FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

6 сентября 2012, 19:02

Гибель

7 сентября 2011 года. Уфа. "Салават Юлаев" - "Атлант". 1-й период. 1:0. Чуть больше 17.00 по московскому времени. Именно в этот момент встреча на Кубок открытия сезона-2011/12 была прервана из-за трагической новости, пришедшей из Ярославля. Подавляющее большинство населения страны к тому моменту уже знало, что "Локомотива" больше нет. Знало, но отказывалось верить. Те же, кто пришел в тот вечер на хоккей в Уфе, узнали о трагедии от президента лиги Александра Медведева, со слезами на глазах объявившего о случившемся. Именно он принял волевое решение об отмене встречи. Начало сезона в итоге было перенесено на 12-е число. И "Салават" с "Атлантом" вместо Кубка открытия разыграли Кубок "Локомотива".

Тот день остался в памяти. К большому сожалению, человеческое сознание устроено таким образом, что трагические моменты навсегда врезаются в мозг и остаются раной на сердце. 7 сентября 2011-го - дата из этого ряда. Помню, как некоторое время спустя после подтверждения информации о гибели команды почва словно ушла из-под ног. Ушла и долгое время не возвращалась. ЯК-42 с хоккеистами и тренерским штабом "Локомотива" так и не добрался до Минска, где вместо игры с минским "Динамо" был организован матч-реквием. Люди, знавшие, что предвкушаемого зрелища они не увидят, не сдали ни единого билета, до отказа заполнив трибуны и проводив "Локо" в последний путь.

Судьба-злодейка подарила шанс двум выжившим: бортинженеру Александру Сизову и нападающему Александру Галимову. В итоге вся страна, искренне сопереживая, следила за состоянием здоровья двух молодых мужчин. Галимова так и не удалось спасти: он скончался в больнице. Сизов выжил, став живым памятником трагедии и единственным очевидцем, от которого мы, правда, так ни слова и не услышали. Но это уже другая история.

"Локомотив" разбился", - эта фраза еще долго передавалась из уст в уста. Казалось, время вокруг остановилось и как будто пространство застыло. Не покидало ощущение, что все происходящее - часть фильма или сериала с несчастливым концом. Вечером 7-го числа Ярославль, который по-настоящему болен хоккеем, вышел на улицы. Болельщики потянулись к "Арене-2000", где "Локомотив" проводил домашние матчи. Людей никто не собирал, не организовывал, но они пришли почтить память погибших, поставить свечи, возложить цветы. Так продолжается и по сей день. К импровизированной стене плача у "Арены-2000" прилетали из Риги, Праги, Стокгольма, приезжали из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Омска, Владимира, Костромы и многих других городов.

На 10-е число была назначена траурная церемония прощания. Поезд Москва - Ярославль ехал молча. Всю дорогу не покидало чувство единения. Люди смотрели друг на друга и слово боялись разговаривать. Все понимали, что происходит вокруг. Чувство боли и опустошения сменялось ощущением счастья от того, что ты жив, что ты, несмотря на горе, дышишь полной грудью.

Сама церемония прощания стала настоящим испытанием. У "Арены-2000" собрались по разным оценкам от 100 до 120 тысяч человек. Люди простояли под дождем целый день, но получили возможность проститься с хоккеистами. Среди тех, кто в тот день пришел проститься с "Локомотивом", далеко не все были болельщиками: люди приходили семьями, общее горе объединило всех. Страшное дело, но эта трагедия стала беспрецедентной в истории российского спорта.

Подобные траурные церемонии прошли во всех родных городах погибших хоккеистов и представителей тренерского штаба. Плакала не только вся Россия, но и большая часть Европы и Северной Америки. Люди продолжали приезжать не только к "Арене", но и на место трагедии. Горе объединило всех. Все команды КХЛ приехали в Ярославль. Без всяких объяснений логика этого поступка понятна.

Не будем углубляться в причины трагедии. Но спустя год попробуем оценить последствия гибели "Локомотива". До конца они не ясны до сих пор. Понятно одно: российский спорт в целом и хоккей в частности получил крайне болезненный удар, от которого сразу оправиться невозможно. Насколько глубоким окажется рубец от затянувшейся со временем раны, тоже вопрос.

Фотографии погибших хоккеистов висят на стенах "Арены-2000". Команда образца 2011 года увековечена. Эта команда никогда не умрет, а люди, выступавшие за нее, никогда не перестанут быть хоккеистами "Локомотива". Без сомнений, ярославские болельщики найдут себе новых кумиров. Но те, кто летел в том ЯК-42, не будут забыты. В последнее время часто звучали мнения о смене названия "Локомотив" на другое, дабы новая команда не собирала вокруг себя отрицательную энергию. Однако после гибели "Локомотива" возрождается именно "Локомотив" и никто другой. Эта команда была, есть и будет. Традиции вечны.

Дмитрий СМИРНОВ