Хоккей

6 мая 2020, 18:10

Один из худших первых номеров драфта НХЛ. 20 лет назад после него взяли двух суперзвезд

Иван Шитик
Корреспондент
За последние несколько лет в «СЭ» выходило несколько десятков материалов, написанных по мотивам книг и статей наших коллег из других стран — прежде всего, США и Канады. В ближайшее время мы вспомним самые интересные из них. В очередном — рассказ о первом номере драфта НХЛ-1999.

Летом 2019-го журнал ESPN навестил бывшего первого номера драфта-1999 Патрика Штефана и узнал, как живет человек, которого считают одним из главных разочарований за историю всех драфтов.

Патрик Штефан стоит на скамейке и отсчитывает последние секунды. Трибуны заполнены членами семьи, друзьями и редкими скаутами. На табло горит счет: "Хозяева – 4, Гости – 0". Когда раздается финальная сирена, то в воздух летят шлемы, краги, свитера и все, что попадается под руку столь эмоциональным 15-летним юношам. Только что они выиграли чемпионат США.

Среди этих свитеров попадается 13-й номер со знакомой фамилией: Штефан. Когда эмоции чуть-чуть утихают, Патрик заключает в объятия своего 15-летнего сына, Джеймса, и говорит, что гордится им. Он провел хороший матч.

Патрик Штефан посвятил этим детям последние четыре года своей жизни. Все это время он работал с командой из Детройта "Маленькие Цезари", делясь с ребятами своим опытом, помогая им развивать навыки и двигаться вперед к своей мечте.

Драфт

Когда-то он сам двигался к своей мечте. 20 лет назад его пригласили выйти на сцену и объявили первым номером драфта-1999. Так он оказался в "Атланте".

Драфт 2019 проходит в Ванкувере. Неудивительно, что сейчас принято вспоминать события 20-летней давности. В конце концов, для "Кэнакс" тот драфт тоже стал поворотным моментом. Генеральный менеджер "Косаток" Брайан Бурк провернул одну из самых гениальных серий сделок в истории НХЛ и сумел заполучить два пика подряд, выбрав под вторым и третьим номерами соответственно братьев Даниэля и Хенрика Сединов. Седины провели отличные карьеры, претендовали на "Харты", боролись за звание лучшего бомбардира сезона, играли в финале Кубка Стэнли и на двоих набрали 2111 очков, ни разу не покидая "Ванкувер". Вскоре они должны оказаться в Зале хоккейной славы.

Если бы не желание Бурка и не его умение торговаться, то Штефан вряд ли бы оказался первым пиком. В третьей сделке за 24 часа Брайан сумел договориться с "Трэшерз" обменяться пиками, чтобы он имел возможность потратить два пика подряд на шведских близнецов.

"Я понимал, что окажусь в "Атланте", – вспоминает Штефан. – У них был второй пик, но перед драфтом было объявлено о сделке. Тогда я подумал: "Хорошо, возможно выберут меня. Черт возьми…"

Действительно, Центральное скаутское агентство ставило именно Штефана на первую строчку рейтинга проспектов. Предыдущие полтора сезона он провел в составе "Лонг-Бич" из старой Интернациональной хоккейной лиги. В год драфта из-за сотрясения он сыграл только 35 матчей, но все равно не потерял звездный статус, превышая график "очко за игру". И это в 17 лет. "Трэшерз" решились рискнуть.

Сломанная карьера

В дебютный сезон Штефан в НХЛ провел 72 матча и набрал 25 очков – шестой показатель результативности в команде, которая за весь регулярный чемпионат выиграла только 14 матчей. В общей сложности, в составе "Трэшерз" Патрик провел 414 матчей. Лучшим для него стал сезон-2003/04, когда он отметился 40 баллами за результативность. Но затем наступил локаут сезона-2004/05. В итоге, за карьеру в "Атланте" нападающий набрал 177 очков, а в 2006 году перебрался в "Даллас".

По ходу единственного сезона в составе "Старз" из-за травм чех провел только 41 матч и набрал 11 очков. Но время его пребывания в Техасе запомнится одним из самых легендарных промахов в истории НХЛ. Этот потенциальный гол в пустые ворота мог окончательно решить исход встречи с "Эдмонтоном". Вместо этого шайба сошла с крюка клюшки нападающего, пытаясь восстановить контроль, он рухнул на лед, а соперник перехватил шайбу и убежал в контратаку, умудрившись сравнять счет в матче за 2 секунды до конца. Этот ролик в Youtube просмотрели уже более 1,5 миллиона человек. И в этой истории уже забылось, что "Звезды" все равно победили по буллитам.

