8 июня, 00:25
В отборочном турнире ЧМ-2026 второй раз в истории встретились сборные Албании и Сербии. У этих стран натянутые отношения из-за Косово — частично признанного государства, которое до 2008 года официально было частью Сербии. Учитывая их первую скандальную встречу, которая прошла в 2014 году, все ожидали накала страстей и массы провокаций со стороны хозяев. Так и произошло.
Все началось еще до стартового свистка. Албанские дети, которые сопровождали игроков сборной Сербии, устроили провокацию во время исполнения национальных гимнов. Они с улыбками на лицах изображали руками орла, которого в 2018 году (в матче Сербии и Швейцарии) также показывали Джердан Шакири и Гранит Джака. Символ птицы из рук — прямая отсылка к вражде между Сербией и Албанией.
Кроме того, во время сербского гимна на стадионе в Тиране стоял оглушительный гул. Не было слышно ни футболистов (хотя они буквально выкрикивали слова), ни музыкального сопровождения.
При этом на игре не было албанских ультрас, устроивших бойкот. Дело в том, что билеты на игру разыгрывали лотереей, поскольку поступило 300 тысяч заявок на их покупку от болельщиков при вместимости арены в 22,5 тысячи. Активные фанаты решили, что им должны были выделить квоту в любом случае.
Брошенный с трибун предмет
А на восьмой минуте матча произошел первый серьезный инцидент: полузащитнику сербов Саше Лукичу прилетело по голове с трибун недалеко от углового флажка. Главный арбитр Давиде Масса удостоверился, что с футболистом все в порядке, а затем о чем-то поговорил с капитанами обеих команд. Игроков с поля он уводить не стал, вместо этого диктор призвал поклонников сборной Албании прекратить бросать предметы в сторону поля.
Больше в первом тайме фанаты практически не напоминали о себе. Ограничивались лишь свистом и оскорбительными выкриками в адрес гостей.
Оживление на трибунах произошло прямо перед перерывом, когда албанцы заработали пенальти. Однако бурная радость быстро сменилась тишиной, ведь Рей Манай не смог переиграть Джордже Петровича с 11-метровой отметки.
Во втором тайме до 60-й минуты обстановка была спокойной, но затем вновь накалилась до предела: в одном из эпизодов к мячу на правом фланге подошел защитник «Зенита» Страхиня Эракович, и в него полетели стаканы с пивом — как минимум один попал в голову.
К счастью, через мгновение серб поднялся и продолжил игру. Давиде Масса вновь только пообщался с футболистами и останавливать встречу не захотел.
Потом также досталось Андреа Живковичу — с той же стороны арены. Арбитр выписал последнее китайское предупреждение капитанам, а в сторону болельщиков, откуда бросали посторонние предметы, направились сотрудники спецподразделений.
Больше никаких инцидентов не было, команды закончили без стычек и провокаций. И голов друг другу не забили — 0:0.
Если этим вечером встречу удалось доиграть до конца, то в 2014 году первый в истории матч между сборными Сербии и Албании прекратился еще в первом тайме. Тогда на 41-й минуте на поле с трибун полетели петарды, а спустя мгновение над стадионом появился беспилотник, к которому был привязан албанский баннер. По информации местных СМИ, дроном из ВИП-ложи управлял брат премьер-министра Албании.
Находящийся на поле сербский защитник Стефан Митрович сорвал транспарант, после чего между командами началась потасовка. Главный арбитр Мартин Аткинсон принял решение остановить встречу. Но когда стражам порядка наконец удалось справиться с ситуацией, сборная Албании отказалась выходить на поле. После часовой паузы матч был официально прекращен.
Албанцам изначально было присуждено поражение, а Сербия понесла наказание в виде двух матчей отборочного турнира без зрителей и снятия трех очков. Обе футбольные федерации были оштрафованы на 100 тысяч евро, а их апелляции отклонили.
Затем стороны решили обратиться в наивысшую инстанцию — Спортивный арбитражный суд в Лозанне. Там приняли решение, наоборот, засчитать техническое поражение сборной Сербии и присудить три очка сборной Албании.

