Хоккей

7 мая 2019, 16:30

Величайший матч Доминика Гашека в НХЛ. Он отразил 70 бросков и ни разу не пропустил!

Иван Шитик
Корреспондент
Журнал ESPN рассказывает о матче, который стал олицетворением карьеры Доминика Гашека в Северной Америке

В сезоне-1993/94 легенда будущего члена Зала хоккейной славы Доминика Гашека только начинала зарождаться в НХЛ.

Это был его первый сезон в качестве первого номера, и он лидировал в лиге по проценту отраженных бросков и среднему количеству голов, пропущенных за матч. В том чемпионате он выиграл свою первую "Везину" (из шести за карьеру) и занял второе место в голосовании за обладателя "Харт Трофи". А его "Баффало" набрало 95 очков и заняло четвертое место в Северо-восточном дивизионе. В первом раунде плей-офф "Сэйбрз" ждала встреча с "Нью-Джерси". Под руководством Жака Лемэра "Девилз" набрали в регулярном чемпионате 106 очков. А ворота команды защищал еще один будущий член Зала славы – Мартин Бродер, – который в том сезоне стал лучшим новичком и получил "Колдер Трофи".

"Дьяволы" выиграли пятый матч на домашнем льду и повели в серии со счетом 3-2. 27 апреля 1994 года состоялась очередная встреча соперников, в которой "Дэвилз" имели возможность снять последние вопросы. Да, игра началась 27 апреля, а закончилась… 28 апреля. В 1:52 ночи. Четыре овертайма. Гашек отбил в той игре 70 бросков. 70 сэйвов и ни одной пропущенной шайбы. Решающий гол оказалась на счету форварда Дэйва Хэннана, который все же смог пробить Бродера (Мартин отразил 49 бросков) и подарил "Клинкам" победу со счетом 1:0, отложив выяснение лучшего до седьмого матча.

Участники той легендарной встречи согласились вспомнить подробности происходящего.

Мартин Бродер (голкипер "Нью-Джерси"): - Для меня это был первый опыт игры в плей-офф. И впервые была возможность одержать победу в серии. Это стало для нас прекрасным уроком того, сколько сил нужно приложить, сколько воли проявить, чтобы одержать победу.

Дэйв Хэннан (нападающий "Баффало"): - Мы играли на домашней арене, где размеры площадки были очень маленькими. А у "Девилз" была очень мощная команда. Очень агрессивная и с отлично отлаженной обороной. Зато у нас было блестящее нападение: Пэт Лафонтэн, Дэйл Хаверчак, Александр Могильный... Я же был просто игроком сдерживающего звена.

Бродер: - Доминик не намеревался сдаваться тем вечером.

Уэйн Пресли (нападающий "Баффало"): - В предыдущем матче Доминик выглядел не лучшим образом (4 пропущенных гола при 34 бросках по воротам и поражение со счетом 3:5 в пятом матче), но еще когда я увидел его перед шестой встречей, то почувствовал, что в этот вечер у него все будет хорошо. Он излучал уверенность.

Хэннан: - Оба вратаря… выглядели потрясающе.

Многие считают Гашека лучшим вратарем в истории Национальной хоккейной лиги. Он был лидером по количеству отраженных бросков на протяжении шести сезонов подряд в составе "Баффало". И у него лучший процент за карьеру (92,2) в истории НХЛ. "Доминатор" прославился не только своей надежностью в воротах, но и неподражаемым стилем игры.

Бобби Холик (нападающий "Нью-Джерси"): - Я провел вместе с ним один год, когда мы играли в Чехословакии, а потом еще пару лет мы выступали за разные команды. Он отличался от других. И не только потому, что был вратарем. В нем было что-то особенное. Но в хоккее на это не принято обращать внимание. И я всегда уважал его. Он – лучший вратарь в мире.

Хэннан: - Доминик был просто феноменален. За карьеру мне довелось поиграть со многими классными вратарями: Грант Фюр в "Эдмонтоне" или Патрик Руа в "Колорадо". Но Доминик был уникален. Он бил и ставил новые рекорды. Настоящий боец. Даже на тренировках он не выносил, когда пропускал. Гашек всегда просил кого-то попрактиковать выходы один на один. И если тебе удавалось забить, то приходилось начинать все сначала, потому что он хотел остановить тебя десять раз подряд. Иногда это было просто невыносимо.

Бродер: - Мы многие годы провели рядом, встречались на льду и за его пределами. Оба попали в Зал славы. Но пока его уровень игры чуть не упал, у меня не было шанса выиграть "Везину". Мне казалось, что я мог провести лучший сезон, показать лучшую статистику, но вокруг него была какая-то особенная аура. Настолько он был хорош. И для меня противостояние с ним было настоящим вызовом. Посмотрите, какие вратари были в лиге в то время: Патрик Руа, Эд Белфор, Доминик Гашек и другие. Много прекрасных голкиперов. И каждый матч был интересен, потому что ты знал, что твой оппонент не допустит много ошибок.