 

Да, история многое забывает. Но Штефан отмечает, что в хоккейном мире не принято никого жалеть. И звание первого номера драфта – это особый статус. С одной стороны, это огромное подспорье, если ты смог соответствовать уровню ожиданий. Но это также и тяжелый груз, который тянет тебя на дно, если у тебя что-то не получилось. И никто не собирается протягивать тебе руку помощи в этот момент. Спасение утопающего…

Да, многие нюансы забываются. Как, к примеру, тот факт, что драфт 1999 года не считался очень сильным. Только 37 процентов игроков, которых выбрали в первых трех раундах, провели в НХЛ более 100 матчей, что делает этот драфт одним из самых неэффективных за последние 20 лет. Или тот факт, что "Атланта" могла взять Штефана под вторым, своим изначальным драфт-пиком. Что со временем могло несколько снизить накал негодования болельщиков. Или его могли бы не обойти стороной травмы, из-за которых он провел полноценный сезон лишь один раз за семь лет.

Его мучили сотрясения, но главный удар по его карьере нанесла травма бедра. Патрик хотел продолжать играть, но тело уже не позволяло. Его карьера тихо закончилась в швейцарском "Берне", когда он окончательно понял, что боли в ноге и ограниченная мобильность окончательно отобрали у него те хоккейные умения, коими он обладал.

После долгих лет борьбы, различных методов лечения и жизни через боль, в прошлом году Штефан, наконец, решился на операцию и трансплантацию.

"Я опоздал на восемь лет. Старался держаться столько, сколько было сил. Не так много людей, которым нужна замена тазобедренного сустава в 38 лет. Помню, как ходил в больницу в 29 и 30 лет. Я жаловался на боль в бедре, а другим "самым молодым" пациентам было лет 65-70. "Что я здесь делаю?" – спрашивал я себя.

Это был непростой период. Даже тренируя, мне было тяжело проводить столько времени на ногах".

26 июня 1999 года. Бостон. Патрик Штефан. Фото REUTERS
26 июня 1999 года. Бостон. Патрик Штефан. Фото REUTERS

Скаут, тренер

Несмотря на мнение общественности относительно неудачной карьеры, это не убило в душе Патрика любовь к игре. Он просто не мог оставаться в стороне.

"Оглядываясь назад, понимаю, что через многое прошел за свою карьеру. Я рос в Чехии. В 16 лет переехал в США, чтобы играть в ИХЛ. Был выбран под первым номером в НХЛ, но карьера сложилась не так, как я ожидал.

Кто-то может смотреть на это, как на историю неудачи. Я же смотрю на эту несколько по-иному: "Что я могу с этим поделать?" Могу сидеть дома, жалеть себя и думать о том, как могло бы все иначе сложиться… Или могу научиться на этом опыте, вынести полезный урок и продолжать жить дальше".

Так Патрик открыл свое агентское бюро, которое функционирует до сих пор. Его первым клиентом, который попал в НХЛ, был голкипер Михал Нойвирт, который до сих пор сотрудничает с Патриком. В числе клиентов Штефана числится и нападающий "Нью-Джерси" Павел Заха, а также целая плеяда талантливых чешских проспектов. Однако он старается не раздувать список клиентов, чтобы иметь возможность общаться со всеми лично.

А его непростой карьерный путь подарил ему богатый опыт. Опыт, которым он с готовностью делится с другими.

"Хоккей – это жесткий бизнес. Никто не спорит. Но когда ты начинаешь работать с молодыми ребятами, начинаешь вести их, быть рядом с ними в моменты успеха и неудач… Я сам прошел через это. И понимаю, как важно оказать человеку помощь и поддержку. Поверьте, это очень приятное чувство, когда ты осознаешь, что действительно смог кому-то помочь.

Возможно, я хотел бы продолжать карьеру. Но мое здоровье не позволяет этого сделать. А через этих ребят я продолжаю свою жизнь в хоккее. Ты следишь за их матчами, анализируешь их действия… Иногда кажется, что ты сам готовишься к матчу. С тех пор я научился гораздо лучше понимать игру".

Агентская деятельность отнимала много времени, и Патрик не думал о роли тренера. Все изменилось, когда его попросили подменить заболевшего наставника команды его племянника. Вскоре он уже тренировал две команды, где играли его сыновья – Джеймс и Уайятт.

"Когда я играл, то частые переезды казались мне утомительным. Но это не сравнится с тем, сколько я езжу сейчас", – говорит Штефан, который перевез семью в Мичиган, где его дети имели возможность играть на более высоком уровне, а ему самому было проще поддерживать контакт с клиентами.

