Хоккей

5 апреля 2018, 10:15

"Сибирь" точно не окажется на месте "Лады" и "Югры". Я знаю, как это не допустить"

Алексей Шевченко
Специальный корреспондент
Генеральный менеджер "Сибири" Кирилл ФАСТОВСКИЙ рассказал корреспонденту "СЭ", почему он не голосовал за сокращение клубов КХЛ, и о том, что мешает подписать новое соглашение с Александром Салаком и вернется ли в новосибирский клуб Степан Санников.

"СИБИРИ" НЕТ В "ЧЕРНЫХ" СПИСКАХ КХЛ

– Недавно вы ожидаемо подписали новый контракт с клубом. Не сомневался, что так и будет, но потом узнал, что переговоры о новом договоре с вами шли непросто.

– Действительно, договоренность о новом соглашении была раньше, но официально подписали контракт совсем недавно. Там были вопросы с обеих сторон.

– А какие были вопросы у вас к руководству? В принципе, я понимаю, что вы могли попросить – стабильное финансирование. Трудно давать результат, если у вас постоянные проблемы, как последние три-четыре года.

– Об этом и говорили. Я просил, чтобы нам уделяли больше внимания и наладили ритмичность в финансовом вопросе.

– У вас сейчас есть задержки по зарплате?

– Есть, но совсем небольшие. Мы не находимся ни в каких "черных" списках КХЛ, нет такого, чтобы лига нас хотела штрафовать. Ситуация стала действительно лучше – это я связываю с деятельностью нового врио главы Новосибирской области Андрея Травникова. Это совершенно не лесть – улучшения, после того как он возглавил попечительский совет клуба, заметны.

– Но будет еще лучше?

– Надеюсь, будет. В постоянной стрессовой ситуации жить тяжело.

– Владимир Шалаев из "Авангарда" подписал контракт с клубом прошлым летом на три года. Через сезон ушел. За что могут уволить вас?

– Прежде всего за невыполнение спортивной задачи на сезон. Но сам я уйти не могу.

– За это время ваша фамилия пару раз мелькала среди кандидатов на работу в другом клубе. Была возможность уйти?

– Да, предложения были. Клубы я назвать не могу, но это не московский регион.

– Так вам дали договор и сказали: "Работайте". Все?

– Еще расширили поле деятельности, что мне очень нравится. Буду заниматься не только клубом, но и проектом реорганизации хоккейного хозяйства области. А это крайне важно в связи со строительством нового дворца и подготовкой к проведению молодежного чемпионата мира в 2023 году.

НАЗНАЧЕНИЕ ЗУБОВА – НЕ ОШИБКА

– Может быть, я ошибаюсь, но никогда ранее вы не допускали столько ошибок, как в этом сезоне. Это не упрек, а констатация факта. Когда лично вы поняли, что ошиблись с назначением Павла Зубова?

– Конечно, от ошибок никто не застрахован, назначение Павла Зубова главным тренером я как раз ошибкой не считаю.

– Ну как же так!

– Нет, это не ошибка, настаиваю на этом.

– И почему же вы так считаете?

– Я рад, что именно Павел Зубов взялся за безнадежное дело, а именно так можно было охарактеризовать команду прошлым летом. Тренер не побоялся взять на себя ответственность и в итоге сделал команду боеспособной. И я не понимаю, откуда взялись разговоры, что клуб при Зубове не развивался. Вспомните, каких ребят мы взяли? Кто-то вообще никогда в КХЛ не играл, у кого-то был минимальный опыт.

Мы пригласили молодых и амбициозных хоккеистов. А их надо было учить. Зубов сумел организовать весь тренерский штаб и нацелить на такую работу. Изо дня в день тренерский коллектив трудился над задачей создания команды из группы собранных хоккеистов. Нужно было буквально с каждым заниматься индивидуально. Очень тяжело было сделать боеспособный коллектив. И я считаю, это удалось.

