2 апреля, 18:30
Каждый раз, когда в мировом футболе появляется новый безмерно талантливый юноша, в обсуждениях всплывают фразы в духе «да сколько таких уже было?». В большинстве случаев подобное относительно уместно — ну правда, молодые дарования раскрываются каждый год, а их средний возраст в последнее время стремительно уменьшается. И далеко не все из них эволюционируют в полноценного топа.
Но есть и исключения. Одно такое, возможно ярчайшее, прямо перед нами. Это Ламин Ямаль. Вот к нему приведенное выше высказывание применить невозможно. Таких, как он, еще не было. На столь высоком уровне уж точно. Даже те, кто боятся сглазить, перестали сопротивляться и признают, что воспитанник «Барселоны» — уникум. В буквальном смысле.
Не по годам зрелый, по-взрослому стабильный, абсолютно непредсказуемый, одновременно эффективный и эффектный — диапазон комплиментов в адрес Ямаля безграничен. В 17 лет можно быть одним из самых перспективных игроков планеты или лучшим среди тинейджеров, но по делу считаться претендентом на «Золотой мяч» дано только избранным. Ламин владеет разнообразным набором козырей. Отдельных слов заслуживает его дриблинг.
Ямаль в этом плане неугомонный. Чаще всех в топ-лигах лезет в обводку — уже 221 раз в текущем сезоне. Для сравнения: у Гиттенса со второго места всего 160. Естественно, по успешным попыткам Ямаль тоже лидирует — 110. То есть в половине случаев соперник остается позади, что неплохо при подобном количестве заходов. Причем пацан еще год назад дошел до статуса главного дриблера мира — прошлой зимой имел 70,6% успешных обводок, лучший результат для тех, кто попробовал минимум 50 раз. В 16 лет! Никогда не надоест напоминать о его возрасте.
Никто не позволяет себе так регулярно и дерзко проверять защитников соперника. И Ламина благодарят. «Сейчас много тех, кто дает пас одним касанием. Мы соскучились по игрокам, которые идут в обводку. Спасибо тебе!» — сказал обладатель «Золотого мяча» Руд Гуллит. Да, футбольной романтики в нем много. Не зря сравнивают в том числе с Роналдиньо.
Сам Ямаль как-то раскрыл секрет происхождения фантастического дриблинга: «Все благодаря моим собакам, против которых я играл. Нет ничего сложнее! Они были без поводка и всегда старались отобрать у меня мяч». У животных безумно развиты инстинкты и реакция. Люди после них — другой уровень, пониже. Хабиб в детстве боролся с медведем, а потом сделал великую карьеру в смешанных единоборствах с нулем поражений. Может, стоит почаще привлекать зверьков к подготовке спортсменов? Рабочая же, видимо, схема.
Испанец обладает очень быстрыми ногами и великолепным контролем тела. Второй пункт не менее явно проявляется во время передач. Иногда он отклоняется назад так сильно, что вообще непонятно, как продолжает стоять. Но опорная держит, а туловище идеально балансирует.
Если честно, именно в контексте физического развития существуют некоторые опасения. Дело в том, что у Ламина до сих пор растущий организм. Увеличивается мышечная масса, прибавляются сантиметры роста — плюс два с половиной за прошлый сезон. Нужно постоянно адаптироваться к новым особенностям организма. Ромелу Лукаку, например, как-то переусердствовал с тренировками в тренажерном зале и долго не мог совладать с резко распухшими мускулами. Golden Boy пока проводит естественную биологическую трансформацию без потери качества. Хочется верить, что продолжит в том же духе.
Чтобы еще четче понять, насколько Ямаль уверенный в себе, давайте глянем на цифры предыдущих сезонов.
Ламин станет лишь вторым футболистом за последние восемь лет, который как минимум приблизится к трем сотням попыток дриблинга. А если чуть поднажмет, может и перебить феноменальные показатели Винисиуса-2022/23. Только у бразильца процент успеха был заметно ниже.
Хотя у Ямаля эффективность тоже не выдающаяся. Неплохая, как сказано ранее, но не выдающаяся. Из всех, кто предпринял 50 попыток дриблинга, каталонский вингер находится лишь в четвертом десятке. Зато среди тех, кто пробил сотню — девятое место.
Праймовый Азар выдавал 165 обводок из 200 заходов. А Адама Траоре стабильно держал 70+% на бешеной интенсивности и плотности попыток. Правда, сравнивать 19-го номера «Барсы» с бывшим лидером «Вулверхэмптона» в широком смысле глупо — Ламин в разы универсальнее и вариативнее.
У него много сильных сторон, и дриблинг точно не главная, если главная вообще есть. По крайней мере, пока. Но в этом его навыке зашита важнейшая черта спортивного характера — сумасшедшая нацеленность на ворота. Та самая неугомонность. А вперемешку с гениальностью, оспаривать которую бессмысленно, получается потенциальный великий игрок. Уже не страшно сказать, что этим он напоминает Месси. Да и не только — тут и левая волшебная. Представляете, Ламин ведь еще вполовину не реализовался. Возможно, даже не на треть. Что же там дальше?