Муж, отец

Без сомнения, семья для Патрика стоит на первом месте. Его жена, Каролин Штефан, с которой он познакомился на пляжах Калифорнии еще тогда, когда играл за "Лонг-Бич", поддерживает его во всем. Она всегда была рядом с ним: и когда его лицо улыбалось со всех плакатов в Атланте и когда ему нужно было помочь завязать шнурки, так как он не мог согнуться из-за болей.

"На ней держится весь дом. Мы отлично дополняем друг друга. У меня более строгий, прямой характер. У нее – открытый и веселый. Так что это отличный баланс".

Патрик пообещал себе, что не будет слишком переживать из-за успехов или неудач в карьере и жизни своих детей, семьи или клиентов. Однако жизнь и здесь решила проверить их на прочность. Вскоре после того, как Штефан объявил о завершении карьеры, у Каролин был обнаружен редкий, но агрессивный вид рака груди. Два года она боролась с этим недугом. Перенесла несколько операций.

"Это чуть не сломало нас. Мы через многое можем пройти, но тот период был особенно тяжелым, – признается Каролин. – Можно промахнуться по пустым воротам… а можно узнать, что у твоей жены рак. Все познается в сравнении. И жизненные приоритеты могут быстро сместиться.

К счастью, сейчас я здорова. И радуюсь каждому новому дню".

У Каролин наступила ремиссия полтора года назад. Если бы Патрик продолжал играть, то не мог бы быть рядом со своей женой так много, как ему хотелось бы в этот период. А так Патрик ни на день не отходил от жены, успевая при этом заботиться о подрастающих сыновьях.

"Чувствую, что я в надежных руках. У нас дружная и любящая семья. Мы всегда готовы поддержать друг друга", – улыбается она.

Патрик Штефан. Фото REUTERS
Патрик Штефан. Фото REUTERS

Новая глава, новые мечты

Пытаясь не споткнуться о разбросанные шлемы, краги и свитера, Штефан просто сиял, ходя по льду, после победы его команды в финале национального чемпионата. Те события 20-летней давности уже давно остались в прошлом. И в этот момент Патрик чувствовал себя по-настоящему счастливым. Но даже в момент празднования его не покидало чувство тревоги.

В предстоящем сезоне Джеймс Штефан впервые будет играть в команде, в которой нет его отца. 15-летний юноша, которого переполняют мечты об НХЛ, попал в состав команды из юниорской Западной хоккейной лиги "Портленд", с которой заключил контракт в ноябре.

Джеймс, как говорит один скаут, "совершил прорыв", набрав в прошедшем сезоне 95 очков за "Цезарей". Тот же скаут отмечает, что младший Штефан окреп физически, а также улучшил катание, что положительно сказалось на его результатах.

"Принятие решения на льду, видение площадки… думаю, этому я обязан отцу. Я многое перенял от него", – говорит Джеймс. Патрик соглашается: "Считаю, что у меня была неплохая скорость, я обладал чувством игры и умел играть в пас. Именно это и требуется в современном хоккее. Игра стала значительно быстрее".

Пока слишком рано даже предполагать, как сложится дальнейшая карьера Джеймса, но одно можно сказать точно: Патрик будет рядом, когда сыну будет это нужно. Именно поэтому он на время переехал в Орегон. Штефан понимают, что сейчас наступает тяжелый этап в жизни сына. Представляет это и Каролин, которая на личном опыте видела, как сложно может развиваться карьера. Даже для первого номера драфта. Или… тем более для первого номера…

"Я просто надеюсь, что он, как и его отец, умеет справляться с критикой и давлением. Знаю, что он безгранично доверяет отцу. И я благодарна за поддержку. Но за сыновьями наблюдать еще волнительнее, чем за мужем", – переживает Каролин.

"У меня была карьера, которую пришлось закончить в 27 лет. Зато у меня появилась возможность проводить время рядом с женой и детьми. Правда, это время пролетело так быстро. Вот им было 7-8 лет, а теперь – 15. Эти годы уже не вернешь.

Да, иногда мне хочется, чтобы моя карьера продолжалась, чтобы у меня не было травм. Но я нашел вещи в жизни, которые важнее и которые приносят мне больше счастья", – заключает Патрик.

Да Патрику Штефану не удалось добиться на хоккейном льду того, чего ему многие сулили. Но теперь он оказался именно там, где нужен был больше всего.

Материал был впервые опубликован 21 июня 2019 года

Оригинальный материал ESPN