Хоккей

14 ноября 2017, 10:30

Мартин Бродер: "Взял бы в свою команду Прайса, а не Бобровского"

Игорь Еронко
Обозреватель
Легендарный канадский голкипер, который сейчас работает ассистентом генерального менеджера "Сент-Луиса" и сборной Канады, дал интервью корреспонденту "СЭ".

Игорь ЕРОНКО
из Хельсинки

КАНАДСКАЯ ШКОЛА ВРАТАРЕЙ В КРИЗИСЕ? У НАС НЕ ТОЛЬКО КЭРИ ПРАЙС

– Вы – ассистент генерального менеджера сборной Канады. В чем заключается ваша работа?

– Я просто помогаю менеджменту. У меня есть основная работа – в "Сент-Луисе" на аналогичной должности. Меня попросили помочь с подбором состава к Олимпиаде. Свежий взгляд никогда не бывает лишним. Я как раз занимаюсь просмотром и оценкой игроков. Не только наших ребят, но и остальных команд. Но в первую очередь слежу за канадцами, вырабатываю мнения по тем или иным игрокам.

– То есть не только вратарями занимаетесь.

– Нет. Всеми. Конечно, вратарская позиция мне ближе, судить и отбирать их было бы проще, но нам важны все позиции. К тому же я уже четыре года вне игры и успел привыкнуть к тому, чтобы работать и по полевым игрокам.

– Вас заботит то, что в Европе играет всего три канадских вратаря?

– Определенно заботит. Есть, впрочем, у нас ребята и в АХЛ, и в NCAA, и в CHL (Канадской юниорской лиге). Возможно, они понадобятся. Но мы очень довольны Беном Скривенсом. Он здорово провел и турнир в Сочи летом, и на Кубке "Карьяла" хорошо играет (разговор состоялся до матча Финляндия – Канада. – Прим. "СЭ"). Есть еще и Барри Браст. Я не видел его в деле в Европе, но встречался с ним недавно в Швейцарии.

Он травмирован, однако скоро должен поправиться. Браст приедет на Кубок Первого канала, там его и оценим, но его игра в этом сезоне в Швейцарии говорит сама за себя. Он и в КХЛ в прошлом здорово выступал. Естественно, он входит в наши планы, хотя мы до сих пор не знаем, в какую сторону пойдем. Надеемся на то, что Скривенс будет хорошо играть в Уфе. А там уже посмотрим. У нас еще есть время на принятие решений.

– Согласны с тем, что канадская вратарская школа в кризисе?

– Ну, вы знаете, нашу школу не только Кэри Прайс представляет. Есть и другие вратари. Но в целом – вы правы. Европа поставляет все больше и больше классных голкиперов. Вспомнить недавние драфты, даже если брать только русских: Илья Самсонов, уже играющий сильно, был выбран в первом раунде, Даниил Тарасов хорош. Крупные парни, здорово при этом играющие. А есть еще и талантливые шведы с финнами. Забавно, как все складывается. Пока я еще играл – Монреаль и провинция Квебек были широко представлены в основном франкоязычными классными вратарями, была пара американцев и чехи – Гашек и Вокоун. Сейчас все изменилось, европейцев из других стран все больше, и они выигрывают конкуренцию. И это одна из причин, почему европейским вратарям теперь запрещено играть в CHL. Потому что мы хотим, чтобы наши вратари развивались.

– Пока что это не работает.

– Никак пока не помогает – это точно. С другой стороны, сборной нужен всего один классный вратарь. Не надо сразу шесть. На таких турнирах, как Олимпиада, он проведет четыре-пять игр, а на такой короткой дистанции любой может зажечь. Сейчас у нас есть Бен Скривенс. Он играл в НХЛ, у него за плечами немало серьезных матчей. Он не испугается большой сцены. И будет там в порядке.

Сергей БОБРОВСКИЙ. Фото USA TODAY Sports
Сергей БОБРОВСКИЙ. Фото USA TODAY Sports

ПРАЙС ИЛИ БОБРОВСКИЙ? ТРУДНО ОТВЕТИТЬ ОДНОЗНАЧНО

– Кто сильнее: Прайс или Бобровский?

