Хоккей

21 апреля 2010, 03:50

Драка за зарплату

КХЛ

В то время как в финале Кубка Гагарина ХК МВД и "Ак Барс" определяют лучший клуб КХЛ, за кулисами лиги развернулось едва ли не более напряженное противостояние. Его участники - клубы, представленные объединением работодателей, и профсоюз игроков. Спор идет о том, какие изменения будут внесены в регламент будущего сезона.

Обе стороны на протяжении долгого времени не могут прийти к компромиссу по ряду ключевых вопросов, касающихся зарплат хоккеистов. Но если поначалу ситуация, как казалось, не грозила серьезным конфликтом, то сейчас эмоции выплеснулись наружу.

Первым на публичный демарш решился лидер профсоюза Андрей Коваленко, по сути, отстраненный от переговорного процесса объединением работодателей. Коваленко, напомним, недавно на страницах "СЭ" заявил о том, что договориться с клубами без помощи президента КХЛ Александра Медведева он не сможет - слишком глубоки разногласия в позициях сторон. И даже пригрозил забастовкой хоккеистов.

Представители противоположного лагеря не остались в долгу - тем более что после заявления Коваленко они заподозрили главу лиги в чрезмерной лояльности к профсоюзу. Возможно, именно возникшая "ревность" (в НХЛ, напомним, боссы лиги всегда занимают сторону клубов) и привела к новым резким высказываниям.

В понедельник в Москве прошло расширенное заседание правления Межрегионального отраслевого объединения работодателей профессионального хоккея (МООРПХ). По его окончании председатель правления этой организации, президент "Локомотива" Юрий Яковлев заявил:

- Одна из основных задач объединения работодателей - отработка и подписание коллективного соглашения с профсоюзом игроков. Но, к сожалению, сейчас ситуация сложилась так, что мы вошли в серьезное противоречие с позициями профсоюза и президента КХЛ Александра Медведева.

Как мне кажется, у всех сторон должна быть одна задача - сделать хороший продукт, но с минимальными затратами. Только вот вся беда в том, что клубы сегодня зарабатывают максимум 10 процентов от тех средств, которые тратят. Соответственно мы должны очень строго относиться к расходам. В том числе - зарплат хоккеистов.

Зарплаты эти уже неразумно подняты: за два года существования КХЛ зарплаты игроков выросли втрое. Однако профсоюз требует еще большего их увеличения, что в нынешних экономических условиях, считаю, ненормально. Если до создания лиги фонд зарплаты составлял 300 миллионов долларов, то сейчас - 900 миллионов, что не может устраивать владельцев клубов.

А потому члены объединения работодателей сегодня единогласно приняли решение о том, что мы однозначно отвергнем любые предложения профсоюза или лиги, прямо или косвенно направленные на повышение зарплат.

- Означают ли эти ваши слова, что ситуация может завершиться объявлением локаута?

- Вариантов развития событий несколько, и один из них - локаут.

* * *

Тут следует сделать отступление. Вчера Александр Медведев, комментируя в интервью "СЭ" конфликт клубов и профсоюза, а также высказывания Яковлева, подчеркнул: те цифры, которые озвучивают представители МООРПХ, не соответствуют реальному положению дел. На самом деле ни о каком тройном увеличении фонда зарплат речь не идет.

Официальные данные таковы: в прошлом сезоне совокупная зарплата игроков лиги (за вычетом хоккеистов, имеющих статус звезд) составляла 8,3 миллиарда рублей. С учетом звезд - 9,4. В текущем сезоне соответственно 7,9 и 9,2 миллиарда. При этом "Локомотив" занимает седьмую строчку в платежной ведомости лиги, а в десятку самых высокооплачиваемых легионеров КХЛ входят три игрока ярославской команды.

Что же касается непосредственно финансового спора между клубами и профсоюзом, то, как сообщил Медведев, в следующем сезоне планируется изменить систему оплаты. 70 процентов зарплаты игрок будет получать в ходе регулярного сезона и 30 процентов - по мере прохождения раундов плей-офф. Другими словами, во всех командах, за исключением тех, кто будет играть в финале Кубка Гагарина, произойдет автоматическое снижение зарплаты. При этом речь идет о тех игроках, которые подписывают новые контракты.

- Были разные мнения, - уточнил Медведев. - Профсоюз настаивал на соотношении "80 на 20" или даже "85 на 15". Клубы со своей стороны предлагали "50 на 50" и "60 на 40". В итоге - "70 на 30", и это, на мой взгляд, нормальный компромисс. А со временем мы должны прийти к тому, что, как и в НХЛ, зарплата будет выплачиваться лишь за регулярный чемпионат.

