Хоккей

18 января 2019, 17:30

"Было стыдно, что плохо говорю по-русски". Самый крутой вратарь-легионер в КХЛ

Евгений Белоусов
Корреспондент
Алена Гребенькова
Корреспондент
Интервью голкипера "Автомобилиста" Якуба Коваржа – о попадании на Матч звезд КХЛ, деньгах, футболе и Петре Чехе, русском языке и желании стать фермером

"Ак Барс" – номер один на "Востоке"

– Вас выбрали капитаном дивизиона Харламова на Матче звезд.

Безумно рад. Но это только на Матче звезд – в этом году капитанами всех команд станут вратари. Каждый голкипер мечтает побыть в этой роли хотя бы раз. Это интересный опыт.

-Наверное, ближе всего из вратарей к капитанству был легенда чешского хоккея и герой Нагано-98 Доминик Гашек.

В нашей стране очень много хороших вратарей, но то, что Гашек сделал по ходу своей карьеры – неповторимо. Моим любимым вратарем был Роман Турек. Мы играли два года за "Ческе-Будеевице" после его возвращения из НХЛ. Он стал главным героем нашей сборной на ЧМ-96 – первом чемпионате, который я смотрел по телевизору. Роман был моим наставником. Его школа – лучшая для меня.

– Для Матча звезд вы подготовили специальный шлем, ретро-маску.

– Да, мой друг из Чехии – тренер вратарей – подарил мне этот крутой шлем на тридцатый день рождения. В таком же я начал играть в хоккей 23 года назад. Так как мой дивизион будет играть в зеленых цветах, решил выступить в этом шлеме. Надеюсь, в голову бросать не будут.

– За океаном Александр Овечкин и Кэри Прайс отказались от участия в Матче звезд НХЛ.

У нас практически такой же календарь, как и у них. Возможно, чуть меньше игр из-за пауз для сборных. Плотность та же. Но их можно понять. Если бы я чувствовал себя не совсем готовым играть или получил бы какую-то микротравму, мог бы отказаться от участия на благо своей же команды. Матчи чемпионата для нас всегда в приоритете. Не вижу смысла рисковать.

– Откройте секрет, чем вас кормили в начале сезона? Победная серия "Автомобилиста" удивила всех.

- У нас с предсезонки все пошло хорошо. Выиграли все матчи, кроме одного против "Салавата Юлаева" – его пропустили легионеры. С тренером тоже сразу нашли контакт. С ним легко работать. Благодаря Мартемьянову мы начали сезон хорошо. Андрей Алексеевич всегда держит команду на позитиве. Многие тренеры предпочитают нагонять страх, он, напротив, создает очень располагающую и дружественную атмосферу. Не боится давать свободу игрокам, понимая, что мы – профессионалы. Думаю, это и есть одна из причин яркого начала сезона "Авто".

– В первый месяц у вас было три "сухаря". Сейчас вас опередили другие вратари – Сорокин, Шестеркин, молодой Илья Коновалов из "Локомотива".

– Парень действительно здорово играет. Нужно отдать должное тренеру – Дмитрия Квартальнову. Мы с Найджелом Доусом в самолете недавно смотрели статистику: по воротам ЦСКА, СКА и "Локомотива" совершают около 20 бросков. Против вратарей такого уровня играть непросто.

В какой команде лучше вырасти вратарю: в топовой, где мало бросков, или в аутсайдере, где их много?

– Разница огромна. Конечно, ты растешь в командах, где больше работы. Это понятно. Но и играть за клубы, на которые оказывается давление руководства, – непросто. Держаться на позициях лидера, возможно, даже сложнее. Большое давление. Опыт получаешь и там, и там.

С чем связан спад "Автомобилиста" в последних матчах?

– Мы недовольны нашей игрой в последнее время. Будем стараться. У нас есть 11 матчей, чтобы понять наши ошибки. С такой игрой в плей-офф выходить нельзя – это ясно всем.

– Кого считаете главным соперником на "Востоке"?

– Конечно, "Ак Барс" – фаворит номер один. Чемпионы прошлого сезона. Команда с хорошей системой. Вратарь Подъяпольский играет здорово. "Авангард" и "Магнитка" очень сильные команды. Но нельзя забывать и про "Салават Юлаев", и "Барыс"

– Именно клуб из Астаны прервал вашу победную серию на старте сезона.

– Посмотрите на их состав – очень хорошие игроки. Мне кажется, с первой же серии плей-офф будет напряженным. На "Востоке" много равных команд. Нередкое явление – первая команда вылетает именно от восьмой. Так в первом сезоне "Салават Юлаев" уступил "Авангарду".

В "Филадельфию" меня звали три раза

– Вы были выбраны на драфте НХЛ "Филадельфией", но так и не попробовали себя во "Флайерз". Ждали одностороннего контракта?

Нет, дело абсолютно не в нем. В 19 лет сезон в юниорской лиге Онтарио у меня не получился, и "Филадельфия" не решилась подписать со мной соглашение – хотели подождать еще один год. Так что я вернулся в чешскую лигу, потом заключил контракт в КХЛ. В итоге, три раза меня звали в "Филадельфию", но возможности поиграть там так и не представилось.

– Следите сейчас за этой командой? Там такая чехарда с вратарями творится.

У них с голкиперами всегда было сложно, поэтому я мечтал попробовать свои силы во "Флайерз". Но я рад быть здесь. Попасть в КХЛ удается далеко не всем.

– Ваш брат Ян пытался пробиться в "Айлендерс" и "Бостон". Что не вышло?

Ситуация такова: в "Айлендерс" он подписывал контракт в качестве третьего центрфорварда. Но изначально было ясно – места в команде для него уже нет.

