27 октября 2018, 23:30
История знает много переходов футболистов из "Реала" в "Барселону" и наоборот, но один из них выделяется на общем фоне. "Образцовое предательство" – так называют его некоторые поклонники каталонцев. В 1995 году Луиш Фигу оказался на "Камп Ноу" и сразу завоевал все сине-гранатовые сердца. Вместе с "Барсой" португалец взял 2 чемпионства, 2 Кубка Испании, Кубок кубков и много чего еще, клялся в преданности клубу и публично опровергал любую возможность ухода – тем более, к заклятому врагу. Но в 2000-м трансфер в "Реал" состоялся – и имя футболиста стало нарицательным, Иуда, Каин и Брут в одном флаконе.
23 ноября 2002 года на "Камп Ноу" творился ад. Грохочущий свист (замеры уровня шума показывали от 110 до 130 децибел, как самолет на старте, болевой порог для слуха) встретил выход на поле футболистов "Реала" во главе с Фигу. В Барселоне весь день шел дождь, и люди на стадионе прятались под зонтами, но больше всего в зонте нуждался 10-й номер "сливочных".
Со стартового свистка с трибун в португальца летело все, что было под рукой: зажигалки, пластиковые бутылки с газировкой и стеклянные – с виски, а когда мяч как-то ушел за линию ворот и Фигу пошел подавать угловой, рядом с ним на землю приземлилась свиная голова.
Кстати, 60 миллионов евро, вырученных за Фигу – совершенно фантастическая сумма на тот момент, – были потрачены "Барсой" крайне безалаберно: о купленных на них Фабиу Рошембаке, Филиппе Кристанвале и Джеованни сейчас не помнит уже никто, такими невзрачными оказались их каталонские карьеры.
Бывший тренер московского "Спартака" начал испанскую часть своей игровой карьеры в "Барселоне", оттрубив перед этим больше сотни матчей за "Ювентус". В столицу Каталонии датский полузащитник приехал в 1989 году по личному приглашению Йохана Кройфа и прожил с Dream Team голландского тренера все этапы ее жизни: рождение, расцвет – четыре чемпионства подряд (1991-1994), победа в Лиге чемпионов-1992 над "Сампдорией" (1:0), – и смерть: унизительное поражение в афинском финале ЛЧ-1994 от "Милана" (0:4).
Примечательно, что в тот день в Афинах Лаудрупу места на поле не нашлось. С осени 1993-го Кройф попросил руководство клуба заняться продлением контракта датчанина, но тот наотрез отказался обсуждать новое соглашение до конца сезона. Отношения футболиста и тренера становились все хуже, и вскоре Лаудруп стал игроком редкой ротации, а к лету начал собирать чемоданы.
Несмотря на его неоднократные заявления о том, что "Барсу" он покинет только ради того, чтобы вернуться на родину, в июле 1994-го болельщики каталонцев схватились за головы: датчанин поставил подпись под "сливочным" контрактом. В Мадриде Лаудруп провел два года, за которые так впечатлил местную публику, что занял 12-ю строчку в списке 100 лучших футболистов "Реала" всех времен (опрос проводило издание Marca), стал единственным пока игроком в истории класико, который застал победную "маниту" (счет 5:0) и в белой футболке, и в сине-гранатовой, и навсегда оставил у поклонников "Барселоны" смешанные чувства – восхищение от волшебства его игры и горечь от неискренности его слов.
19-летний Зубастик, перебравшийся в Барселону из Эйндховена летом 1996-го, с первого же матча вскружил голову не только каталонцам, но и их соперникам. В буквальном смысле слова – его дебют пришелся на матч за Суперкубок Испании между сине-гранатовыми и мадридским "Атлетико", и в одной из атак он огорошил защитника "матрасников" Делфи Гели финтом "эластико", после чего отдал голевую передачу на Ивана де ла Пенью.
Кстати, одураченный Гели – человек удивительной судьбы. В 2001 году именно его автогол за 3 минуты до конца дополнительного времени подарил "Ливерпулю" одну из самых драматичных побед в истории европейского футбола – 5:4 в финале Кубка УЕФА над "Алавесом". Теперь бывший футболист занимает президентское кресло "Жироны".
