Хоккей

26 мая 2013, 16:55

В сильнейшей лиге Европы теперь есть японец и кореец

В воскресенье в Донецке состоялся пятый в истории КХЛ драфт юниоров

Юрий ЮРИС
из Донецка

Слово, в котором четыре согласные буквы и только одна – гласная, вроде бы обречено интриговать даже на слух: драфт! Тем более, драфт юниоров КХЛ, впервые состоявшийся вчера за пределами России – в Донецке.

На хоккейный аукцион с подачи центрального скаутского бюро лиги в общей сложности был выставлен 1561 игрок (рекорд подобных мероприятий, которое в украинском городе оказалось уже пятым по счету), в том числе 1361 россиянин, а также по сотне европейцев и североамериканцев.

Эти 17-летние игроки – либо выпускники хоккейных школ России, либо выступающие за ее пределами и не имеющие контрактных обязательств перед клубами КХЛ, ВХЛ и МХЛ. В общем, полагаясь на знаменитый рекламный слоган, можно сказать примерно так: имидж, связанный с происхождением молодых хоккеистов, – ничто, зато жажда перспектив и стремление вырасти в классных ледовых бойцов – все.

Мероприятия, связанные с драфтом, начались в субботу с пресс-конференции, на которой перед журналистами предстали вице-президент КХЛ по хоккейным операциям Владимир Шалаев и директор по организации и проведению спортивных мероприятий КХЛ Дмитрий Курбатов.

Репортерское любопытство было удовлетворено по хоккейному быстро – за каких-нибудь полпериода. Ключевой вопрос к чиновникам: нужен ли драфт юниоров КХЛ в том виде, в котором он существует? Смысл ответов был одинаков: совершенству предела нет, но в любом случае с драфтом как-то спокойнее, чем без него. "Могу сказать, что система скаутинга, которая у нас создана, позволяет собирать огромное количество информации по всем молодым игрокам на территории КХЛ, – уверял журналистов Курбатов. – Это благо для всего европейского хоккея. В феврале мы встречались с представителями клубов, и большинство поддержало необходимость драфта".

Правда, он не уточнил, были ли среди этого большинства, например, представители "Трактора". Дело в том, что сразу пять челябинских юниоров, а также по одному игроку магнитогорского "Металлурга" и "Нефтехимика", на которых рассчитывали тренеры команды "Восток" в выставочном матче с "Западом", не доехали до Донецка. Официальная версия – не успели оформить документы – выглядит довольно смехотворно. Что за документы, кроме проездных, нужно оформлять, чтобы пересечь российско-украинский кордон? Неофициальная версия, сформулированная Шелаевым, звучит правдоподобнее: "разгильдяйство", которое, по его же словам, обернется для клубов штрафами, прописанными в регламенте КХЛ.

В Донецке же это пренебрежение институтом драфта привело к тому, что команда "Восток" осталась всего с 15-ю игроками, и "Западу" пришлось проявить гуманность и уступить соперникам парочку форвардов. Силы все равно были неравные, тем не менее, выставочный матч в исполнении лучших 17-летних хоккеистов России, Украины, Белоруссии и примкнувшего к ним словака Галамы, по-настоящему удался. Он держал в напряжении заполненную почти до отказа Арену "Дружба", чем лишний раз было подчеркнуто: сугубо футбольный до недавних пор Донецк постепенно становится еще и заметным хоккейным центром.

В первой половине матча доминировал "Восток", забивший два гола, играя в меньшинстве, потом инициатива перешла к "Западу", который в итоге не только отыгрался, но и вырвал победу – 4:3 (0:1,2:2,2:0). Ворота "Запада" полматча защищал Максим Третьяк, внук легендарного советского голкипера Владислава Третьяка и номер один вратарского драфта. Лучшими игроками встречи были названы капитаны команд – Максим Лазарев из "Ак Барса" и армеец Иван Николишин – представитель еще одной хоккейной династии, сын чемпиона мира 1993 года Андрея Николишина, который сделал символическое вбрасывание перед началом игры юниоров.

Николишин -младший не скрывал своих надежд по поводу драфта: "Я уже десять лет как армеец, и ни о каком другом клубе, кроме ЦСКА, даже не помышляю. Надеюсь, родной клуб меня защитит", – говорил 13-й номер рейтинга полевых игроков.

Нетрудно догадаться, что пожелание юного форварда сбылось: ЦСКА уже в первом раунде драфта, получив такое право от "Амура", выбрал одного из самых перспективных своих воспитанников. Защитили армейцы и своего именитого вратаря, вручив свитер с номером 50. За команду "Запад" накануне Максим Третьяк играл под дедовским 20-м номером, однако в ЦСКА это невозможно по известной причине. Юный голкипер признался мне, что дед не особенно докучает его хоккейными нравоучениями, в силу занятости они видятся реже, чем хотелось бы, и насчет драфта даже телефонного общения еще не было.

В день невиданной для Донецка церемонии Арена "Дружба" преобразилась. Все зрители и участники драфта расположились на одной трибуне, в то время как противоположная была укрыта огромным занавесом, который благодаря мигающим в полутемном зале красным и синим лампочкам ассоциировался со звездным небом.

На льду, закрытом резиновым "полом", были расставлены вполне себе ресторанные столики, на которых вместо табличек "зарезервировано" стояли указатели с названиями всех теперь уже 28 клубов КХЛ, а вместо столовых приборов – ноутбуки и телефоны. Чтобы сделать "заказ", то есть произнести фамилию желанного игрока, клубный менеджер поднимался из-за стола с микрофоном в руках.

Когда судьба хоккеиста была решена, он под аплодисменты зала поднимался на подиум, облачался в клубный свитер, благодарил родителей и тренеров, его воспитавших. Благодарили, впрочем, не все, потому что не все доехали до Донецка.

Например, вы слышали о таком хоккеисте, – Шома Изуми? Теперь будете знать его как японского игрока-пионера в КХЛ. Выбрав Изуми в первом раунде, новичок Лиги из Владивостока не то чтобы изумил хоккейную общественность, но позабавил – это уж точно. И раз уж мы о новичках КХЛ, то замечу, что хорватский "Медвежчак" для начала положил глаз на Вацлава Карабачека, воспитанника хоккейной школы Зальцбурга.

А в историю драфтов КХЛ неожиданно вписал свое имя воспитанник столичной школы "Русь" защитник Дмитрий Осипов. В скаутском рейтинге Лиги он занимал лишь 33-е место, однако был выбран под номером один "Амуром", победителем драфт-лотереи.

Сам хоккеист признался, что рассчитывал на другие варианты продолжения карьеры – например, в СКА или "Салават Юлаеве", однако роптать на судьбу не собирается и готов поиграть за "Амур".

Стоит отметить, что в первом туре драфта-2013 "Ак Барс" отбил "посягательства" на нескольких своих воспитанников, "защищая" их, в основном, от настроенного очень решительно новокузнецкого "Металлурга".

Два "покушения" на воспитанников казанской школы хоккея предпринял также "Донбасс", и в случае с защитником Романом Халиковым хозяевам льда улыбнулась удача.

Первым зарубежным хоккеистом, которому отдал предпочтение российский клуб стал чех Якуб Врана, приписанный к шведскому "Линчепингу" и понравившийся менеджерам "Сибири".

А вот клуб из Владивостока не ограничился японцем и во втором раунде драфта застолбил за собой еще и корейского хоккеиста, которого зовут Ли Чонгхюн.

В общем, если возвращаться к началу этих заметок, то нужно признать, что интрига в слове из четырех согласных и одной гласной буквы все-таки была, но не такая закрученная, как, может быть, хотелось.