Футбол

15 июля 2019, 08:10

Ивица Олич: "Во время серии пенальти с Россией ушел в раздевалку. Не мог смотреть"

Гоша Чернов
Корреспондент
15 июля – годовщина финала чемпионата мира в России. Бывший нападающий ЦСКА и действующий тренер сборной Хорватии в интервью "СЭ" рассказал о серебряном походе "шашечных", о матче с россиянами и о фанатах в аэропорту.

Думал, доберемся до четвертьфинала

– Прошел год с чемпионата мира. Как часто вы вспоминаете все, что происходило прошлым летом?

– Последние недели две – постоянно. Хорватские СМИ в эти дни активно пишут о тех событиях. На днях вспоминали матч с Россией, потом с Англией... Быстро год прошел. Эмоций было очень много – как положительных, так и отрицательных. То серебро навсегда останется со мной.

– Что для вас символизирует турнир? Какой момент?

– Два момента. Первый – победа над Аргентиной в группе со счетом 3:0. После этого я понял, что мы сможем добиться чего-то существенного. Второй эпизод – серия пенальти с Россией. Это был рубеж – мы вышли в полуфинал и почти гарантировали себе медаль. Перед матчем очень упорно готовились, ведь играли с хозяйкой чемпионата мира. Россия была готова великолепно, чувствовалось, что внутри команды хорошая атмосфера. Но нам повезло – и мы вышли в полуфинал, а затем и в финал.

– Вы вообще могли вообразить, что Хорватия будет играть в финале?

– Нет. Конечно, я знал 90 процентов футболистов, ведь почти со всеми играл. Знал наш уровень. Но при этом я понимал, что и у других сборных много качественных игроков. И я не думал, что мы доберемся до финала. Даже после победы над Аргентиной, когда мы обсуждали матч с тренерским штабом, у меня промелькнула мысль, что мы можем добраться только до четвертьфинала. Но нам везло в плей-офф. Вплоть до финала...

Златко Далич сказал, что в финале поменял бы судью, если бы появился шанс переиграть матч.

– В финале все было не на нашей стороне. Первые 45 минут мы провели хорошо, но пропустили два мяча. Один – в свои ворота. А другой с пенальти... И это не пенальти, считаю так и сейчас. Я был рядом, когда арбитр пошел смотреть видеоповтор. И он до конца не знал, что делать! Смотрел раз 20 и думал: "Что делать? Что делать?" И все-таки решил назначить 11-метровый. Я не знаю, почему он так сделал. В том эпизоде Перишичу мяч попал в руку, но она была в нормальном положении. А перед ним выпрыгнул игрок, и Иван не видел мяча, не мог среагировать! В бундеслиге в прошлом сезоне было много подобных моментов, тоже использовался ВАР. Но такие пенальти не давали. Я общался со многими судьями на эту тему, большинство говорило: "Ни в коем случае не пенальти".

– Видите смысл в ВАР после такого?

– Смысл есть. Сезон доказал, что это правильное решение. Например, неправильных решений при офсайдах стало гораздо меньше, ВАР стал исправлять ошибки. Кстати, с этого сезона изменилась трактовка игры рукой, и мне очень интересно, как теперь будут действовать судьи при таких эпизодах, как в финале чемпионата мира.

"Паненка"? Забиваешь – отлично, нет – тебя убивают

– В плей-офф Хорватия дважды подряд выиграла в серии пенальти. Голкипер Субашич знал, кто и куда будет бить?

– Он готовился с тренером вратарем и аналитиком, у которого были данные: кто пробил последние пять раз вправо, кто – влево. Но после серии пенальти с Данией Субашич мне сказал, что следил за положением корпуса и стопы бьющего. Он неслучайно отбил так много пенальти. Субашич умеет читать футболистов.

– То есть он понимал, что Смолов исполнит "паненку"?