Со следующего сезона клубам будет разрешено по договоренности снижать зарплату хоккеистам. Если какой-то игрок на такое снижение не согласится, то приобретет статус свободного агента. Одновременно будет определен уровень минимальной зарплаты. Объясните мне, почему всем этим недоволен президент "Локомотива"?

- Одни вас критикуют за то, что вы, будучи президентом лиги, не учитываете интересы клубов, другие - что игнорируете интересы игроков.

- (Улыбается.) Всем не угодишь. Но к чему все эти угрозы локаута или забастовки? Делать такие заявления - значит, не понимать, что такое хоккей в России. Если бы хоккей у нас был просто бизнесом, то забастовки и локауты стали бы одним из инструментов управления процессом. Но у нас абсолютно другие реалии!

Да, мы категорически против эскалации гонки бюджетов. Но с другой стороны, те игроки, которые этого заслуживают, должны получать высокие зарплаты. Вообще-то я подозреваю, чем вызвано нынешнее недовольство. Мы регламентируем финансовую деятельность, и это мешает использовать серые схемы при выплате зарплат. А также откатные схемы, когда игрока (чаще всего не слишком известного) вынуждают делиться частью своей зарплаты с агентом, менеджером, а то и с тренером.

Считаю главным достижением нашей лиги, что мы если и не искоренили эти схемы, то резко сузили возможности их использования. Некоторым товарищам это очень не нравится. Очень надеюсь, что Яковлев представляет интересы не такого рода менеджеров, а здоровых сил.

На время вернемся к разговору с Юрием Яковлевым - председателем правления Межрегионального отраслевого объединения работодателей профессионального хоккея (МООРПХ) и президентом "Локомотива". Следующий вопрос ему был таким:

- Вы говорите, что клубы не допущены к управлению лигой. Но ведь в Совете директоров КХЛ есть представители клубов.

- Их только двое из 11 членов совета, так что в этой ситуации клубы всегда остаются в меньшинстве и не могут проводить выгодные им решения, - последовал ответ.

- Насколько известно, клубы недовольны и тем, что лига не делится с ними доходами.

- Совершенно верно. Но дело в том, что лиге просто нечем делиться с клубами, потому что ее расходы в два раза превышают доходы - это установленный факт.

* * *

Президент КХЛ, впрочем, этот "установленный факт" опровергает цифрами.

- Очевидно, что лига вышла на другой уровень отношений со спонсорами, - подчеркнул Александр Медведев. - Если раньше в российском хоккее был единственный способ добывания денег - с помощью административного ресурса, то КХЛ перешла на коммерческие взаимоотношения.

Уставной фонд лиги создавали акционеры, в число которых, кстати, не вошли ни РЖД - владелец и главный спонсор "Локомотива", ни сам ярославский клуб. Уставной капитал фонда - 40 миллионов долларов. Уже два года мы используем эти средства для нашей спортивно-хозяйственной деятельности. По представленному бизнес-плану полагалось, что первый выход на прибыль произойдет на четвертый год. Это, кстати, было еще до кризиса. Тем не менее планы выхода на прибыль мы намерены реализовать уже в следующем году.

- Можете привести конкретные цифры?

- По первому сезону КХЛ расходы составили порядка 760 миллионов рублей, доходы - 418 миллионов. Это официальные отчетные данные. Как видите, расходы превысили доходы, но уставной капитал позволял спокойно смотреть в будущее.

Что же касается предварительных итогов сезона-2009/10, то расходы лиги составят 650 миллионов рублей. Это меньше, чем в первый год, потому что уже нет необходимости покупать основные средства. При этом прогноз доходов - 785 миллионов рублей. То есть операционные доходы уже покрывают операционные расходы.

В то же время не надо забывать, что по договору о передаче прав на проведение чемпионата России мы имеем финансовые обязательства перед ФХР, которые должны выполнять на протяжении трех лет. Это очень существенная сумма. Плюс в нынешнем сезоне еще и МХЛ запустили. Эта лига помимо взносов участников финансируется КХЛ. Бюджет МХЛ - около 120 миллионов рублей, и вклад КХЛ составляет не менее 75 процентов от этой суммы. Наконец, в следующем сезоне добавляется еще один проект - ВХЛ, и для КХЛ это дополнительные расходы.

Поэтому мне непонятны разговоры о том, что лига тратит вдвое больше, чем зарабатывает. Я поддерживаю критику, если она конструктивная. Но не могу этого сказать, когда речь идет о критике неаргументированной. Возникает вопрос: кому и зачем это нужно?

- И что думаете?