– Но в КХЛ он не вернулся, поехал в Чехию. Такого центра лиге не хватает.

Причина – желание побыть дома. Ян шесть лет играл за "Металлург". Решил эти полсезона провести в Чехии. Хоккей меняется. На смену техничным игрокам приходят хорошо подготовленные атлеты, которые быстро бегают, работают в полную силу. Сейчас в целом хороших центров дефицит.

- Кстати, о центрах. "Автомобилисту" не помешал бы Павел Дацюк, который говорил о желании завершить карьеру в родном клубе?

– Конечно, я надеялся летом услышать новость, что удастся поиграть с Павлом в одной команде. Но к сожалению, не дождался.

– Еще не все потерянно. У него завершается контракт.

- У меня тоже. Посмотрим, что будет.

В ноябре в "СЭ" были опубликованы зарплаты хоккеистов "Автомобилиста".

– Когда опубликовали зарплаты нашего клуба, все забыли, что на "Востоке" есть еще как минимум три топ-команды. То, что мы на первом месте, не значит, что мы главный фаворит. Команда очень много работает, только благодаря этому мы держимся на плаву. Первая легионерская тройка Доус – Да Коста – Секстон делает очень многое в этом сезоне. Но в плей-офф все решает оборона. Смотря на составы "Авангарда" и "Ак Барса", мы понимаем, что будет непросто.

Почему в России публикацию зарплат воспринимают негативно? В НХЛ эти данные есть в открытом доступе.

– В России и в Европе люди воспринимают это негативно. В той же Америке, в Канаде все понимают, что для того чтобы играть в НХЛ и начать получать такие зарплаты, нужно выиграть конкуренцию у многих людей, работать на износ. Игроков, достигших этого уровня, там уважают. В Европе – начинают завидовать, думая, что это все достается слишком легко. Разница менталитета. Мы не готовы к этому. Именно поэтому я считаю это огромной ошибкой.

После хоккейной карьеры, наверное, стану фермером

Изучив ваши социальные сети, трудно не заметить, как сильно вы любите Екатеринбург.

– Да, я действительно привыкаю к местам, в которых провожу много времени. Уже пятый год живу в Екатеринбурге. И сын с женой очень привыкли. Спрашивают: когда же мы поедем в Россию? Считаю Екатеринбург своим вторым домом, не иначе. Даже когда закончу карьеру, буду навещать этот город.

– Вы свободно говорите на русском языке.

– В течение первого сезона я общался только с легионерами, едва ли изъяснялся на русском, мне было за это очень стыдно. Мой брат Ян, напротив, быстро освоил язык, общаясь с Мозякиным и Зариповым. В следующем году я тоже подтянул свои знания.

– Все оценили ваш уже фирменный кувырок после победных матчей. Что он означает?

– Это началось в Чехии. Фанаты просили сделать тоже самое и Романа Турека, но он не проявил энтузиазма, поэтому я решил исполнить этот трюк. Сейчас показал его местным болельщикам. Им понравилось – теперь они ждут кувырок после каждой победы.

– У вас есть собственная хоккейная школа. Это хобби или думаете о будущем?

– Конечно, уже начинаю думать о тренерской карьере. Но такжеполучаю огромное удовольствие от работы с маленькими пацанами. После дней, проведенных с нами, они просто не хотят возвращаться домой. Это заряд положительными эмоциями на весь год.

– Ваш сын увлекается хоккеем?

– Он еще совсем маленький. Пусть сначала научится играть в футбол, бегать. Еще рано надевать ему коньки. Что будет в будущем – посмотрим.

– Вы сами играли и в хоккей, и в футбол до 15 лет.

– Да, в хоккее на позиции вратаря я начал в 6 лет, в футболе гораздо раньше. У меня были проблемы с ногой, нужно было много бегать.

- Знакомы с Петром Чехом, который на днях объявил о завершении карьеры?

– Мы виделись пару раз на чемпионате мира по хоккею в Чехии в 2015 году, он заходил к нам в раздевалку. Лично не общаемся. Но, безусловно, он национальная гордость.

– Судя по фото в Инстаграме, в футболе вы болеете за "Тоттенхэм"

– Я не болею за "Тоттенхэм" с детства. Но когда первый раз в Лондоне попал на матч премьер-лиги, играла именно эта команда. Я проникся атмосферой на арене "Уайт Харт Лейн" и решил – не буду болеть за попсовые топ-клубы вроде "Челси", "Арсенала" или "Манчестеров". Буду оригинальным – за "Тоттенхэм".

– Есть шансы догнать "Ливерпуль" и "Сити" в этом сезоне? Харри Кейн получил травму.

– Для "Тоттенхэма" уже пришло время взять трофей. Но после поражения в игре с "Юнайтед" и потери топовых игроков это будет очень сложно.

– Следили за чемпионатом мира в России?

- Даже специально купил домой большой телевизор! Россия сделала очень много для этого чемпионата. Все были удивлены.

– А в Чехии хоккей – спорт номер один?

– Мне кажется, что и за футболом все следят. Но хоккей принес нам гораздо больше наград и медалей. В Чехии очень классные болельщики, которые создают невероятную атмосферу на стадионах, несмотря на то, что Экстралига и КХЛ – совершенно разный уровень. Люди действительно любят хоккей. Они не просто так приходят на игры, а болеют за команду сердцем. Это приятно.

– Кем видите себя через 5-10 лет?

- Мне всегда нравилось ездить на тракторе. Сын тоже это любит. Начинаю подыскивать землю сейчас, наверное, стану фермером. Хочу свое хозяйство. Даже дом в Чехии помогал возводить своими руками. Решил, что не буду доверять постройку своего дома какой-то строительной фирме и все сделаю сам. Никогда не стремился быть парнем, который умеет только играть в хоккей.