Хоккей

10 июля 2019, 21:20

Совмещение – зло. Оно вредит сборной России

Павел Климовицкий
Шеф-редактор по спецпроектам
Одна из причин смены Ильи Воробьева на Алексея Кудашова на постах главного тренера СКА и сборной России – совмещение двух работ.

Совмещение – зло. Зло не абсолютное, так как в хоккее и в спорте в целом бывало множество случаев, когда одновременная работа тренером в клубе и в сборной действительно приносила результат – причем и там, и там. Но в нынешнем формате совмещение абсолютно точно вредно – и чем быстрее оно закончится, тем лучше.

Тренер может работать без продыху на два фронта – кому-то постоянная практика даже помогает. Даже ситуация с привилегиями в адрес хоккеистов базового клуба в сборной не так опасна – в конце концов, много ли несправедливых или нелогичных решений по составу вы насчитали на последнем чемпионате мира?

Страшно другое. Год назад Олег Знарок покинул сборную после вылета СКА из плей-офф. Причины его ухода, конечно, были связаны и с тем, что творилось во время и после Олимпиады, но разве пришлось бы срочно бросать в бой Илью Воробьева, если бы Знарок выиграл Кубок Гагарина? Чемпионство загасило бы любой конфликт.

Сейчас Воробьева увольняют по нескольким причинам. Формальный и очевидный повод – провальный полуфинал против Финляндии. Но реальная перестановка Воробьев – Кудашов произошла намного раньше – в плей-офф КХЛ, который снова закончился для СКА неудачно. В Словакии бывший ассистент уже был по сути главным тренером, а не помощником. Причем если бы питерцы споткнулись о "Спартак", то Воробьев мог бы, как и Знарок годом ранее, вообще не доехать до чемпионата мира.

Можно оправдать увольнение Воробьева: если он психологически не готов работать на таком уровне, то зачем мучить его и хоккеистов? Можно найти причины выбора в пользу Кудашова: да, у него нет реальных заслуг для получения такой важной должности, но хотя бы понятно, что с ним сборная (и СКА) продолжат то же направление развития, что и в прошлом сезоне. Тем более с учетом его усилившегося влияния этой весной.

Илья Воробьев (слева) и Алексей Кудашов. Фото ФХР
Илья Воробьев (слева) и Алексей Кудашов. Фото ФХР

Но все это никак не объясняет того, почему уже два чемпионата мира спокойствие и уверенность тренерского штаба сборной были поставлены под угрозу из-за результата финала Западной конференции КХЛ. Ведь если национальная команда важнее клубов, о чем мы слышим уже второе десятилетие, то почему она страдает из-за проблем одного из них?

А то, что она страдает, несомненно. Ситуация, когда уважаемый всеми тренер олимпийских чемпионов вдруг теряет работу, ненормальна. Ситуация, когда его сменщик отодвигается на второй план и выполняет свою роль только на пресс-конференциях, тоже ненормальна.

Что произойдет, если Кудашов тоже не сможет выиграть со СКА Кубок Гагарина? Сборную на чемпионат мира повезет Анвар Гатиятулин?

А если вдруг питерцы уступят "Спартаку"? Тогда главным тренером станет генменеджер красно-белых Алексей Жамнов? Или вообще вернется Знарок?

Варианты сейчас могут показаться сумасбродными и фантастическими, но последние два года сборной заставляют рассматривать их как абсолютно реальные.

Совмещение имело бы право на жизнь, если бы оно было одинарным. Если бы Знарок/Воробьев/Кудашов были бы главными тренерами любой другой команды – ЦСКА, "Авангарда", "Ак Барса", какой-либо еще – и от неудачи в клубе их позиции в сборной не менялись бы в лучшую или худшую сторону. Но совмещение двойное – менеджмент СКА и сборной России также един. Любой удар по армейцам в КХЛ рикошетит в сторону чемпионата мира. И это работает и в другую сторону, о чем стоит переживать болельщикам из Санкт-Петербурга.

Так что совмещение – это зло. И пока оно не побеждено, от него всегда можно опасаться подножки. Дважды после них мы уже упали. Третьего раза совсем не хочется.