Хоккей

29 октября 2015, 22:30

Дмитрий Куликов: "Сравнивать с Зубовым можно только россиян"

Наталия ШМЕЛЕВА
Корреспондент в Северной Америке

НХЛ. Регулярный чемпионат

Защитник "Флориды" рассказал корреспонденту "СЭ" о причинах российского дефицита на хороших защитников, секретах долголетия Ягра, проигранном финале Канаде и о том, почему его не любит Даллас

Наталья ШМЕЛЕВА из Далласа

Дмитрий КУЛИКОВ и Тайлер СЕГИН. Фото AFP
13 февраля. Даллас. "Даллас" – "Флорида" – 2:0. Дмитрий КУЛИКОВ и Тайлер СЕГИН. Фото AFP

СЛУШАТЬ ДВА ГИМНА – ЭТО ОЧЕНЬ СКУЧНО

Дождливым техасским утром, когда хоккеисты "Флориды" должны были в лучшем случае дожевывать завтрак, защитник "пантер" Брайан Кэмпбелл уже явился на раскатку и, дожидаясь товарищей по команде, неторопливо ковырял амуницию. Тот факт, что в столь ранний час не спится кому-то еще, да ради интервью с Дмитрием Куликовым, вызвал у него неподдельный интерес. "Вы в Далласе все никак не успокоитесь", – веселился он, намекая, что однажды россиянин травмировал лучшего форварда "Старз" Тайлера Сегина и с тех пор его здесь, мягко говоря… Впрочем, мягких слов к их отношению не подобрать. А "негодяй" – самый безобидный эпитет, летящий в адрес Дмитрия с трибун.

Кэмпбелл на эту ситуацию смотрит с оптимизмом, с жаром объясняя, что ничто не заводит хоккеиста сильнее, чем рев возмущенных болельщиков. Я, конечно, сразу подумала, что этот прием мог бы сработать и в пользу журналистов: показала игрокам в микст-зоне комментарии болельщиков вроде "все хоккеисты – косноязычные тупицы" – и наслаждайся неслыханным послематчевым красноречием. Но уточнять у Кэмпбелла, есть ли в этом смысл, поостереглась.

Однако в случае с Куликовым подобные приемы и не нужны. Говорит Дмитрий на редкость содержательно.

– В одном из интервью вы сказали, что больше не ставите перед собой задач, а просто получаете удовольствие, выходя на лед. С чего так?

– Раньше задачи были всегда. И ожидания – у меня, у тренера. Но чем больше было этих ожиданий – тем больше возникало проблем с выполнением задач. Это внутреннее давление: чем больше не получается, тем глубже загоняешь себя в яму. И с каждым днем это давление все сильнее и сильнее. В этом сезоне я решил обойтись без задач, играть в удовольствие – и посмотреть, что получится. Пока все идет неплохо.

– Теперь вы получаете удовольствие не только в обороне, но и бегаете за ним в атаку. Это тренерская установка или вы сами так придумали?

– Тренер у нас много внимания уделяет обороне. Он не требует от защитников подключения в атаку; говорит, что можно подтягиваться, но не бежать впереди нападающих. За пять лет в НХЛ я изучил и свои возможности, и соперников. Так что научился понимать, как против кого можно сыграть.

– Российский хоккеист в НХЛ восемьдесят раз за сезон, а то и чаще, слушает гимн Соединенных Штатов. О чем думаете, когда он звучит? Не о родине, случайно?

– Для меня в этот момент наступает полная внутренняя собранность. Прокручиваю в голове возможные игровые ситуации предстоящего матча, настраиваюсь. Не обращаю внимания ни на музыку, ни на зрителей вокруг.

– А если исполняют перед игрой два гимна – канадский и американский?

– Тогда скучно становится. После первого гимна уже нечего делать. Хочется поскорее в игру.

6 мая. Острава. Россия – Дания – 5:2. Дмитрий КУЛИКОВ (7) на чемпионате мира. Фото AFP
6 мая. Острава. Россия – Дания – 5:2. Дмитрий КУЛИКОВ (7) на чемпионате мира. Фото AFP

ЗАЩИТНИКОВ НЕТ, ПОТОМУ ЧТО ИХ НЕ РЕКЛАМИРУЮТ

– В этом году в НХЛ большой приток россиян. Какие первые впечатления?

– Панарин понравился. Наблюдал за ним, когда у нас была игра в Чикаго. По всему заметно, что ему там комфортно. Он был в тройке с Анисимовым и Кейном. Анисимов помогает, переводит. А Кейн – игрок такого типа, что с ним рядом любой заиграет. Панарин тоже не теряется в одном звене со звездами, играет на уровне. Техничный парень.