Вернемся к Роналдо. На "Камп Ноу" он провел всего ничего – один год, но блеснул, словно молния, и успел собрать приличный урожай наград: как индивидуальных – "Золотая бутса" (34 гола в чемпионате Испании) и "Золотой мяч"-1997 (правда, уже в составе "Интера"), – так и командных – Кубок и Суперкубок Испании. Возросшая популярность привела к обсуждению улучшенного контракта, но Феномен решил, что президент Хосеп Луис Нуньес его не ценит, закатил скандал и после долгих часов переговоров отказал каталонскому клубу.
Его переезд в Милан стал самым дорогим трансфером той эпохи, 4 миллиарда песет (или 28 миллионов евро). Но удивило всех другое – через 5 лет бразилец вернулся в Испанию, и не куда-нибудь, а в "Реал". В Мадриде у него вышло не так ярко, как в Барселоне – может быть, поэтому каталонские фанаты говорят о нем без особой злобы.
Карьера "Белокурого ангела" и "Нибелунга", как называли Шустера, взлетела подобно ракете. Пройдя футбольную школу на улицах родного Аугсбурга, в 16 лет он подписал первый контракт с местным клубом, в 18 запрыгнул в "Кельн", а уже в 20 поехал со взрослой сборной Германии на чемпионат Европы-1980 в Италию, где был одним из лидеров команды, взявшей свое второе европейское "золото" (2:1 в финале против Бельгии). Сразу после турнира ему позвонили из "Барселоны".
В столице Каталонии Шустер провел 8 лет – с 1980 по 1988 год. Безоблачным это время не назовешь – немец пропустил целый год (1982) из-за тяжелой травмы, которую ему нанес баск Андони Гойкоэчеа из "Атлетика", а в 1986-м, замененный в финале Лиги чемпионов против "Стяуа", он так разозлился, что швырнул в тренера Терри Венейблса полотенцем, ушел в раздевалку, а потом и вовсе уехал домой. Все это происходило аккурат в тот момент, когда каталонцы проигрывали румынам в серии послематчевых одиннадцатиметровых (0:0, пенальти – 0:2). Последней каплей терпения стала драка Шустера с Линекером, после которой немецкий футболист начал искать себе новый клуб.
В 1988-м он перешел в "Реал", выиграл два чемпионства, а через 20 лет, уже на тренерском мостике "Королевского клуба", наблюдал за унизительной процедурой "почетного коридора", в который выстроились сине-гранатовые, чтобы поздравить "сливочных", ставших чемпионами Испании сезона-2007/08 за 3 тура до финиша.
Дорожка из "Барселоны" в "Реал", как видите, была проторена давно, а вот в обратную сторону таланты утекали значительно реже. Тем удивительнее, что роман Луиса Энрике и сине-гранатовых мог начаться гораздо раньше 1996-го – за восемь лет до этого его пригласили в каталонский клуб на просмотр, но молодой астуриец из Хихона так нервничал, что не смог показать ничего стоящего и вернулся домой. Там он начал искрить в родном "Спортинге": в дебютном сезоне в ла лиге забил 14 мячей, причем в матчах с забраковавшей его "Барсой" отличился дважды – по голу в каждом круге. Когда Луиса Энрике признали лучшим молодым игроком Испании, за ним выстроилась очередь, во главе которой стоял "Реал".
В Мадриде вспыльчивый Лучо провел 5 лет, как-то раз умудрился заявить, что "Барса" – второй его самый любимый клуб после хихонского "Спортинга", вскоре перестал проходить в основной состав, а затем подписал контракт с каталонцами. На "Сантьяго Бернабеу" его до сих пор считают предателем – став за 8 сезонов героем и капитаном на "Камп Ноу", в 2014 году он вернулся в "Барселону" в качестве тренера и в первом же сезоне был коронован тремя главными наградами: золотом ла лиги, Кубком Испании и победной Лигой чемпионов.