Хоккей

7 декабря 2015, 16:00

Виталий Прохоров: "МХЛ намного слабее канадских юниорских лиг"

Павел Климовицкий
Шеф-редактор по спецпроектам
Главный тренер юниорской сборной – о выступлении своей команды в МХЛ, российских юниорах в Канаде и подготовке к Кубку вызова

Павел КЛИМОВИЦКИЙ
из Новогорска

– Как можете оценить уровень соревновательности в МХЛ? Нормальна ли ситуация, что команда 17-летних хоккеистов постоянно обыгрывает хоккеистов на два года старше?

– А иногда и на три года. Тем более учитывайте, что у нас из 30 человек лишь только восемь выступало в прошлом году в МХЛ, остальные ребята если и были заявлены или заиграны, то это в лучшем случае четвертое звено, пара смен за матч. По сравнению с CHL уровень намного слабее. Но для нас он вполне подходит для обкатки молодых игроков. Надо понимать, что могут быть две цели: выиграть этот турнир любой ценой или наиграть молодых хоккеистов, подтянуть их в плане физического состояния, техники, тактики. У некоторых задачи перепутаны. Играют совсем взрослые ребята, которые заканчивают и дальше нигде не выступают. Конечно, они сильнее физически, чем совсем юные хоккеисты. А в целом у МХЛ хороший уровень.

– То есть нужен более жесткий возрастной лимит?

– Так и будет. В этом году могут играть в одной команде 5 хоккеистов 1995 г.р., в следующем – трое 1996 г.р, затем останется один хоккеист, а потом тех, кто не может играть за молодежную сборную, в МХЛ не будет вообще. Дабы юниоры не сидели на лавке, а играли. К этому надо стремиться.

– Почему вы поменяли свое мнение насчет наших легионеров из CHL?

– Наверное, меня неправильно поняли, не то чтобы я его поменял. Главное – я этих ребят знаю и вижу, как они выступают. У меня всегда было хорошее мнение о Михаиле Сергачеве и Виталии Абрамове, и их отъезд никак на него не повлиял. Вопрос в другом: возьму ли я их на чемпионат мира или нет? Но что-то конкретное сейчас утверждать было бы глупо. Никто не знает, когда у них закончится плей-офф. И не стоит забывать, что у нас здесь команда весь сезон готовится к турниру. Единственное известное условие включения их в состав, это непопадание их команды в плей-офф или вылет в первом раунде. Все остальные варианты не рассматриваются. Физическое состояние сборников я оценю за полтора месяца до турнира, и они будут проходить углубленное обследование и углубленные тесты. А брать легионеров ради одной-двух игр в плей-офф, не зная их реальную готовность, наверное, не стоит.

– Но летом вы жестко отсекали возможность их приглашения?

– Я жестко говорил в отношении всех, но, знаете, это скорее всего были просто эмоции. Я приму решение – и оно будет взвешенным, без эмоций, лишь холодный расчет. Причем на сбор сюда легионеры не приедут, они смогут присоединиться к нам только в США, где пройдет чемпионат мира. В Северной Дакоте, говорят, снег не чистят, а утрамбовывают, притаптывают ногами. Вот такое место.

– А вы следите за нашими "канадцами"?

– Конечно. Нам приходит видео, мы разговариваем по телефону. Получаем информацию из многих источников. Из хоккеистов 1998 г.р. только Абрамов и Сергачев себя успешно проявляют, поэтому о них мы ведем речь в контексте чемпионата мира.

– Когда можно ждать возвращения в строй Никиты Попугаева?

– Пока он травмирован, 10 декабря у него будет контрольный снимок, МРТ, и после этого мы поймем, может ли он брать клюшку в руки или ему еще рано.

– Герман Рубцов не едет на молодежный чемпионат мира? Валерий Брагин брал его на последний турнир молодежной сборной.

