Гандбол

18 декабря 2018, 18:15

"Мы должны были выигрывать, невзирая на ужасное судейство". Почему Россия уступила в финале Евро

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Он вырастил гандбольного Месси и гандбольного Роналду, а теперь объясняет почему Россия уступила на чемпионате Европы. Правда от отца Анны Вяхиревой и Полины Кузнецовой.
Виктор Вяхирев. Фото Федерация гандбола России
Виктор Вяхирев. Фото Федерация гандбола России

Женская сборная России по гандболу впервые за 12 лет вышла в финал чемпионата Европы, но в решающем матче уступила хозяевам соревнований француженкам. Причем, одна из наших ведущих гандболисток Полина Кузнецова сломала в финале палец. Тем не менее, выступление нашей команды оставило очень хорошее впечатление, а лидер россиянок и родная сестра Кузнецовой Анна Вяхирева была признана лучшим игроком турнира. Итоги чемпионата для "СЭ" подвел отец Анны и Полины – Виктор Вяхирев.

– Анна назвала серебро турнира поражением. Вы считаете так же?

– С считаю, что Аня права. С таким составом, даже невзирая на ужасное судейство, мы должны были выигрывать. Но к сожалению, сейчас уже очевидно, что в части технического оснащения спортсменок мы стали проигрывать остальной Европе. У них много своих региональных турниров, постоянный обмен опытом. Наша школа раньше считалась лучшей, но сейчас, боюсь, мы будем отставать. Очень мало творческих молодых тренеров, со своими идеями. Это раньше все было просто: разогнался – бросил. А сейчас разновидностей замахов и бросков – масса!

– Титул лучшего игрока турнира стал для Анны хотя бы небольшой моральной компенсацией за проигрыш в финале? Ее уже называют "гандбольным Месси".

– Аню так называют уже давно, еще когда она в 15 лет дебютировала в Суперлиге и произвела фурор. Конечно, каждый тренер, тем более, если он еще и отец, никогда не может быть до конца доволен. Нет предела совершенству. В том же финале, француженки сумели фактически отрезать Аню от остальной команды. Ей стало не с кем играть. Но в целом, Аня ведет игру, делает результат, на нее все надеются... Бог ей дал талант, и она этим пользуется.

– Полина недавно опубликовала в соцсетях фотографию сломанного пальца...

Да, сожалению, это случилось в финальном матче против Франции.

Переучить правшу на левшу – очень просто

– Как вам в детстве удалось переучить Аню и сделать из правши – левшу? Играть неудобной рукой – это же требует сумасшедшего самоконтроля и кучи времени.

– На самом деле, нет. Просто почему-то раньше никто не пробовал так делать. Получилось случайно: когда я работал с мальчишками, у меня один парень сломал правую руку. Пришел на тренировку в гипсе, я сначала: "Ты что, иди отсюда". Но он стал проситься остаться. Ему дали мяч, он стал бросать левой. Спустя месяц с небольшим, когда гипс сняли, он сказал: "А можно я теперь левой так и буду бросать?" А ведь левши, особенно раньше, очень ценились. Так я понял, что переучить можно совершенно спокойно. Всегда говорил другим тренерам: "Если вам нужна левша, сделайте ее!" Помимо Ани, я еще сделал это и с Мариной Судаковой, и с Юлей Арефьевой.

– Неужели любого спортсмена можно вот так за месяц научить быть левшой?

– Конечно, нет. Есть люди, у которых это не получается, не хватает координации, и тогда, конечно, не надо никого мучить. Но в целом, как мы, тренеры, ставим правильный бросок с правой руки, точно так же это делается и с левой. Ведь когда ребенок только приходит, он может взять мяч в любую руку.

В обычной жизни ваша дочь Анна – правша или левша?

– Конечно. И пишет, и ложку держит она в правой руке. Бросок левой рукой – это просто навык.

– Дочки рассказывали, что в детстве вы по отношению к ним были крайне жестки и требовательны. Причем к старшей, Полине, даже больше, чем к младшей.

– К своим детям я действительно был даже более требователен, чем ко всем остальным. Но это неправда, что я кого-то специально выделял. Просто у Полины просто немного более жесткий характер, плюс она играла в центре, где цена каждой ошибки очень велика. Чтобы выигрывать, нужно и требовать с себя больше. На площадку выходят только лучшие игроки, а с них и спрос очень велик.

Пока работал, многое делал неправильно

– Полина одно время играла в Македонии. Как вы пережили ее заграничную командировку?

– Мы к ней туда приезжали, жили почти месяц. Мне было интересно посмотреть на тренировки команды. Это же тоже опыт, тренерская работа требует постоянного совершенствования. Полина потом присылала оттуда видео, я старался что-то подсказать.

– Сейчас, когда обе дочки играют в одном клубе "Ростов-Дон", вам легче – меньше игр приходится анализировать?

– Я вообще рад, что они вместе. Они очень разные по характеру, но всегда друг друга поддерживают.

– Вы уже четыре года не работаете в гандболе. Хотели бы вернуться?

– Это очень сложная для меня тема... Наверное, пока работал, я многое делал неправильно. Может, нервы были уже не те. Но сейчас прошло уже достаточно времени, я полностью восстановился. Оглядываюсь назад и думаю: за четыре года ведь можно было и игроков воспитать, и команду вывести на какой-то уровень... Пока есть силы, я хочу работать. Я же достаточно здоровый человек, и гандбол – это не просто профессия, это моя жизнь.

Чемпионат Европы: сетка плей-офф, результаты матчей, итоговое положение