Хэннан: - Да, он действительно отличался. Было в нем что-то странное. Но чем лучше мы узнавали его, тем больше проникались его характером. А когда речь заходила об игре, то тут вообще никаких вопросов не было. В те годы, когда система контрактов была другой, оборонительные игроки получали бонусы за то, если их команда пропустила один гол или не пропустила вовсе. Как понимаете, с нами такое случалось не редко. Мы с Пресли выходили в бригаде меньшинства, так что на нашу долю тоже приходились хорошие бонусы. Люди часто спрашивали, почему мы блокировали броски при счете 7:0 в нашу пользу? Думаю, вы теперь и сами понимаете. Ну и не хотелось портить статистику Доминика, которая была просто выдающейся.

Бродер: - Без сомнения, Гашека можно включить в число величайших голкиперов. Когда мы ведем речь об игроках такой величины, то нужно говорить не только о статистике, но и о том влиянии, которое они оказали на игру. Как, к примеру, Уэйн Гретцки. Правда, я чаще играл против Марио Лемье. И вот на его примере я полностью прочувствовал этот момент. Доминик входит в число таких же уникальных мастеров. Я часто играл против него, так что знаю, насколько хорош он был.

В игре Доминик Гашек. Фото ESPN
В игре Доминик Гашек. Фото ESPN

Шестой матч серии между "Баффало" и "Нью-Джерси" начался 27 апреля в 19:45. На игру пришло 15 тысяч зрителей. После 60 минут основного времени на табло сохранялись нули. А потом встреча перетекла, казалось, в нескончаемые овертаймы.

"Сэйбрз" были очень раздосадованы, потому что во втором периоде арбитр Терри Грегсон отменил два гола "Клинков", правда, оба решения были справедливы. В первом случае арбитр зафиксировал атаку на вратаря, когда Кен Саттон отправил шайбу в сетку. Через семь минут после броска Хаверчака шайба угодила в конек Пресли и вновь оказалась в сетке, но судьи определили намеренное движение ногой. Больше голкиперы не были намерены пропускать.

Хэннан: - Еще перед началом третьего периода мы говорили в раздевалке, что судьбу встречи решит один гол. У обеих команд были неплохие шансы, но отличиться никому не удалось. Вратари творили что-то немыслимое. И вот начинается первый овертайм… Вновь есть шансы… Затем второй, третий… После каждого периода парни меняли нижнее белье, потому что все промокало насквозь.

Холик: - Это происходило еще до того, как у команд появились комнаты для отдыха со шведским столом. У нас же была два варианта: жареные куриные крылышки или пицца. Мы выбрали более здоровый продукт… пиццу. (Смеется).

Бродер: - Конечно, я помню все детали той игры, ведь она оказалась такой продолжительной. Люди в буквальном смысле слова спали на трибунах. Наш нападающий Берни Николлс оказался в запасе на тот матч. На старой арене в Баффало раздевалки были такими маленькими, что вратари переодевались отдельно от команды. Так что в перерыве между периодами мы были в другой комнате.

Помню, как в перерыве между первым и вторым овертаймом к нам зашел Николлс и сказал мне: "Знаешь, пацан, если ты не пропустишь, то я гарантирую, что мы выиграем". В следующем перерыве он снова заглянул к нам: "Пацан, тогда я шутил, но, серьезно, если ты не пропустишь, то мы выиграем". В третьем перерыве он вновь появился: "Ладно, если ты снова не пропустишь, то победа точно наша". После игры Берни опять встретился со мной: "Что же, пацан… теперь ты сам по себе".

Хэннан: - Рэнди Моллер, мой партнер в то время, заявил во всеуслышание: "Пожалуйста, может кто-то все-таки забьет? Я оставил детей дома с няней, и это влетает мне в копеечку".

Холик: - За игру я сломал, по-моему, три клюшки. Так долго это продолжалось. Броски, удары, игра на вбрасывании. Под конец я боялся, что мои клюшки вообще закончатся.

Хэннан: - Все боролись из последних сил. На морально-волевых качествах. Но мы бились на своем льду. И отчаянно хотели победить, чтобы вернуться в Нью-Джерси.

Гашек был просто непробиваем. Стена. Дважды он просто спас команду после бросков Валерия Зелепукина и Холика. В итоге, Доминик отразил 70 бросков, что на тот момент стало вторым показателем в истории лиги. Больше отбивал только Келли Хруди (73) в 1987 году. Сейчас это уже четвертый показатель в истории (Белфор отразил 72 броска в 2003 году, а Роберто Луонго – в 2007-м). Однако это до сих пор остается лучшим шатаутом в истории.

Холик: - Считал, что гол был только вопросом времени. У нас были моменты. Не думаю, что кто-то мог представить, что он будет так хорош. Ведь у нас была очень сильная команда.

Боб Карпентер (нападающий "Нью-Джерси"): - Считаю, что мы превзошли соперника, но Гашек провел просто феноменальный матч. Просто идеальный.

Кен Данейко (защитник "Нью-Джерси"): - У нас было, наверное, 63 тысячи голевых моментов. Но даже этого не хватило, чтобы пробить Гашека.