– Но результата не было.

– Мы сразу говорили, что попадание в плей-офф будет для нас вершиной. Но и в это ведь никто не верил. Тем не менее, мы сделали многое. Зубов сделал много полезного. Так что я не считаю это ошибкой.

– С такими характеристиками не отправляют в отставку.

– Этого требовали обстоятельства, но это другая история.

– Вы не хотели его увольнять?

– Не хотел.

– Его любовь к собраниям пугала многих игроков.

– Возможно. Но у нас был такой состав, что эти собрания были необходимы. И я на них выступал и произносил весьма жесткие вещи. Скажу вам, кому в начале сезона от меня досталось сильней всего. Даже было что-то на грани унижения.

– Кому же?

Александру Шарову. Но это принесло пользу. Он должен был понять, что с него в клубе КХЛ будут спрашивать по полной программе. Это ведь дало результат.

ЗНАКОМ С ЮРЗИНОВЫМ С ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

– Новым тренером вы назначили Владимира Юрзинова. Крутой тренер, отличный специалист. Но как человек он непростой. Я не понимаю, как вы с ним сработаетесь. Лично вы.

– Я читал о его непростом характере и постоянно удивлялся, откуда такая характеристика. Да мы с Владимиром одного года и знаем друг друга с четырех лет. Мы даже на первый хоккей в жизни вместе ходили. По-моему, "Динамо" встречалось с "Крыльями Советов" и уступило 1:3. Я плакал даже. Так что мы с Юрзиновым знакомы, можно сказать, всю жизнь. Вы же знаете, я работал со многими специалистами. Так, по сравнению с Виктором Тихоновым или, например, с Дмитрием Квартальновым он совершенно другой. Значительно более покладистый.

– Тут даже речь не о том, как он ладит с хоккеистами. У него во время сезона очень тяжелый характер.

– Во время сезона у нас у всех тяжелый характер. Наверняка, какие-то сложности будут. Он сформировавшийся человек, у меня свои принципы. Но мы найдем общий язык.

– Визитная карточка Владимира Юрзинова – странные увольнения. Он ставит игру команде, а потом его снимают. Такого в "Сибири" не будет?

– Пока я в "Сибири" – гарантирую.

– Каждый год новосибирский клуб в одной и той же ситуации с иностранцами. Вы даете им развиваться, а они потом уходят в другие команды. Нельзя ли как-то от этого подстраховаться?

– А как? Это бизнес. Да, люди играют у нас, зарабатывают себе имя, а потом уходят в другие клубы на повышение. Я, правда, не считаю, что мы кого-то открыли – скорее разглядели и поверили. Патрик Закриссон играл в КХЛ в свое время, а в сборной Швеции на Евротуре с ним в звене постоянно выступал Александр Бергстрем. Третьим с ними был Рихард Гюнге, который тоже выступает в КХЛ. Но мы никак не можем бороться с тем, что хоккеист хочет больше заработать. Подписывать более длительный контракт, но это тоже риск – и потом для этого же нужно обоюдное желание.

– Предусматривать разумное повышение, а не в два раза, как хотят их агенты.

– Но разве мы точно так же не теряем российских игроков?

– Но это хоть наши.

– Слабое утешение. Мы вынуждены мириться с тем, что так устроена жизнь. Ничего с этим не поделать.

– Вы как-то сказали о Степане Санникове, что вам неинтересно, куда он уходит.

– И это правда.

– Степан был в команде долгое время. С ним, наверное, можно было договориться?

– А ведь тут речь не о деньгах. Изначально у нас был такой разговор: – "Степан, ты хочешь уйти или остаться?" Не было торговли или каких-то дополнительных условий. Мне нужно было получить ответ на главный вопрос. Санников сказал, что хочет уйти. Во-первых, попробовать себя в другом месте, во-вторых, заработать. После этого мы прекратили переговоры, так как уже смысла не было.