– Ха-ха, думаю, не знал. Мне понятен ход мыслей Смолова. Ему просто не повезло – мяч пошел чуть в сторону, и у Субашича хватило времени на то, чтобы отразить мяч. Если бы мяч был послан посередине, как и исполняется обычно "паненка", то Субашичу было бы тяжелее.

– Вы так исполнили бы удар на месте Смолова?

– Я никогда не исполнял "паненку". Но если бы бил, послал бы по центру. У меня к "паненке" отношение такое: забиваешь – отлично, нет – тебя убивают. Поэтому лучше так не бить.

– По ходу серии пенальти часто показывали хорватских футболистов и тренеров. Вас среди них не было.

– Мне еще во время серии пенальти с Данией стало очень страшно. Для меня это тяжело, сильный стресс. А серию с Россией я вообще не смог смотреть. Ушел в раздевалку сразу после первого удара. После окончания серии еще пару минут побыл там, затем вышел, подошел к первому встречному охраннику и спросил, кто выиграл. Он ответил: "Хорватия". Я сказал: "Спасибо". И побежал на поле.

– Кто из российских друзей вас тогда поздравил?

– После матча немного поговорил с Акинфеевым. Я поблагодарил его за матч и поздравил Россию с отличным выступлением. Никто не думал, что Россия так далеко пройдет, ведь до старта турнира она на протяжении десяти матчей почти не побеждала. Но на чемпионате мира команда со Стани Черчесовым показала, что может играть в футбол и бороться за себя, за свою землю. Еще мне прислали сообщения друзья из России. Роман Бабаев (гендиректор ЦСКА. – Прим. "СЭ") поздравил, Сергей Семак. Мы же с ним вместе играли в ЦСКА, все время держали контакт. Я хотел встретиться с ним во время турнира, ведь наша база находилась под Санкт-Петербургом. Но Сергей рано уехал с "Зенитом" на сбор, так что мы так и не пересеклись.

Из аэропорта в центр ехали часов шесть

– После финала вас в Загребе встречали, как королей. Вам хотя бы удалось поспать?

– Я почти не спал, игроки тоже – все прилетели в Загреб смертельно уставшими. Но когда мы вышли из аэропорта, нас встретили тысячи болельщиков. Потом мы сели в автобус и всю дорогу до центра ехали через сплошной человеческий коридор! Обычно путь от аэропорта до центра составляет минут 20, но тогда мы ехали часов шесть! Я думаю, 80 процентов населения Хорватии вышло на улицу – и дети, и старики. Никогда не забуду этот день.

– Как изменилось отношение хорватов к России за турнир?

– Все болельщики и игроки были удивлены тем, как Россия организовала турнир. Нас везде отлично встречали, местные называли нас братьями. Я сам, когда жил в Москве, ощущал это – и теперь другие хорваты почувствовали то же самое. Мы с друзьями прогуливались по городам, в которых были – и везде мне махали рукой, говорили: "Эй, Ивица! Как дела? Мы помним тебя!" Я не мог поверить, что люди меня не забыли. Ведь прошло больше десяти лет с того момента, как я покинул ЦСКА. В целом, чемпионат мира в России был организован замечательно. Я был на турнирах в Японии, Германии, Бразилии, но в России мне понравилось больше всего. Кроме того, во всех городах, которые мы посетили, болельщики болели за нас. Большое спасибо вам.

Виду и Вукоевича оправдываете спустя год?

– У них не было намерения кого-то обидеть. Они играли в украинских клубах и не имели ничего против России. Вида сам сказал, что говорит по-русски и не хотел никого провоцировать. Они не понимали, что в России и Украине сложная политическая ситуация. Это было недоразумение. Хорошо, что все так закончилось.

В Москве можно проводить чемпионат Европы

– Далич написал книгу о чемпионате мира – "Россия нашей мечты". Вы участвовали в ее написании?

– Он говорил мне, что собирается написать книгу. Окончательно решил, когда увидел, как нас встречали в Загребе. Сказал, что нужно увековечить детали, чтобы через 10-20 лет люди знали о происходившем тем летом. Златко несколько раз созванивался со мной, расспрашивал меня о многом.

