Футбол

26 декабря 2016, 00:30

Санкт-Петербург: построили!

Гоша Чернов
Корреспондент
На этой новогодней неделе произойдет то, во что не только в Петербурге, но и во всей стране еще четыре месяца назад мало кто верил, – новой арене в Санкт-Петербурге будет выдан акт приема-передачи. В том, что объект действительно построен и готов, корреспонденты "СЭ" убедились лично, побывав на стадионе буквально накануне ее сдачи госкомиссии.

Гоша ЧЕРНОВ
из Санкт-Петербурга

ПОД НАДЗОРОМ БЕРИИ

В кабинете у главного инженера стадиона Петра Максакова висят два плаката. На одном из них написано перечеркнутое слово "паника", а на другом красуются суровый портрет Лаврентия Берии и знаменитая фраза Лазаря Кагановича о наличии у каждой аварии имени, фамилии и должности. В таком антураже невозможно работать абы как – даже если находишься в цейтноте, заключенном в квадрат или в куб.

"Метрострой" приступил к обязанностям генподрядчика в августе, причем поначалу строители трудились вовсе без контрактов. Но останавливать возведение арены было нельзя, иначе его бы постигла судьба Колосса Родосского. А предыдущий генподрядчик делал все, чтобы у "Крестовского" были такие же зыбкие ноги, как у древнегреческой статуи. "С точки зрения инженера, решение завалить внутрь пилоны было идиотским, – признается Максаков и, вероятно, вспоминает те самые слова Кагановича. – Понимаю, что это сделано для архитектурного облика, но…"

Впрочем, от предыдущего генподрядчика осталось очень много странностей, которые пришлось переделывать. Иначе ни одна комиссия ФИФА арену не приняла бы.

Но сейчас все глобальные проблемы позади, потому что строительные работы официально завершены – в понедельник должен быть подписан акт сдачи-приемки объекта. При этом, разумеется, проводить матчи здесь пока рано. Главный инженер сравнивает 26 декабря с появлением на свет ребенка – нужно научить его говорить, ходить и так далее. "Крестовскому" на это дают 90 законных дней с официальной формулировкой "адаптация спортивного объекта к эксплуатации" и "устранение недостатков".

Икона под крышей стадиона. Фото Сергей ЦИММЕРМАН, "СЭ"
Икона под крышей стадиона. Фото Гоша ЧЕРНОВ, "СЭ"

ИКОНА ПОД КРЫШЕЙ

Впрочем, ходить "Крестовский" точно не будет, хотя взлететь может – недаром покойный японский архитектор Кисе Курокава назвал проект "Космическим кораблем". А вот говорить стадион уже умеет: повсюду висят гигантские колонки, которые протестированы Геннадием Орловым еще во время октябрьского матча между генподрядчиком и строителями города. А в день экскурсии будто бы специально для корреспондентов "СЭ" рабочие включили марш Блантера.

Пока легендарный футбольный гимн играл не для Дзюбы и Жулиану, а для строителей, которые в такт музыке чистили стены и стекла. Дни перед сдачей объекта вообще больше напоминали одну масштабную генеральную уборку: там ведра, тут щетки, здесь тряпки. А еще – пылесосы. Сразу несколько специальных таких машин чистили ложе для поля внутри чаши. Поэтому, например, под пленкой находились очищенные ряды кресел – чтобы пыль не осела. Кто-то доводил до ума проводку или красил стены, а одному рабочему прораб при нас сделал втык то ли за неровную укладку плитки, то ли за медленную работу. Ошалевший строитель после получения нагоняя куда-то тут же унесся.

Вряд ли он побежал молиться, хотя даже для этого обряда на стадионе место есть. На верхнем ярусе, за спинками трибун, прямо под крышей висит икона. В сентябре на "Крестовском" провели молебен, так что, видимо, она осталась после освящения арены и теперь оберегает объект от проблем. Или, вернее, помогает строителям с ними справляться. И правильно: в такой ситуации все средства хороши.

С освещением на стадионе тоже все в порядке: теперь фасад вечером переливается всеми цветами радуги, как рождественская гирлянда. Да и внутри светло – осталось только установить и подключить второе электронное табло, чтобы стало совсем ярко. Табло, к слову, не заслоняет никому вид поля – я специально сел на места с худшим обзором, чтобы убедиться: все хорошо видно. Даже очень: на многих европейских стадионах вроде "Ноу Камп" и "Да Луж" с галерки можно разглядеть разве что цвет газона, но на "Крестовском" все иначе.

