла, штора на крючке. Гус не знал, что с крючком надо обращаться нежно – дернул, и штора обрушилась на него. Вместе с карнизом.

– Какая прелесть.

– Бородюк рассказывал, как Гус взял пульт. Телевизор вроде нормальный, пульт тоже. Щелкает – пять программ по кругу: первый канал, второй, "Краснодар ТВ", "Сочи ТВ", что-то еще. Оглядывается растерянно: "Саша, где CNN? Где BBC?" Бородюк говорит: "В Москве". И прощается: "До завтра". Гус печально отвечает: "Если это завтра наступит…"

Наутро он перевез команду в отель. Сказал: "Ребята, вы – сборная России. У вас должно быть все лучшее!" Звонок Роману Аркадьевичу – и решился вопрос с тем, чтобы у сборной появился хороший самолет. Без занавесок.

– До этого летали с занавесками?

– Один из первых полетов Гуса в России – кажется, в Петербург. Там в салоне на окнах были занавесочки, как в поезде. У Хиддинка это вызвало шок и восторг. В Европе такого нет уже много лет! Вот "все лучшее" оплачивалось деньгами Абрамовича. А контролировал расходы Капков. Футболисты часто вспоминают историю про "двойные, тройные" – понятно, кто раскошеливался. Финансовый стимул на первых порах – важнейший момент.

– Значит, соглашался на "двойные, тройные" Мутко, а платил Абрамович?

– Платил РФС. Но из денег, которые перечислял Абрамович. Что еще помогло сборной тогда выстрелить – два ярких клубных поколения, в "Зените" и ЦСКА. И там и там был сильный русский костяк. Адвокат и Газзаев подготовили великолепные команды, которые Гус тонко спаял. Осталось добавить игроков на отдельные позиции, чтобы все срослось.

Плюс Хиддинк сделал то, о чем писал Чехов. Выдавил по капле раба – только не из себя, а из игроков. После первого матча с Испанией на Euro-2008 стоим, ждем Акинфеева. Гус говорит: "В России феноменальные игроки! Технически оснащены невероятно!" – "Лучше, чем в Голландии?" – "Лучше!"

– Лукавил?

– Кто ж знает? Может, для нас сказал. А может, действительно так считал. В игроках разбудил вот это достоинство. Учил не бояться соперника. Мало кто помнит, сколько капитанов сменил Хиддинк. Сам объяснял: "В Голландии такое в порядке вещей. Если футболист может играть на высоком уровне, но что-то его сковывает, отдай ему повязку. Это окрылит!"

– Хороший психолог?

– Гениальный. Недавно на презентации биографии Слуцкого встречаю Корнеева. Обнялись, поговорили про Гуса. "Переписываешься?" Да, отвечаю. Рассказал про фотографию – в "Челси" по окончании сезона Хиддинку подарили мотороллер в клубных цветах. Смотрю: держит его, как ребенок любимую игрушку, счастлив, вот-вот начнет крутить ручки…

– Справился бы с мотороллером?

– Он в юности гонял на мотоцикле! Корнеев выслушал и произнес: "Да, Гус – красавец. Потенциал реализовал на все сто". В первую очередь – за счет психологии.

– В каком-то интервью Павлюченко рассказывал – только при Хиддинке, оставаясь на лавке, болел за всех, кто вышел на поле.

– Дебют Гуса – матч против Латвии. Ко второй игре состав обновил практически полностью. Десять человек уже не приехали. Думаю, так создавал благотворную атмосферу, в новой команде это всегда проще. Не помню ни единого случая, чтобы после гола кто-то сидел на скамейке с недовольным лицом!

– Так бывало при других тренерах?

– Бывало. По разным причинам. При Гусе сложилось какое-то фантастическое единство. Уже при Адвокате Бородюк беседовал с одним футболистом. Тот отвечал: "Я не могу сидеть и радоваться, если не играю!"

– У Хиддинка он играл?

– Да, чаще. Считался звездочкой.

– Почему при Адвокате прежнего единства не было?

– Для Дика незыблемо понятие – "стартовый состав". После чемпионата Европы-2004 и неудачной замены Роббена в матче с Чехией, как сам говорил, пропало желание искать добра от добра. И в "Зените", и в сборной Голландии у него было четкое разделение на основных и запасных.

Полная версия "Разговора по пятницам" с Ильей Казаковым – по ссылке