В пятницу российская делегация вручила руководству ФИФА заявочную книгу на проведение ЧМ-2018 или ЧМ-2022.
Ефим ШАИНСКИЙ
из Цюриха
Цюрих - германоязычный город, и порядки здесь очень напоминают немецкие. Почти уверен, что один из девизов чиновников ФИФА, чья штаб-квартира расположена на одном из живописных городских холмов, - Ordnung muss sein. В переводе это звучит просто и понятно: порядок должен быть.
Вспомнил я об этом немецком выражении на презентации заявок стран - кандидатов на проведение чемпионатов мира 2018 и 2022 годов. Каждый пункт церемонии был строго прописан: точное время приезда, проход делегаций к сцене, приветствие и передача заявки, заключительное слово президента ФИФА Йозефа Блаттера, короткое общение гостей с журналистами.
Многие, однако, умудрялись внести в жестко прописанный порядок что-то свое. Голландцы с бельгийцами, заявку которых передал Руд Гуллит, подкатили к парадному входу на... велосипедах. Японцы преподнесли Блаттеру книгу, которая в раскрытом состоянии приобрела выпуклую форму - словно хорошее издание русских сказок.
А у англичан главным аттракционом был, конечно, Дэвид Бекхэм. Вся делегация вышла на сцену в строгих черных костюмах, а он - в светло-сером. И, разумеется, дарил направо-налево улыбки, призванные растопить лед официоза. Однако на Блаттера, как мне показалось, "звездные штучки" Бекхэма особого впечатления не произвели - больше на слабый пол, представленный обслугой мероприятия и юными журналистками.
Содержание речи англичанина внешнему эффекту не очень соответствовало - слишком много в ней было общих мест. Пространно говорил о детях, отметив, что у него есть мечта: чтобы британский ребенок мог посмотреть мировой чемпионат в своей стране. Уверен, под этим могли бы подписаться члены каждой из делегаций, прибывших в Цюрих, - разумеется, имея в виду детей своих стран. Когда потом журналисты спросили у Бекхэма о том, как он относится к конкуренции со стороны России, Дэвид проявил себя дипломатом, ответив, что ожидает интереснейшего состязания.
Ровно в 14.30 по среднеевропейскому времени к зданию ФИФА подкатила делегация России. В этот момент на сцене уже висел наш триколор, а над ним - флаги участников мирового чемпионата в ЮАР. Российского среди них, естественно, не было. Подумалось: получить право на первенство мира надо хотя бы ради того, чтобы избежать прокола с отбором.
Тем временем министр спорта Виталий Мутко задержался на пути за кулисы, разговорившись с кем-то из знакомых в ФИФА. Ну а первый вице-премьер России Игорь Шувалов, президент РФС Сергей Фурсенко, посол России в Швейцарии Игорь Братчиков и генеральный директор комитета "Россия-2018/2022" Алексей Сорокин быстро прошли по фойе и скрылись за ширмой. В 14.45 на сцену вышел Шувалов, держа в руках большую красную коробку с томами нашей заявки, а вслед за ним - остальные члены делегации.
Приветствуя гостей, Блаттер объявил, что Россия - один из претендентов на проведение чемпионата мира 2018 года. Почему-то о 2022-м президент ФИФА упомянуть забыл... И лишь в конце презентации о второй дате все-таки вспомнил. Шувалов же отметил, что это очень важный день для России, и передал Блаттеру письмо от Владимира Путина, заявив, что это еще одно доказательство реального интереса России к тому, чтобы принять чемпионат. Президент ФИФА в ответ заметил: был рад увидеть, что лидеры России поддерживают ее заявку.
Разноязычная толпа людей с диктофонами и камерами, ожидавшая нашу делегацию после церемонии, была огромной, но Шувалов сразу же расставил приоритеты: "Начнем с вопросов российских журналистов".
- В чем преимущество заявки России по сравнению с другими кандидатами?
- Заявки представили девять стран. Российская, как мы считаем, самая интересная. У других европейских государств очень развитая инфраструктура для проведения таких турниров. В Великобритании, например, она, наверное, лучшая. Очень сильны и совместные заявки Испании с Португалией, Голландии с Бельгией. Мы исходим из того, что Россия в любом случае - получит она право на проведение чемпионата или нет - все равно осуществит планы модернизации или строительства шести крупнейших стадионов. Если получим право на проведение чемпионата мира, это будет грандиозный проект. И федеральные, и региональные, и муниципальные власти должны будут работать с совершенно другой отдачей. Будет создана совершенно новая инфраструктура - не такая, как та, что существует сегодня в странах-претендентах. Она повлечет за собой развитие не только футбола, но и всего социального сектора. Чемпионат наряду с зимней Олимпиадой-2014 и Универсиадой-2013 станет важнейшим фактором модернизации России.
- Дает ли нам еще одно преимущество евразийское расположение страны?
- В заявке есть и город за Уральским хребтом - Екатеринбург. Таким образом, представлены и европейская часть, и азиатская. Мы исходим из того, что для проведения чемпионата мира по футболу Россия интересна и в силу своих климатических поясов, и в силу своего географического положения. У нас может быть создана хорошая инфраструктура для приема гостей как из азиатских стран, так и из Европы.
А вот что сказал российским журналистам Сергей Фурсенко:
- Основные черты развития инфраструктуры для чемпионата мира обозначены. Под заявкой подписались руководители городов, всех важнейших коммунальных служб. Это уже дало импульс развитию 13 городов, претендующих на проведение матчей чемпионата.
- Ваше мнение о двойных заявках?
- Вне всякого сомнения, гораздо проще общаться с одним партнером, чем с двумя. Тем более что при двойной заявке нередко возникают какие-то противоречия между странами-организаторами. То, что сейчас происходит с Украиной и Польшей, явно не очень радует чиновников УЕФА. В нашем же случае будет один хозяин, который твердо отвечает за свои слова. Мы абсолютно уверены, что справимся с проведением турнира.
- В августе в Россию приедет комиссия ФИФА. Что она будет в первую очередь проверять?
- Соответствие тех документов, которые мы подали, реальному состоянию вещей.
- Что будет в итоге решающим при принятии решения ФИФА?
- Конечно, ФИФА должна быть уверена, что все будет сделано в срок. Важна и коммерческая составляющая: ФИФА стремится на чемпионате заработать. И третье: необходимо, чтобы были обеспечены максимально комфортные условия для болельщиков.
- Говорят, стоимость мирового чемпионата в России может быть сопоставима с ценой проведения аналогичного турнира в Германии?
- Да, это так. Но это затраты именно на проведение чемпионата. На инфраструктуру потребуется, конечно, другая сумма.
- Перед сборной поставлена задача выиграть чемпионат мира 2018 года. Насколько это реально?
- Да, определенная планка поставлена. Человек, особенно молодой, всегда должен видеть цель. А она в данном случае очень заманчива. Когда готовишься к решению больших задач, достигнешь многого.