– О чем, например?

– Я уехал из России в 2007 году. И после этого в Москве не бывал, только в других российских городах с разными клубами. Когда узнал наше расписание, расстроился: на групповом этапе нам предстояли игры в Ростове, Калининграде и Нижнем Новгороде, в 1/8 финала – либо в Казани, либо в Нижнем, в 1/4 – либо в Сочи, либо в Нижнем. Я подумал: "Чтобы мне вернуться в Москву, нам надо дойти до полуфинала". Я очень хотел снова посмотреть город, в котором провел много времени. Златко так и написал в книге: "Олич знает Москву, как родную страну". И мы все-таки вышли в полуфинал, а затем и в финале сыграли в Москве! Для меня Россия – удачная страна. Как игрок я здесь выиграл Кубок УЕФА, выиграл три чемпионата России, как тренер – стал финалистом чемпионата мира.

– Как изменилась Москва за эти годы?

– Стало очень много красивых стадионов! Когда я играл, из новых арен был только "Локомотив", а сейчас – ЦСКА, "Динамо", "Спартак", "Лужники"! Даже не знаешь, какой лучше.

– Скоро еще на Восточной улице будет новый стадион.

– Да? Еще один?! Ха-ха! Можно будет чемпионат Европы проводить только в Москве!

Два раза съездил в Россию удачно

– Вы в сборной Хорватии уже почти два года. Не хотите поработать самостоятельно?

– Мне нужен еще один год, чтобы получить тренерскую лицензию, которая позволит работать самостоятельно с клубами высших лиг. После чемпионата Европы, думаю, будет время подумать. Может быть, после него возглавлю какую-нибудь команду, но пока рано об этом говорить.

– Если позовут главным тренером в российский клуб, пойдете?

– Ха-ха, я уверен, что все сложится для меня хорошо. Ведь я два раза уже съездил в Россию удачно!

– С кем из ЦСКА вы все еще на связи?

– Большинство уже не играет. Вот Игнашевич стал тренером... По-моему, из моего состава только Игорь все еще играет. Рахимич работает в молодежной команде, мы с ним на связи, я виделся с ним недавно. С Бабаевым общаемся, с президентом Гинером контакт есть.

– С Гинером общались, когда приезжали на презентацию?

– Нет, не виделся.

– Далич говорил, что вы смотрите все матчи ЦСКА. Что можете сказать об игре бывшего клуба?

– Не все, но очень много матчей. Когда Влашич перешел в ЦСКА, стал пристальнее следить за командой. За Бистровичем я тоже слежу, конечно, но он еще молодой, его время придет. Влашича мы уже знали, когда он играл за "Хайдук". В "Эвертоне" он был хорош, его даже вызвали в сборную в 2017-м. Это качественный игрок – тот, кто нам нужен. Мы даже раздумывали над тем, чтобы включить его в заявку на чемпионат мира.

– Вы рады, что он подписал полноценный контракт с ЦСКА?

– Да, конечно. Для него это хорошо. В 22 года Никола стал одним из лидеров ЦСКА, это видно по его действиям на поле. Следующий сезон будет еще лучше.

– Бистрович прогрессирует не так быстро. Все из-за здоровья?

– Когда он перешел в ЦСКА, даже в Хорватии мало кто знал о нем. Он молодой, никто не думал, что он так быстро попадет в основу ЦСКА. Но уже понятно, что клуб провел хороший трансфер и при этом не заплатил много денег.

Шарлия – еще один хорват в ЦСКА. С вами кто-то общался из ЦСКА перед трансфером?

– Да, во время презентации книги полтора месяца назад. Тогда я говорил с Бабаевым, рассказал ему, что следил за Звонимиром в "Славен Белупо", он провел отличный сезон. ЦСКА все правильно сделал – взял игрока в аренду, потом, думаю, выкупит его. Очень хорошо, что в команде будет еще один хорват.