– Скорости НХЛ – главная проблема адаптации хоккеистов, приезжающих из КХЛ. Панарин не потерялся. Другим сложнее привыкнуть?

– Защитникам, особенно в первом сезоне, труднее, чем нападающим. Тут чаще вбрасывают шайбу в зону, и идет давление. Когда защитник подъезжает и подбирает ее, у него нет времени, как в России, разворачиваться и искать партнера, делать "улитки", – в НХЛ "съедают" сразу. А у нападающего, если он техничный и быстро мыслит, как Панарин, особых проблем не бывает.

– Как вам Медведев, приехавший в НХЛ "старичком"?

(Смеется.) Приехал "старичком", но держится молодцом. Вторую встречу с "Флоридой" солидно отыграл, не дал нам шансов.

– Почему в России защитников высочайшего класса меньше, чем нападающих?

– Может быть, потому, что с детства смотрят на громкие имена – Овечкин, Дацюк, Малкин – и хотят стать нападающими. Сейчас тенденция такая: кого больше рекламируют, тот и популярен. А защитником быть неинтересно. Не престижно.

– Мы не справились с канадцами в финале чемпионата мира. Причина в разном уровне мастерства или просто игра не задалась?

– Матчи по-разному проходят. Не знаю, каким был бы результат, если б мы с ними еще разок встретились. Факторов множество. Может, перегорели или, наоборот, перенастроились – слишком велико давление в финале. С первых минут все пошло не так, а потом не смогли завести себя и вытащить игру. Ребята молодые, опыта мало, нет уверенности в себе. А может, это такая теперь русская черта – неумение переломить игру.

– В Канаде вспоминают, что советская "Красная машина" давала сбой только в том случае, если ей в начале игры не удавалось навязать свою игру. У сборной России такая же проблема?

– Не знаю. Насколько я помню, канадцы у нас выиграли на чемпионате мира первый раз за пять лет.

Дмитрий КУЛИКОВ. Фото AFP
Дмитрий КУЛИКОВ. Фото AFP

ЯГР ДОИГРАЕТ И ДО ПЯТИДЕСЯТИ

– Вы навеки снискали нелюбовь болельщиков в Далласе, приняв однажды на бедро лидера лиги по голам Тайлера Сегина, поскольку та травма стоила "Далласу" плей-офф. Ваш коллега защитник Брайан Кэмпбелл сказал, что неодобрительный гул трибун только заводит. Действительно так?

– С Сегином был чисто игровой момент, у меня не было недобрых намерений. И он, и его товарищи по команде это понимают. Но если трибуны шумят, это заводит. Верьте Кэмпбеллу, он знает, что говорит. Его в Сан-Хосе каждый раз освистывают – он там однажды в плей-офф играл (смеется).

– Почему шведы среди всех европейских легионеров доминируют в НХЛ?

– По-моему, у них прекрасная школа. Все приезжающие из Швеции игроки и мыслят хорошо, и очень техничны. А россияне меньше представлены, потому что у нас есть КХЛ, и многие предпочитают оставаться там.

– Шведского защитника "Старз" Джона Клинберга пресса романтично называет "новым Зубовым", которого "Даллас" ждал много лет"? Для техасских фанатов Сергей, между прочим, сакральная фигура. Как вы считаете, дотягивает ли швед до уровня российского защитника?

– Я бы не сравнивал шведа с Зубовым. Пусть россиянина назовут "новым Зубовым", тогда я соглашусь (смеется). Конечно, Клинберг – хороший игрок. Он мне понравился еще в прошлом году, когда только пришел в лигу. Будучи новичком, играл очень уверенно и, даже когда совершал ошибку, не переживал, что его больше не поставят играть, а снова шел и делал то, что раньше. Не скажу, что он универсален, как Зубов, но он такой, знаете, полузащитник – полунападающий.

– Ягр в свои сорок три снова зажигает и ведет "Пантер" за собой. В чем секрет его долголетия?

– Действительно, сорок три года ему на льду не дашь. Он и до пятидесяти способен играть. Таких, как Ягр, в лиге еще долго не будет. Его секреты – это и этика, и генетика, и работоспособность, и отдача, и любовь к хоккею. Все сложилось вместе.

– Какая черта хоккеиста Ягра самая завидная?

– Мне бы такую работоспособность! С другой стороны, я не готов все свободное время проводить в спортзале. А Яромир живет по графику: захотел – тренируюсь. Это не мое.