Хоккей

27 апреля 2019, 19:00

Хартли и Зернова могут дисквалифицировать на четыре года. Допинг-скандал в КХЛ

Павел Климовицкий
Шеф-редактор по спецпроектам
Евгений Белоусов
Корреспондент
РУСАДА собирается открыть дело против сотрудников "Авангарда"

Кого и за что обвиняют?

Как стало известно "СЭ", Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) собирается открыть дело против представителей "Авангарда" – главного тренера Боба Хартли, нападающего Дениса Зернова и главного врача Дмитрия Батушенко – из-за инцидентов, которые произошли во время финальной серии Кубка Гагарина между омским клубом и ЦСКА.

По версии РУСАДА, Хартли и Батушенко препятствовали процедуре допинг-контроля, а Зернов пытался скрыться от инспектора, который ее проводит. В агентстве запросили объяснения от "Авангарда" по этому поводу, которые они должны предоставить до 30 апреля. В РУСАДА действия расценивают как нарушения Общероссийских антидопинговых правил: в случае Зернова речь идет о пункте "Уклонение, отказ или неявка на процедуру сдачи допинг-пробы", в случае Хартли и Батушенко – "Фальсификация или попытка фальсификации в любой составляющей допинг-контроля".

Что это за нарушения?

Пункт 2.3 Общероссийских антидопинговых правил, который относится в Зернову, звучит так:

"Уклонение от сдачи пробы или без уважительной причины отказ или неявка на процедуру сдачи пробы после уведомления в соответствии с действующими антидопинговыми правилами".

Пункт 2.5, который относится к Хартли и Батушенко, звучит так:

"Любое поведение, которое препятствует выполнению процедур допинг-контроля, но которое не подпадает под определение запрещенного метода. Фальсификация включает, в том числе, намеренное создание препятствий либо попытку создания препятствий сотруднику допинг-контроля, предоставление ложной информации антидопинговой организации, или запугивание, или попытка запугивания потенциального свидетеля".

В пункте 10.3.1, где прописано наказание за подобные нарушения антидопинговых правил, говорится следующее:

"За нарушения пункта 2.3 или пункта 2.5 правил срок дисквалификации должен составить четыре года, кроме тех случаев, когда в случае неявки на процедуру сбора пробы спортсмен сможет доказать, что нарушение правил не было преднамеренным (как это определено в подпункте 10.2.3 правил), срок дисквалификации должен составить два года".

Стандартный срок дисквалификации за данные нарушения составляет четыре года.

Что же случилось?

В распоряжении "СЭ" оказались отчеты инспекторов допинг-контроля Михаила Павперова и А. Сачко, а также врача "Авангарда" Батушенко. Приводим их скриншоты, а также для удобства прочтения – полную расшифровку. Из них ясно, в чем РУСАДА может обвинить Хартли и Батушенко. В данных отчетах не упоминается Зернов, однако, по нашей информации, в антидопинговом агентстве его подозревают в том, что он пытался скрыться от инспекторов в момент, когда должен был сдавать пробу. От хоккеиста также требуют предоставить объяснения до 30 апреля.

Отчет Сачко от 17 апреля, лист 1.
Отчет Сачко от 17 апреля, лист 1.
Отчет Сачко от 17 апреля, лист 2.
Отчет Сачко от 17 апреля, лист 2.

Отчет Сачко (17 апреля)

Прибыли к месту тестирования в 19.00. ПДК (пункт допингового контроля) организовали в стационарном ПДК. Ст. ИФК провел распределение по уведомлению спортсменов, я уведомил спортсмена Галимова А.Г. из команды "Авангард". После окончания матча я с Павперовым М. ожидали игроков команды "Авангард" для уведомления в общем коридоре. Первым вышел тренер команды и, увидев нас, сказал несколько раз подряд "F*ck off! F*ck you! F*ck you and you!". И указывал пальцем на меня и Павперова М. Затем тренер "Авангарда" Хартли Боб встал перед входом в раздевалку и показал жестами, что мы не зайдем туда. Во время этого инцидента уже все игроки прошли в раздевалку. В это время к нам подбежал врач команды "Авангард" Батушенко Д.Е. и кричал о том, что мы не войдем в раздевалку и нас туда никто не пустит, и о том, чтобы мы назвали фамилии спортсменов, и их к нам выведут. Перед нами закрыли дверь раздевалки и выставили охранника, сообщив, что все разговоры продолжатся после собрания.

