Футбол

29 июля 2018, 14:45

Отстаньте от футболистов! Они заслужили!

Вячеслав Короткин
Заместитель главного редактора
Корреспондент "СЭ" не согласен с Екатериной Гамовой и Дмитрием Мусэрским

ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Вячеслав КОРОТКИН

Чтобы сразу отвести обвинения в предвзятости, с самого начала скажу, что у меня тоже есть спортивное звание – "кандидат в мастера спорта". По волейболу.

Но при этом хочу заступиться за футболистов. Ни в коем случае не утверждаю, что для того, чтобы стать олимпийским чемпионом по волейболу, нужно меньше трудиться, чем в футболе для выхода в четвертьфинал Кубка мира. Но в том, что последнее сложнее, лично у меня никаких сомнений нет.

Конкуренция в виде спорта номер один (с этим-то, полагаю, никто точно спорить не станет) огромна. В футбол не играют разве что пингвины в Антарктиде, а на всех других континентах есть если не топ-сборные – такие, объективности ради, сосредоточены в Европе и Южной Америке, – то очень крепкие команды. Что только из примеров последних десятилетий доказывают 4-е место Кореи на ЧМ-2002, выход Сенегала в 1/4 финала на том же турнире, а Коста-Рики – в 2014 году. Традиционных фаворитов – Германию, Бразилию, Францию, Испанию, Англию, Аргентину, Италию, заметно прибавившую Бельгию, Португалию – выносим за скобки. Не забудем, что в финальных турнирах ЧМ, начиная с Франции-1998, участвует 32 команды. Тридцать две!

А вот в триумфальном для России олимпийском мужском волейбольном турнире Олимпиады-2012 – 12. Двенадцать. Включая Тунис и Великобританию, команды, никогда не относившиеся к элите вида спорта. Чувствуете разницу? Что проще – стать лучшим из, по сути, десяти, или оказаться в восьмерке в споре тридцати двух, из которых минимум треть ехала с мыслями о финале? Ответ, по-моему, очевиден. Что подтверждает история – до лета 2018-го мы добирались до такой стадии мирового первенства в, страшно сказать, 1966-м (ЧМ-1982 в расчет не берем из-за его формулы, когда вместо классической 1/4 прошла четвертьфинальная группа, из которой СССР не вышел).

Не стоит забывать еще об одном аспекте. Футбол давно стал не просто спортом, а социальным явлением. Вы можете вспомнить, когда даже самые яркие победы в других видах заставляли выйти на улицы сотни тысяч (если не миллионы) людей по всей стране? Не ломайте голову – такого не было. А по поводу футбольных успехов подобное только в ХХI веке происходило в России четыре раза: после выхода из группы на Евро-2008, после фантастического матча с Голландией в четвертьфинале того же ЧЕ, после успеха в матче с Египтом на ЧМ-2018, давшем путевку в 1/8 финала и, конечно, после выигрыша по пенальти у Испании в первом раунде плей-офф. Заявляю ответственно, поскольку видел это все своими глазами в Москве, и общался с нашими корреспондентами из других городов.

О чем из мира спорта могут в дни больших турниров часами рассуждать и бабушки у подъездов, и школьники, и "белые воротнички" из офисов, ни разу в жизни не бывавшие на стадионах? Только о футболе. Причем неважно, победила наша сборная или уступила – любой повод подойдет.

Есть и пример, не касающийся России. Печальный, но показательный. Какой вид спорта способен вызвать настоящую войну между государствами? В истории футбола такой факт есть: конфликт между Сальвадором и Гондурасом после проигрыша последнего в отборе на ЧМ-1970. Мирный договор страны заключили только десять лет спустя.

Футбол вне общепринятых рамок, хотим мы этого или нет. Так было, есть и будет. Поэтому звания "Заслуженный мастер спорта" футболисты получили абсолютно по делу. Как абсолютно верно поступили в Минспорта, выйдя за те самые рамки при решении о вручении этого титула людям, которые в июне-июле сделали счастливой всю страну.