– Да, он уже определился с составом процентов на 90, поэтому Рубцов едет на Кубок вызова с нашей командой.

– Как оцените его вызов в молодежку?

– Для любого хоккеиста игра в команде на два года старше – неоценимый опыт. Наверное, Герман пока немного не дотягивает до этого уровня, ведь играть с теми, кто старше тебя на два года, могут лишь единицы. Это звезды своего поколения. Буре, Овечкин. Даже Могильный не в числе таких хоккеистов. Это редкость, такое бывает в основном со звездами.

– В каком состоянии подошла команда к Кубку вызова?

– На тренерском совете ФХР я говорил, что команда у нас не собирается, а перетекает из одного турнира в другой. Есть регулярные игры, а есть международные. В каком команда состоянии? Могу сказать по результату, что мы находимся в лучшем состоянии из всех команд лиги. По третьему периоду мы идем на первом месте в МХЛ, по заброшенным шайбам – тоже. Сегодня прошли тест, который показал, что результаты улучшились по сравнению с последним разом и летним периодом. Что касается самого турнира, задача одна – первое место, других нет. Соперники нам более-менее известны. Чехи приедут юниорской сборной, как и мы. Канадцы есть канадцы, американцы есть американцы. Плюс у других команд, в отличие от нашей, будут играть ребята старшего возраста.

– Как считаете, эксперимент с юниорской сборной уже стоит признавать успешным?

– Главное – это то, как хоккеисты растут в сборной. Технически, физически. Нам еще надо подтянуть силовую борьбу, мы кое-что тоже изобрели по этому поводу, а этому компоненту мало уделяется внимания в нашем хоккее. Если говорить в целом, то могу сказать прямо: то, в каких условиях тренируются сборники, это лучшие условия для юниоров в мире. Ни у американцев, ни у канадцев таких условий нет.

Владислав ТРЕТЬЯК: "МЫ НЕ МОЖЕМ СОБРАТЬ СЫГРАННЫЕ ЗВЕНЬЯ В НАЦИОНАЛЬНУЮ СБОРНУЮ"

– Проект юниорской сборной – очень интересный эксперимент, пока он проходит успешно, команда идет на втором месте, – считает президент ФХР. – Главное, конечно, создать коллектив. Мы возвращаемся к подготовке, которая была в Советском Союзе. Задача была в том, чтобы создать ударное 18-летнее звено, я имею в виду всю команду в целом, потому что, к сожалению, в последние годы юниорская сборная нас не радовала, в отличие от молодежки.

– Нет идеи перенести эту идею на 20-летних игроков?

– Сейчас это делать чуть проще, потому что 18-летних хоккеистов в КХЛ нет. А потом будет сложнее, потому что многие 20-летние ребята уже играют в КХЛ, будет трудно их заполучить, собрать в одну команду. А никакие звенья в КХЛ сделать нереально. Там мало звезд из юниоров, все они играют в четвертых звеньях. Мы в главную сборную не можем их собрать. Было одно звено в Санкт-Петербурге, и то распалось.

– А с чем связываете слабое выступление юниорских сборных в последние сезоны?

– Мы очень сильно зависим от силы сборной того или иного года. В некоторых возрастах много звездочек, в других – мало талантливых игроков. Ничего с этим не сделаешь. Успех зависит от талантливых ребят, но и, конечно, от тренера. Иногда бывает сильный состав, а результата нет. Вспомните чемпионат мира 2000 года в Санкт-Петербурге. Там Буре играл, который забивал по 50 шайб в НХЛ, а результата нет. О чем это говорит? Тренерский штаб с командой не сработался. Так и на юниорских чемпионатах мира бывало.

– Так сложилось, что Валерий Брагин перед молодежным чемпионатом чуть не остался без помощников. Браташ и Федосов смогут ему помочь?

– Почему нет? Все зависит от него, старший тренер – это главная фигура. Конечно, в этом году состав послабее, чем год назад, нет таких звезд.