- Я вынужден говорить о персональной оценке. Видимо, Юрий Николаевич (Яковлев. - Прим. "СЭ") настолько расстроен проигрышем "Локомотива", что не нашел ничего лучшего, как отыграться на лиге. Что неэтично и некорректно.

Да, Яковлев занимается каким-то бизнесом, но его масштаб, как и деятельность ХК "Локомотив", несопоставим с уровнем лиги. Как я уже сказал, клуб "Локомотив" и компания РЖД не вошли в состав акционеров лиги. Поэтому Яковлев участвует в органах управления лиги в качестве независимого представителя. Он является членом совета директоров, но не представляет никого из инвесторов.

У нас был с ним довольно откровенный разговор, и Яковлев не скрывает своего недовольства тем, как организована лига. Если суммировать, он считает, что лига должна принадлежать клубам и управляться ими. Но разве клубы не участвуют в работе комитета по развитию лиги? Разве они не создали организацию работодателей, которая имеет право вырабатывать предложения, концепции?

Юрию Николаевичу, знаю, не нравится, что есть такая компания, как "КХЛ-маркетинг", которая сконцентрирована на ряде проектов. В их числе не только привлечение спонсоров и рекламодателей, но и создание КХЛ-ТВ. Мы смогли создать первый профессиональный хоккейный канал, причем не только в спутниковом доступе, но и в кабельном. Аудитория КХЛ-ТВ в ближайшее время достигнет 5 миллионов зрителей.

* * *

Любопытно, что недавно после рабочей встречи с руководством КХЛ, посвященной утверждению проекта регламента на следующий сезон, и Яковлев, и вице-президент лиги Владимир Шалаев дружно сказали, что разногласий по данному документу нет.

- Получается, тогда вы говорили неправду? - вопрос Яковлеву.

- Нет, на тот момент мы действительно были близки к тому, чтобы достичь взаимопонимания. Но у Александра Медведева появилось альтернативное мнение. Может быть, потому, что он президент лиги и способен принять любое решение. Поэтому-то, видимо, руководитель профсоюза игроков Коваленко и заявляет, что договориться можно только с президентом КХЛ. А вот клубы считают, что это в корне неправильно! Как ты можешь о чем-то договариваться с президентом лиги, если деньги игрокам платят клубы? У нас многие игроки никак не могут этого понять.

Поймите, работодатели не являются сторонниками локаута, но мы требуем, чтобы чемпионат проводился на разумных условиях. Однако профсоюз категорически не согласен с предложенным проектом.

- По нашему мнению, деятельность профсоюза все больше принимает искаженные формы, - заявил, в свою очередь, директор объединения работодателей Владимир Сараев. - Считаем, что свои усилия Коваленко направил не на решение реальных социально-трудовых проблем игроков, а на проведение пиар-акций. Самое плохое, что он дал ряд необдуманных и преждевременных обещаний хоккеистам, что и проявилось в переговорах. Но зачем обещать то, чего еще не утвердили? На наш взгляд, у Коваленко сказывается отсутствие опыта руководящей работы.

У игроков нет права выбирать - вступать в профсоюз или нет: в соответствии с регламентом они обязаны быть его членами, что не соответствует требованиям законодательства. Еще одно нарушение заключается, как нам кажется, в том, что игрок может быть только членом профсоюза, который возглавляет Коваленко. Наконец, еще одна правовая закавыка: почему невступление игрока в профсоюз либо выход из него в течение сезона автоматически ставят крест на выступлении игрока в соревнованиях?

И еще, разговоры Коваленко о том, что дисциплинарный комитет лиги якобы принимает решения только в пользу клубов, не соответствуют действительности. За время существования КХЛ дисциплинарным комитетом рассмотрено 153 заявления, и в 91 случае решение было вынесено в пользу игроков, а в пользу клубов - только в 18 (остальные заявления касались иных споров). Создается впечатление, что позиция профсоюза на сегодня заключается в следующем: все, что не в пользу игрока, неправильно.

- Игрокам необходимо понять: ну не можем мы вновь и вновь увеличивать зарплаты, давайте справедливо оценивать то, что имеем, - вновь вступил в разговор Яковлев. - И понимать, что мы заинтересованы в том, чтобы в хоккейном хозяйстве был порядок.

* * *

- Обсуждение регламента идет очень тяжело, что неудивительно, так как каждая сторона защищает свои интересы, - признал напоследок Медведев. И рассказал о том, что с сезона-2012/13 у нас будет… панъевропейская лига!

- Об этом я говорю уже не с надеждой, а с уверенностью. План работы согласован, есть соответствующая структура, которая работает над этим проектом, - сообщил президент КХЛ.

Подумалось: хорошо бы к этому моменту раз и навсегда разрешить все внутренние противоречия. Сгладить острые углы. Только как это сделать?