Бродер: - Понимал, что не имею права допустить ошибку. Ты смотрел на другой конец площадки и думал: "Боже, да может же нам, наконец, повезти?" Гашек крутился, как белка в колесе. На этой было удивительно смотреть. У нас были опасные моменты, но отбивал все шайбы. Раз за разом. В какой-то момент начало казаться, что никто вообще не забьет. Ну, может, только у Бобби Холика был шанс. Он оставался единственным, у кого были силы быстро передвигаться по льду.

Холик: - Это было реально круто. Я чувствовал себя отлично. Тогда я был молод и находился в отличной форме.

Майк "Док" Эмрик (комментатор): - Остается только восхищаться этими вратарями. Не могу назвать ту встречу парадом упущенных моментов. Это был триумф оборонительной системы и мастерства голкиперов. Сложно представить, как игроки выдержали эти нагрузки. Ведь они провели еще один полноценный матч тем вечером.

Гашек: - Я просто продолжал твердить себя, что нельзя расслабляться, что нужно находиться в постоянной готовности. Хорошо чувствовал себя. В какой-то момент по ходу второго периода я все же ощутил усталость. Но представил, что полевые устали еще сильнее. В конце концов, броски в овертайме были уже не такими сильными.

Опасный момент у ворота Доминика Гашека. Фото ESPN
Опасный момент у ворота Доминика Гашека. Фото ESPN

Только в дополнительное время Доминик отразил 39 бросков. В том числе, 14 в третьем овертайме. Все решил Хэннан, который отправил шайбу с неудобной руки в сетку в четвертом овертайме. Бродер немного потерял равновесие, и Хэннан, выждав паузу, забил решающий гол.

Хэннан: - Я не так часто отличался, так что этот гол – главный в моей карьере. В то время основной упор делался на оборону. Да же не рассчитывал на момент, просто занимал позицию, которую и должен был. А шайба сама ко мне отскочила. Дальше все на инстинктах. Понимал, что нужно как можно скорее бросить по воротам. К счастью, удача мне улыбнулась.

Бродер: - Было видно, как все измотаны. Когда Хэннан получил шайбу, то никто даже не среагировал. Ему оставалось только не промахнуться по пустым воротам.

Хэннан: - Какие же потрясающие эмоции. Все еще есть шанс на Кубок. И за нас играет лучший вратарь в мире.

Рик Дженнерет (комментатор "Баффало"): - Больше всего тот гол мне запомнился тем, что я уже не мог терпеть, как мне сильно нужно было сходить в уборную. Ноги уже тряслись. Приплясывал. Дела все возможное. Наверное, я был не менее счастлив этому голу, чем сами хоккеисты.

Шайба была заброшена на отметке 65 минут и 43 секунды овертайма. Это третья по продолжительности игра в плей-офф, которая закончилась с минимальным счетом. И одиннадцатая по продолжительности за всю историю. Игроки с трудом держались на ногах после ее окончания. Но им предстояло провести еще один матч.

Холик: - Я лишь думал: "Ладно, парни, пора возвращаться домой. Завтра нас ждет еще одна игра". Нельзя было вешать носы.

Бродер: - Несмотря на обидное поражение, мы знали, что следующую игру будем проводить на домашней площадке. И это придавало нам уверенности. Конечно, такое поражение могло сказаться бы на любом коллективе. Но у нас был Жак Лемэр и настоящие лидеры в раздевалке, которые не позволяли нам слишком зацикливаться на неудаче.

Хэннан: - За игру я потерял почти 6 килограмм. Правда, я быстро восстановил свой вес.

Холик: - Когда я проснулся на следующее утро, то чувствовал себя абсолютно разбитым. Медленный, не мог ни на чем сфокусироваться. Потребовалось некоторое время, чтобы прийти в себя. Знаете, я никогда не напивался в своей жизни. Но, наверное, именно такие ощущения испытываешь от похмелья. Похмелье от хоккея.

В игре Мартин Бродер. Фото ESPN
В игре Мартин Бродер. Фото ESPN

В итоге, "Дьяволы" выбили соперника в седьмом матче, несмотря на очередные 44 сэйва от Гашека. Бродер отразил только 17 бросков, но в атаке все решили Брюс Драйвер и Клод Лемье. Далее "Девилз" одолели в финале конференции "Бостон". Но в следующем раунде в овертайме седьмого матча уступили будущему чемпиону – "Рейнджерс".

Хэннан: - Мы проиграли в седьмом матче, но были очень близки к успеху. Неплохо выступили в том сезоне. Становясь старше, ты начинаешь ценить такие исторические моменты, участником которых тебе посчастливилось стать. Уверен, что Марти Бродер и Гашек тоже с удовольствием вспоминают то противостояние.

Кевин Уикс (аналитик НХЛ и бывший вратарь): - Это была одна из лучших игр, которые мне доводилось видеть. Если вовсе не лучшая. Сложно представить нечто большее. И я говорю не только о количество сэйвов, но и об их качестве. На протяжении всего матча.

Бродер: - Да, один из лучших матчей из тех, в которых я принимал участие. Жаль, что он закончился нашим поражением, но я все равно вспоминаю его с радостью.

Холик: - Я люблю иногда пересматривать ту встречу. Конечно, укороченную версию. Не могу потратить на это весь день.