– Однозначно ответить трудно. Боб в последнее время прекрасен. Прошлый сезон провел шикарно, в начале этого хорош. Его карьера развивалась немного не так, как у Прайса. По сути она началась с его обмена из "Филадельфии". Забавно, что я играл против Сергея, когда он еще выступал за "Флайерс". По мне, Прайс – один из лучших вратарей мира. Хотя и Бобровский в этом же ряду. Но тут нужно понимать, что игроков похожего уровня всегда хватало, просто у всех разные обстоятельства. Кэри играет за "Монреаль", а Боб – за "Коламбус". Вы же понимаете, насколько это разные вещи? В плане давления, в плане всего. Но в любом случае, если в мое время были я, Патрик Руа, Эд Белфур, Доминик Гашек, то сейчас новая волна топ-вратарей, среди которых определенно есть и Прайс, и Бобровский. Они сопоставимы с лучшими прежней эпохи. При этом если бы я набирал команду, то взял бы Прайса. В то же время вряд ли ошибся бы, выбрав Бобровского.

– Василевский может оказаться в этой волне?

– Пока я не уехал в Европу, у нас было всего три поражения, и одно из них – от Василевского. Именно он нас обыграл ("Тампа" победила "Сент-Луис" 2:1, Василевский отразил 28 бросков. – Прим. "СЭ"), остановив наше нападение. Он играет за хорошую команду, что ему только помогает, и у него наконец-то появилась возможность в полной мере проявить себя, поскольку "Молнии" решили пойти с Беном Бишопом разными дорогами. У Василевского явно светлое будущее. Забавно, но я нанял в "Сент-Луис" тренера вратарей, который работал с Андреем в фарм-клубе "Тампы". Теперь он помогает "Блюз", ха-ха (речь о Дэвиде Александере, который много работал с Василевским над тем, чтобы тот зрительно контролировал шайбу в трафике. – Прим. "СЭ").

Илья Брызгалов говорил, что Василевского отличает одна вещь: он практически не оставляет "дырок" бросающим.

– Он и вправду очень атлетичный вратарь, крупный парень, при этом его отличает хорошая техника. Если ему забивают, то, как правило, обводя или обыгрывая, но не прямым броском. Илья прав, и это очень хорошее качество для вратаря. Оно ко всему придает уверенности и тебе, и команде в том, что у соперника не будет стопроцентных моментов. Скажем так, Василевский крайне скуп на подарки нападающим.

– Почему вы сами больше не тренируете? Когда вы в прошлом сезоне заняли место уволенного Джима Корси в "Сент-Луисе", Джейк Аллен сделал огромный шаг вперед, блестяще проведя концовку регулярки.

– Тренировать? О, нет! Вы что? Ха-ха. Это отнимает слишком много времени. Столько же, сколько я тратил непосредственно на хоккей, когда еще играл. Твоя повседневная жизнь в точности повторяет ту, что была во время игроцкой карьеры. Это невыносимо. Я и так очень долго играл. И когда завершал – понимал, что больше не хочу возиться на льду. Мне нравится та свобода, что есть у меня сейчас. И дома – семилетний сын, с которым мне нравится проводить время. Раньше я этого был лишен.

– Что же вы такого посоветовали Аллену, что он преобразился?

– В первую очередь поработали над психологией. Я заставил его поверить в себя. Мы обсуждали все, что бы с ним ни происходило. Ну а по технике – мы вернулись с ним к основам игры. Как отслеживать шайбу, как занимать правильную позицию, как правильно распределять силы, держать всегда клюшку на льду. Я смотрел много записей его игры, и часто видел, что при перемещениях его клюшка была не прижата ко льду. Играть просто на реакции куда сложнее, чем когда ты всегда в правильной позиции и не оставляешь тех дырок, о которых мы говорили. В целом, мы вернулись к основам, что-то пересмотрели, что-то исправили. И команда прибавила, что тоже помогло. Так что тут нет никакого секрета. Ну а на этот сезон я нанял ему хорошего тренера, который много и упорно с ним работает, и это дает результат. Надеюсь, так и продолжится.

Конор МАКДЭВИД. Фото AFP
Конор МАКДЭВИД. Фото AFP

ЖАЛЬ, ЧТО МАКДЭВИД НЕ СЫГРАЕТ НА ОЛИМПИАДЕ

– Вы преобразили позицию вратаря тем, как играли клюшкой. Кого считаете главным своим последователем?