23 декабря. Раздевалки на "Крестовском". Фото Сергей ЦИММЕРМАН, "СЭ"
23 декабря. Раздевалки на "Крестовском". Фото Гоша ЧЕРНОВ, "СЭ"

КАК НА "САНТЬЯГО БЕРНАБЕУ"

В одном, правда, новая петербургская арена похожа на европейского брата, а именно – на дом "Реала" "Сантьяго Бернабеу". Но об этом чуть ниже. Как ниже по тексту, так и по стадиону.

После изучения верхних этажей арены корреспонденты "СЭ" отправились в его недра – туда, куда еще не пускали никого постороннего. В чаше, рядом с личным тоннелем выкатного поля, нас встретили строители, отвечающие за сектор "А". То есть спортивный блок, где находятся раздевалки, судейские, выход футболистов на поле. Здесь же нам рассказали, что технологическое решение по поводу ликвидации пресловутой вибрации уже найдено. В этот момент я сразу вспомнил плакат с перечеркнутым словом "паника" – ведь после новостей о вибрации сразу заговорили, что Петербург могут лишить Кубка конфедераций.

"По полю идет процесс устранения недочетов. Но единого норматива по вибрациям попросту нет – эксперты ФИФА лишь сказали, что чувствуют ее и нужно с этим бороться. Но полностью устранить ее невозможно – даже обычный бетон вибрирует! Поэтому мы решили взять за нулевую отметку вибрацию стадиона "Петровский" и подгонять все расчеты под нее", – рассказали специалисты. Пока они все объясняли, мы как раз шли по голому бетону, на котором вскоре будет лежать газон. Я подпрыгнул – и вправду слегка вибрирует.

Душевая для вратарей. Фото Сергей ЦИММЕРМАН, "СЭ"
Душевая для вратарей. Фото Сергей ЦИММЕРМАН, "СЭ"

ДУШЕВАЯ ДЛЯ ВРАТАРЯ

В подтрибунных помещениях пока тихо: никаких возгласов Мирчи Луческу, никакого гула в микст-зоне, никаких постукиваний шипов бутс. Только сербская поп-музыка. Нет, серьезно: в разминочной зоне – в комнатке, где уложен искусственный газон – под аккомпанемент магнитофона что-то красили сербские мастера. Они, как выяснилось, тут старожилы – работают уже два с половиной года и делают все. Они же возводили и раздевалки, которые находятся по соседству с разминочной зоной. Первыми в них оказались корреспонденты "СЭ".

Раздевалки действительно похожи на мадридские – и не только сине-белыми цветами оформления, но и формой шкафчиков. Я специально залез в интернет, чтобы сравнить. Что ж, Кокорин и вправду сможет почувствовать себя на месте Криштиану Роналду.

Почти все шкафчики уже стоят на своих местах, хотя дверцы пока не приделаны. Но это ерунда по сравнению с тем, что здесь творилось в августе. "Тут была вода по щиколотку, – рассказали строители. – Помним, Игорь Николаевич (Албин, вице-губернатор Санкт-Петербурга. - Прим. "СЭ") сказал, что на осушение у нас есть только четыре дня, но неограниченное количество материала и рабочих часов. То есть можно трудиться круглосуточно. Собралось 180 человек и за 42 часа не только убрали воду, но и поменяли все стены".

Зато как этот отряд был доволен, когда увидел результат своего труда! Теперь-то вода находится там, где и должна быть – в душевых кабинках, раковинах и кранах. Проверено – действительно течет, горячая в том числе. Душевые, к слову, доделывали вручную, поэтому все, несомненно, будет работать. Интересна и планировка душевой комнаты: у двух стен в ряд стоят по пять кабинок, а у третьей одна изолированная. "Мы решили сделать отдельную кабинку для вратаря", – вроде бы пошутили рабочие-сантехники и отделочники. Хотя я так и не понял было ли это шуткой или правдой.

Отдельная песня – зал для пресс-конференций. Широкий, просторный, с мягкими креслами – в такой обстановке вряд ли кому-то захочется жаловаться на судей. И в смешанной зоне никто из футболистов не потеряется и перестанет уходить через черный ход, как делают многие зенитовцы этой осенью на "Петровском".

Позаботились даже о подъезде к стадиону. Всем известно, что у футболистов есть примета: если их автобус дал задний ход – быть поражению. Поэтому команда иногда в полном составе выходит из машины, если иначе ей не развернуться. На "Крестовском" это тоже предусмотрели: места более чем достаточно, так что автобус все время будет двигаться только вперед. Осталось только припарковаться. Первая остановка – весной. Теперь в этом можно не сомневаться.