- Знаете, я готов предложить Юрию Николаевичу принять участие в совместных дебатах, например, в эфире КХЛ-ТВ. Чтобы обсудить два взгляда на развитие хоккея и лиги, - сказал Медведев.

Не знаем, как вам, а нам кажется, это было бы по-настоящему интересно. И, безусловно, полезно.

Дмитрий КУЗНЕЦОВ, Владимир ЮРИН

Вчера состоялось совещание членов профсоюза игроков КХЛ и встреча лидеров этой организации с президентом Лиги Александром Медведевым. После этого свое мнение о сложившейся конфликтной ситуации при разработке нового регламента высказал глава профсоюза.

Андрей Коваленко: "Мы хотим, чтобы нас услышали"

- В чем все-таки суть конфликта между профсоюзом и объединением работодателей?

- В том, что объединение работодателей проигнорировало все предложения, которые были выработаны на февральском съезде игроков КХЛ. Причем сделано это с нарушением законодательства Российской Федерации, согласно которому работодатель в течение месяца обязан был прислать свой ответ - или он согласен с нашими предложениями, или нет. После этого объединение работодателей проигнорировало наше приглашение на встречу для обсуждения нового коллективного соглашения. Ну а заключительным жестом неуважения к хоккеистам стал проект регламента на следующий сезон, который был разработан без участия профсоюза. Не знаю, как он оказался у хоккеистов, но то, что прописано в этом документе, вызвало у них негативную реакцию. На прошлой неделе лига прислала в профсоюз этот проект, который мы и обсудили на сегодняшнем заседании.

- После совещания вы встречались с президентом КХЛ. О чем, если не секрет, был разговор?

- Мы обговорили все наболевшие проблемы и почти договорились по всем вопросам. Достигнута договоренность, что лига выступит третейским судьей в переговорах между профсоюзом и клубами по поводу регламента и нового коллективного соглашения. И до тех пор, пока все это не будет положено на бумагу, я не буду ничего комментировать.

- Насколько известно, многие игроки настроены очень решительно и готовы бороться за свои права всеми способами, вплоть до забастовки.

- У нас есть несколько вариантов продолжения борьбы, и забастовка - один из них. На сегодняшний день лишь около 200 хоккеистов лиги имеют действующие соглашения, у остальных игроков (а их около 450 человек) контракты закончились. Пока говорить о забастовке рано, все будет зависеть от того, как пойдут переговоры с клубами. Если те соглашения с работодателями, которые мы утвердили, будут работать, то нас это устроит.

Хочу, чтобы все поняли - мы не выдвигаем завышенные требования, просто просим, чтобы оставили в покое действующие контракты, которые пересматривают третий год подряд. Что касается новых контрактов, то мы готовы обсуждать условия. Но если клубы говорят, что у них нет денег, то почему в новом регламенте предлагается повысить бюджеты клубов? И почему в этом же регламенте предусматривается возможность приглашения шестого иностранца за дополнительную плату? Значит, на это деньги есть, а на своих хоккеистов - нет? Но об этом предпочитают не говорить, ссылаясь на корпоративную этику.

- Работодатели ставят вам в вину тот факт, что многие спорные вопросы вы якобы решаете напрямую с президентом КХЛ, что, по мнению представителей клубов, мешает честному переговорному процессу.

- Я всегда говорил клубам - давайте решать все вопросы напрямую между собой, но на последнем собрании профсоюза председатель правления объединения работодателей господин Яковлев сказал, что ему не о чем разговаривать с профсоюзом. И что мы должны делать после этого? Не понимаю только одного. Если работодатели и не планировали вести диалог с профсоюзом, тогда зачем объявлять через СМИ, что Коваленко выдвинул какие-то неординарные требования?

Профсоюз никогда не предлагал увеличивать расходы, мы всегда были за свободные отношения - есть у клуба определенный бюджет, вот и работайте в нем, сами определяйте, какой игрок вам нужен и за какие деньги. Что касается наших требований, то они вполне обоснованны. Если игроки за нарушение регламента должны платить штрафы и подвергаться дисквалификации, то почему клуб не должен нести за это ответственность?

Единственное, что мы просили увеличить, так это размер минимальной зарплаты для молодых игроков. Сделать 124 тысячи рублей вместо 80 тысяч, которые были записаны в существующем регламенте. Никаких других увеличений зарплат профсоюз не просил.

Мы прекрасно понимаем, кто платит деньги игрокам, но хотим, чтобы нас услышали, общение в формате "Раз мы платим деньги, то будет так, как мы сказали", больше невозможно.

Владимир ЮРИН