– В первую очередь назвал бы Майка Смита, который перешел в "Калгари". Бишоп тоже в этом хорош. Ну и добавлю к ним Кэри Прайса – он всесторонне развит. Другое дело, что игра изменилась. Вратари более атлетичны, стало куда больше тех, кто старается часто использовать клюшку, однако с введением "трапецоидов" (так называемое правило Мартина Бродера: в углах за линией ворот вратарям шайбу трогать нельзя. – Прим. "СЭ") куда сложнее стало принимать решения. Потому что ты не везде можешь играть этой самой клюшкой. В Европе все совсем по-другому.

– Вам больше нравится европейский подход?

– Да, я считаю, что это правило в НХЛ нужно отменить. Во-первых, некоторые вратари, которые могли бы за счет своих развитых навыков владения клюшкой предотвратить ту или иную атаку, не имеют на это права. Это несправедливо. Во-вторых, слишком много травм из-за столкновений на высокой скорости в забегах за шайбой. Зацепов, захватов и всего такого стало намного меньше. Соответственно, скорости возросли. А парни сплошь крупные, особенно в защите, и столкновения получаются мощнейшими. На мой взгляд, позволив вратарям играть с шайбой везде, мы бы слегка замедлили игру. И многих травм можно было бы избежать, убрав эти "трапецоиды". Плюс – вратарь, хорошо владеющий клюшкой, мог бы моментально организовывать контратаки. Или разгонять атаки. Что положительно сказалось бы на игре. Возможно, сделало бы ее более умной.

– Вы посмотрели уже много матчей Кубка "Карьяла". Каков, на ваш взгляд, здесь уровень хоккея?

– Я бы сказал, что уровень здесь как в регулярном чемпионате НХЛ. Когда вы собираете всех лучших игроков из доступных в Европе из каждой страны, по-другому быть и не может. Да, это не касается всех европейских команд, но нас, финнов, шведов, России – точно. Швейцарцы тоже выглядят неплохо. Чехи впечатлили. Если судить по мышлению, по взаимодействиям – тут и вовсе все здорово. Поэтому я искренне считаю, что уровень хоккея на Олимпиаде будет очень высоким, несмотря на отсутствие НХЛ. И для многих молодых ребят, пока не успевших о себе заявить – это ведь отличная возможность засветиться. Поэтому я уверен, что в Пхенчхане уровень хоккея скакнет вверх по сравнению с Евротуром.

– Вы долго играли, ездили на Олимпиаду, но теперь вы менеджер. С вашей нынешней позиции – НХЛ допустила ошибку?

– Мне трудно говорить за лигу, потому что я не участвовал в переговорах с МОК. Но понятно, что она защищала свои бизнес-интересы. Ну а с точки зрения хоккеиста – это, конечно, плохо. Я бывал на Играх и прекрасно знаю, что это такое. Большое событие в жизни каждого хоккеиста. Поэтому мне очень жаль нашу молодежь, таких ребят, как Макдэвид, которые могут и не получить шанса сыграть на Олимпиаде. Это определенно плохо. Но, кто знает, может, НХЛ еще не сказала своего последнего слова в этом вопросе.

– Слышали, что Россию могут не допустить до Олимпиады, и тогда КХЛ не исключает запрета на выступление в Корее своим игрокам?

– Слышал, конечно. Но мне трудно что-то сказать по этому поводу, поскольку я не владею полной информацией. Для нас же это ничего не меняет. Мы продолжаем процесс подготовки к Олимпиаде ровно так, как и планировали. У нас хватает кандидатов из самых разнообразных лиг, не только из КХЛ. Посмотрим, как все сложится, но если помех не возникнет, то Россия определенно будет главным фаворитом олимпийского хоккейного турнира. Она просто не может не быть фаворитом с таким подбором игроков.

Но Канада точно поборется за золото. Мы выстраиваем команду, против которой будет трудно играть всем. России – в том числе. Хотим собрать жесткий неуступчивый коллектив. И в этом нам здорово помогает Евротур. Есть возможность посмотреть на наших ребят в близких к олимпийским условиях. Мы привезли в Европу весь тренерский штаб целиком, привезли всех скаутов. Идет безостановочная работа, чтобы на Олимпиаде мы были готовы ко всему, что бы ни происходило.