Константин Алексеев от вас уезжал именно по этим принципам.

– Да. А потом вернулся. И я сказал Степану, что для него двери всегда открыты, он будет принят в нашем клубе. Так что Санников вполне может снова стать игроком "Сибири".

– Думаете, уже в следующем сезоне?

– Уверен, что нет. Но в будущем может. Важно то, что он не увозит отсюда семью, не переезжает окончательно. И летом он будет начинать подготовку к сезону здесь, как и другой новосибирец – Егор Миловзоров.

САЛАК ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБИТ НОВОСИБИРСК

– Почему вы размышляете о кандидатуре вратаря Александра Салака? После этого сезона с ним надо попрощаться и больше не вспоминать об этом вратаре.

– Объясняю по поводу Салака. Мы действительно думаем по его кандидатуре. Но тут вопрос даже не денег, а философии клуба. Стоит ли брать нам иностранца, не стоит ли, какого? Но Александр совершенно все правильно оценивает. Он действительно любит город и команду. Его жена рожала четвертого ребенка здесь, что, наверное, является высшим проявлением доверия. Вся проблема Александра в том, что на него очень сильно повлиял период, когда он не мог играть из-за травмы. И он прекрасно понимает, что своих денег в прошлом сезоне не отработал. Его пожелания по новому контракту существенно ниже. Но нам надо хорошо подумать.

– Что мешает сделать первым номером Алексея Красикова? В этом сезоне он доказал многое.

– А, может быть, ничего не мешает. Мы ведь ищем не первого номера, а равноценного вратаря. Не исключено, что это все равно будет иностранец, но сезон они начнут с равными возможностями. Красикову мешает стать по-настоящему первым номером то, что он не всегда проходит испытание "медными трубами".

– Я знаю, что вы не хотели отпускать его на Матч звезд в Астану.

– И если бы имел право, то не отпустил бы его. Но, кстати, зная мое отношение, с Матча звезд он приехал предельно собранным. После этого к нему вопросов не было.

– В ЦСКА пропадает Константин Окулов. Ни он не хотел уезжать, вы бы его с удовольствием оставили, и, знаю, предпринимали попытки забрать его из московского клуба. Что не получилось?

– Мы сразу после трансфера пытались обсуждать такую возможность. Но в ЦСКА своя политика – они не обязаны отчитываться перед нами. Просто говорили, что этот хоккеист им нужен. Мы бы, конечно, с удовольствием взяли его обратно.

– Вы каждый год что-то придумываете в Новосибирске, чтобы зарабатывать. Когда у вас получится формировать собственный бюджет из доходов?

– Кстати, это и лига требует от клубов. Мы стараемся – заработок растет. Сейчас это примерно 22 процента от бюджета. Но с этого сезона мы еще больше усилим маркетинговое направление. Будем работать с мелкими спонсорами, до серьезного внимания к ним пока дело не доходило.

– Лучше двадцать маленьких контор по миллиону рублей, чем ничего?

– Вот именно. Сложность тут в том, что мы им не можем предложить что-то серьезное, например, место на бортах. Но у нас есть и другие возможности. Программки, социальные сети, промо-акции. Так что мы будем стараться заинтересовать мелких предпринимателей. В этом большой потенциал клуба.

– Вы голосовали против исключения "Лады" и "Югры" из КХЛ. Не потому, что когда-нибудь "Сибирь" может стать следующим клубом?

– Нет, "Сибирь" таким клубом точно не станет. Если бы в КХЛ голосовали не за исключение обоих клубов вместе, а по каждому отдельно, то я бы проголосовал за исключение "Югры", но против исключения "Лады". Убежден, что тольяттинский клуб надо оставлять. А всех их проблемы связаны с конкретными ошибками. Я не буду вдаваться в подробности, но мне понятно, в чем причина такого исхода – и как это можно было бы не допустить.