Хоккей

28 сентября 2016, 21:15

Павел Буре: "От больших площадок надо отказываться!"

Игорь Рабинер
Обозреватель
Член Зала славы НХЛ, капитан сборной России на Олимпиаде-1998 в Нагано и автор уникального достижения – пяти шайб в ворота финнов в ее полуфинале в эксклюзивном интервью "СЭ" поделился впечатлениями от Кубка мира-2016 и выступления нашей команды

Игорь РАБИНЕР из Торонто

Неделю назад один из лидеров молодежной сборной Северной Америки, второй номер прошлогоднего драфта НХЛ и форвард "Баффало" Джек Айкел рассказал мне, что рос на игре Павла Буре, чей вдохновенный хоккей во многом и побудил его заняться этим делом. Что ж, если даже сегодняшние юные звездочки отлично помнят Русскую Ракету, еще важнее то, что Буре думает о сегодняшнем хоккее в целом и Кубке мира в частности.

Мы беседовали с Буре в кафе на 31-м этаже гостиницы Trump в центре Торонто. Экс-снайпер ЦСКА, "Ванкувера", "Флориды" и "Рейнджерс" был в строгом костюме и галстуке: менее часа назад он вместе с Алексеем Касатоновым, Игорем Ларионовым и Александром Якушевым гостил в офисе НХЛ и беседовал с ее президентом Гэри Бэттменом о расширении Лиги легенд на Северную Америку. Но об этой теме Русская Ракета со своими легендарными коллегами будет рассуждать чуть позже на пресс-конференции – мы же говорили о Кубке мира.

24 сентября. Торонто. Канада – Россия – 5:3. Сборная России проиграла Канаде в полуфинале Кубка мира-2016. Фото AFP
24 сентября. Торонто. Канада – Россия – 5:3. Сборная России проиграла Канаде в полуфинале Кубка мира-2016. Фото AFP

РОССИЯ СЫГРАЛА В СВОЮ СИЛУ

– Можно сказать, что полуфинал Кубка мира – это сейчас наш потолок? – спрашиваю Буре.

– Нет, потому что в одной игре может быть все. Могли мы обыграть Канаду? Могли. Вели ведь 2:1 на последних минутах второго периода. Не пропусти больше великолепный Сергей Бобровский – выиграли бы. Спорт тем и интересен, что непредсказуем, и в один конкретный день даже объективно более сильная команда может проиграть.

– Для вас оценка итогов выступления сборной России в Торонто – скорее со знаком плюс или минус?

– Ребята старались, бились. Видно, что выкладывались в каждой игре. Были хорошие моменты, и при том, что слабых команд не было и любая команда могла обыграть любую, вышли в полуфинал. При том что уровень высочайший, в Кубке мира участвовали все лучшие хоккеисты планеты Земля. Поэтому не скажу, что отрицательно.

Но и от положительной оценки воздержусь. Потому что у нас всегда, перед каждым турниром, стоят самые большие задачи – выиграть. Мы же считаем себя хоккейной супердержавой. Поэтому скажу так: наверное, сыграли в свою силу.

Александр ОВЕЧКИН и Сидни КРОСБИ. Фото Kevin Sousa-USA TODAY Sports
Александр ОВЕЧКИН и Сидни КРОСБИ. Фото Kevin Sousa-USA TODAY Sports

НЕ НУЖНО ЖДАТЬ ОТ ОВЕЧКИНА С МАЛКИНЫМ, ЧТО ОНИ БУДУТ ЗАБИВАТЬ ПО ТРИ В КАЖДОЙ ИГРЕ

– Это можно сказать о команде в целом, но не об отдельных игроках. Почему вы в Нагано-1998 могли забить пять голов финнам и с девятью шайбами стать лучшим снайпером турнира, а у Александра Овечкина в Ванкувере-2010, Сочи-2014 и Торонто-2016 – четыре гола в совокупности? И в целом у них с Евгением Малкиным – третий провальный супертурнир подряд.

– Хоккей – командная игра. Да, так получилось, что я забил пять голов Финляндии, а на таком уровне не то что пять, – три шайбы в одном матче забивается очень редко. Но один я не мог их забить, вся команда работала для этого. Кто-то ловил очень много – у нас в Нагано был Миша Шталенков, который играл там, как Сергей Бобровский в Торонто. Кто-то шайбу подбирал, кто-то отдавал (Буре тогда играл в звене с Алексеем Жамновым и Валерием Каменским. – Прим. И.Р.).

