Хоккей

8 апреля 2017, 00:10

Кто выиграет Кубок Гагарина? Почему победит "Магнитка"

Павел Климовицкий
Шеф-редактор по спецпроектам

КХЛ. КУБОК ГАГАРИНА. ФИНАЛ. "МЕТАЛЛУРГ" МГ – СКА

Сегодня в Магнитогорске стартует финальная серия Кубка Гагарина. Корреспонденты "СЭ" предсказывают ее победителя.

ПРИМЕР НХЛ НЕ РАБОТАЕТ

Существует множество разных поверий о том, кто же именно выигрывает для команды плей-офф. Вратари, топовые защитники, проводящие по 30 минут на льду, третьи звенья. Вариантов уйма, но все они сходятся в одном: роль суперзвездных форвардов в современном хоккее на кубковой стадии стала куда ниже, чем то было еще 20 – 30 лет назад. И поэтому в "Питтсбурге" есть Малкин с Кросби, но так выходит, что их роль в победе в Кубке Стэнли-2016 оказывается ничуть не выше, чем у Бонино, Кессела или Хагелина.

Однако здесь тот редкий случай, когда будет уместно сказать: "Энхаэловский пример в наших реалиях не срабатывает". Почему?

Все просто: НХЛ – лига сбалансированная, иногда даже с перебором. Сколько за океаном Малкиных, Кросби и Макдэвидов, столько же и Бержеронов, Тэйвзов, Копитаров, а вслед за ними Даути, Уэберов и Власиков. На определенном отрезке плей-офф можно закрыть любого хоккеиста и любое звено. Тем более что наигранные годами тройки нападения все активнее уходят в прошлое: сверкнули один сезон те же "тройняшки", но уже на следующий год выяснилось, что по-настоящему крутой форвард среди них лишь один. Да, есть многолетние звездные парочки вроде связок ОвечкинБэкстрем или СегинБенн, но не более: потолок зарплат убивает любую возможность превратить их в супертрио.

Но в КХЛ не работают те же правила, что и в НХЛ. В Магнитогорске Майк Кинэн и Илья Воробьев сумели собрать лучшее звено в истории российского клубного хоккея – и в лиге за четыре сезона так и не нашлось адекватного им противодействия. И, поверьте, не найдется – пока Мозякин с Зариповым сами не уйдут на пенсию.

За четыре года существования тройки она провела 13 раундов в Кубке Гагарина, 12 из них – победных. Лишь дважды с космическим звеном "Магнитки" приключалась оказия, при которой хотя бы два форварда проводили серию ниже графика "очка за игру", а из 39 результатов в конкретной серии для конкретного игрока лишь в трех (!) случаях хоккеист набирал меньше трех очков (каждый раз – два).

И дело не в том, что Мозякин и Ко умеют лучше других бомбить слабенькие обороны вроде "Барыса" и "Куньлуня", главная их фишка – в стабильности. "Проваливались" они лишь против "Салавата" в 2014 году (3+4 на троих в 5 матчей) и, что любопытно, "Автомобилиста" в прошлом сезоне (4+7 в 6 матчах) – и если у Коваржа и Зарипова были и другие относительно неудачные серии, то главный бомбардир КХЛ Мозякин в оставшихся 11 случаях всегда добирался до отметки в 6 очков.

Вратарь магнитогорского "Металлурга" Василий КОШЕЧКИН. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Вратарь магнитогорского "Металлурга" Василий КОШЕЧКИН. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

УРАЛЬСКИЕ МОНСТРЫ

Конечно, ключевое – это соперник. Да, "Магнитка" в этом Кубке Гагарина еще ни разу не сталкивалась с командой уровня СКА. Но это не отменяет первостепенного вопроса: а есть ли у армейцев реальное противоядие против тройки Коваржа как среди форвардов-универсалов, так и защитников?

В СКА есть три хоккеиста, у которых есть опыт игры в плей-офф против нападающих такого уровня (и выше, конечно) – но двое из них практически безнадежно травмированы, а третий – это Илья Ковальчук, никогда не отличавшийся умением играть "против".

У предыдущих финалистов – "Лева" и ЦСКА – были отнюдь не худшие кадровые ресурсы для борьбы со звеном Коваржа, чем у СКА. При всем уважении к Коскиранте, Широкову, Плотникову, Кетову и Каблукову, в них не видно тех спасителей питерского отечества, которые способны остановить уральских монстров. Размен лидеров? По мастерству и навыкам позиционных атак тройка Шипачева пусть немного, но уступает оппонентам, а хоккей без шайбы – мгновенная смерть для невских технарей. Защитники? Без Войнова и Чудинова оборона армейцев качественно проигрывает "Магнитке" и совсем не навевает ауру надежности. А Крис Ли в свои 36 набрал настолько божественную форму, что Олегу Знарку впору задуматься, как закрывать не только ведущую тройку, но и Бобби Орра кахаэловского разлива.

СКА неизбежно придется играть по бразильской системе: или они забьют больше, чем "коваржевцы", или уступят в серии. И этот фактор не может не радовать: уже в финале мы должны увидеть если не безбашенный хоккей, то уж точно не грустный монумент капканостроительства.

Главная проблема СКА перед стартом серии – при равенстве вратарских линий и преимуществе "Магнитки" в оборонительной у сегодняшних гостей нет того реального отрыва в качестве нападения, которого можно было ожидать после сумасшедшей трансферной кампании прошлого лета.

Опять же главенствует фактор Дацюка: без привычного партнера Илья Ковальчук, может, и не потерялся, но в эффективности сбавил на порядок. Плотников с Прохоркиным запомнились в плей-офф одним матчем, Барабанов – одним проходом, Хохлачев – попыткой подраться, Кетов – из пяти шайб забил три "Витязю" и одну в пустые ворота. Потенциал каждого из них велик, но и у "Магнитки" есть пока дремлющие джокеры: Александр Семин (0+2 в 13 матчах) и Томми Сантала, и вовсе не набравший ни одного очка.

Не верю, что эта серия может быть короткой: ни у одной из команд нет ресурсов, чтобы закончить все в четырех или пяти матчах. А в решающий момент, как это бывало в последние четыре года, ультрамастерство магнитогорских звезд сыграет решающую роль. И принесет "Металлургу" третий Кубок Гагарина.

ФИНАЛ КУБКА ГАГАРИНА

Первый матч – сегодня в 15.00 (Матч ТВ, КХЛ ТВ, КХЛ ТВ HD), второй – 10 апреля в 17.00, третий – 12 апреля в 19.30, четвертый – 14 апреля в 19.30

Преимущество своей площадки на всех стадиях розыгрыша Кубка Гагарина получают команды с более высоким номером посева. В каждой конференции пары для каждой стадии плей-офф формируются по принципу: наиболее высокий номер играет с наименьшим номером, второй по счету – с предпоследним, и так далее. Пятые, шестые и седьмые матчи, если потребуется, пройдут 16, 18 и 20 апреля.

Ян КОВАРЖ и Вадим ШИПАЧЕВ. Фото "СЭ"
Ян КОВАРЖ и Вадим ШИПАЧЕВ. Фото "СЭ"