Через пять минут открылась дверь раздевалки, оттуда вышел тренер "Авангарда" Хартли Боб и продолжил оскорблять нас, обзывать и показывать пальцем в мою сторону и сторону Павперова М., крича "F*ck you!".

Данные его действия продолжались около 3 минут, затем он ушел вместе со своей "свитой". Разборки с представителями команды "Авангард" продолжались еще несколько минут. После этого в сопровождении представителей команды я вошел в раздевалку, уведомил спортсмена, сопроводил его на заминку. Закрыл один протокол в присутствии представителя. По процедуре замечаний нет. Также конфликты были при уведомлении игроков ЦСКА.

Отчет Павперова от 18 апреля, лист 1.
Отчет Павперова от 18 апреля, лист 1.
Отчет Павперова от 18 апреля, лист 2.
Отчет Павперова от 18 апреля, лист 2.

Отчет Павперова (18 апреля)

Согласно распоряжению прибыли на место. Нас сопроводили до ПДК. Затем сказали, чтобы мы не выходили из комнаты. Я просил позвать представителей команд или технического делегата. Представитель "Авангарда" пришел только минут 20 спустя. Мне сообщили, что мы не вправе проводить тестирование. Далее я объяснял, что мы не обязаны сообщать, кого тестируем, не должны приходить за 45 минут до матча и т.п. Со слов представителя "Авангарда" – представитель ЦСКА отказался приходить. В это время пришел делегат соревнований – Козлов Сергей Анатольевич. Я объяснил, как мы проводим тестирование и что нам нужно. Меня попросили объяснить то же самое по телефону Асхабу Гаджиеву. Объяснил.

Асхаб ответил, что получал письмо от гендиректора РУСАДА, в котором говорилось, что РАА РУСАДА не имеет никакого отношения к КХЛ, так как последняя является коммерческим проектом. В итоге нам не стали более препятствовать, позволили выходить и предоставили доступ ко всем местам, где могут ходить спортсмены. Получили указание по тестированию. Во время уведомления атлетов после игры нас встретил врач команды "Авангард" (Батушенко Д.Е.), который в крайне грубой форме сказал, чтобы мы шли куда подальше, что не даст уведомлять атлетов, чтобы мы сидели в ПДК и ждали, пока спортсмены освободятся. Все мои доводы и объяснения по правилам процедуры допинг-контроля врач игнорировал. Выставил на вход в раздевалку охрану и сказал, что вчера и сегодня мы нарушаем их права. В это время подошел тренер команды (Хартли Боб), тот в грубой форме сказал, кто мы, куда нам стоит идти, что тот сам может нам сдать пробу, постоянно уточняя, все ли нам понятно и употребляя слово "f*ck" в различной форме. Впоследствии каждый раз тренер, видя нас, повторял все те же выражения.

Из-за невозможности уведомить атлетов сразу я дождался, пока закончится собрание и тренер выйдет из раздевалки. После с помощью работников "Авангарда" нашел и уведомил спортсмена. В процессе тестирования врач "Авангарда" неоднократно указывал на наши (как ему казалось) ошибки. Все необходимые спортсмены были уведомлены, и отобраны пробы.

Отчет Батушенко от 17 апреля.
Отчет Батушенко от 17 апреля.

Отчет Батушенко (17 апреля)

16 и 17 апреля во время сдачи допинг-проб спортсменами моей хоккейной команды были незначительные замечания, которые были отражены в протоколах. Возмущает процедура извещения спортсмена о выборе его для пробы, которая приводит к срыву тренировочного и восстановительного процессов. Так, 16 апреля спортсмену предъявлено уведомление до тренировки (инспектор Белозеров не поинтересовался видом тренировки), в результате чего спортсмен не смог совершить пробежку, которая стояла у него в плане и сорвал подготовку к игре.

17 апреля инспектор Павперов с коллегой пытались ворваться в раздевалку команды, хотя не предъявили уведомление спортсменам, также они не проинформировали, что тестирование носит "соревновательный" характер и имеется необходимость во вручении уведомления сразу после выхода со льда. Уведомления были предъявлены спортсменам после двухминутного командного собрания.

Что говорят в РУСАДА?

Маргарита Пахноцкая, заместитель главы РУСАДА, заявила "СЭ", что организация сможет дать комментарий по ситуации с "Авангардом", когда получит ответ на запрос в Федерацию хоккея России по поводу случившегося.