Если взять ту же Канаду, у них тоже хет-триков на этом турнире не было. Но у них очень мощная, сильная и ровная команда, у которой любой из игроков может забить гол или два. И никто там не полагается на одного или двух игроков. Значит, нашей сборной на этом турнире так сказать нельзя.

– То есть вы не согласны с характеристикой "провал" в отношении Овечкина с Малкиным?

– Ребята старались, но не всегда все получается. Если ждать от них, что они будут забивать по три гола за игру, – это нереально на таком уровне. Надо не забывать, что лидеры любой команды выходят против лучших защитников своих команд, против лучших нападающих оборонительного плана. Повторяю: это командный вид спорта!

– Да, после полуфинала Канада – Россия все только и говорили о "заглушке" на Овечкина, которую поставили пара УэберВласич и тройка Тэйвза. Но ведь и против вас наверняка такие играли?

– Ха, под меня всю жизнь кого-то выставляли. И тройки, и пары защитников. Всегда играл не столько против какой-то команды, сколько против определенных людей в ней. Когда это происходит на протяжении многих лет, естественно, приспосабливаешься, придумываешь какие-то хитрости.

– Какие?

– Иной раз против меня ставили нападающего, который катался очень-очень быстро, может, быстрее меня. Он просто не отъезжал от меня. Мне было нереально даже шайбу получить. Значит, мы придумывали с тренерами и ребятами такую схему, когда я брал этого нападающего и подъезжал к "своему" защитнику. И оказывалось, что их стоит двое, а я – один. Зато остальные наши ребята играли вчетвером против троих, и мы этим пользовались. Лишь тогда соперники понимали – нет, давайте играть по-другому. Разменивать одного на двоих – невыгодно. И тогда уже у меня появлялось больше свободы... Это тактические, тренерские нюансы.

Евгений МАЛКИН (справа) и защитник сборной Канады Джей БОУМИСТЕР. Фото John E. Sokolowski-USA TODAY Sports
Евгений МАЛКИН (справа) и защитник сборной Канады Джей БОУМИСТЕР. Фото John E. Sokolowski-USA TODAY Sports

ДАЖЕ ЕСЛИ НАША ПЕРВАЯ ПЯТЕРКА БУДЕТ ИГРАТЬ ПРОТИВ ЧЕТВЕРТОЙ КАНАДСКОЙ – ВСЕ РАВНО НАС ОБЫГРАЮТ

– Вы сами "привезли" меня к следующему вопросу. Если у тех же Овечкина с Малкиным не получается третий большой турнир кряду, причем с тремя разными тренерами, это, по-вашему, чья вина? Самих суперзвезд, которые должны быть лидерами? Или нашей тренерской школы, чьи даже лучшие представители не способны использовать таких игроков по максимуму?

– Тут сложно что-то категорично говорить – для этого надо находиться внутри команды. Знать, какие тактические задания давались, как ребята их выполняли. А я не знаю, по какой тактике наша команда играла, поскольку не хожу на собрания и не слышу, о чем идет речь.

Играют ли супервнимательно против наших звезд? Конечно, играют. Весь мир понимает, что наша сильная сторона – нападение, и тренеры других команд пытаются его нейтрализовать. Ставят специальные тройки, лучшие пары защитников. Но если вы знаете, что будет размен, значит, у вас должна быть вторая, третья, четвертая пятерки такие, которые могут обыграть других.

То, что демонстрирует Канада. Какое звено у них держать? Бросишь все силы, чтобы сдержать звено Кросби – у других больше свободы будет, они забьют. У "Кленовых листьев" ведь четыре примерно одинаковые пятерки.

– Это отставание от Канады – всерьез и надолго? В ближайшие годы она будет рвать всех без вариантов?

– У них очень большая глубина состава. У них даже не четыре, а больше пятерок примерно равного уровня, которые они могут собрать. Если сравнить наше третье и четвертое звенья с канадскими – они несопоставимы. Майк Кинэн правильно в интервью вашей газете сказал: у сборной Канады нет первой пятерки, у них есть 1А, 1В, 1С и 1D. И даже если наша первая пятерка будет играть против их четвертой – они нас все равно обыграют.

Майк КИНЭН. Фото Никита УСПЕНСКИЙ
Майк КИНЭН. Фото Никита УСПЕНСКИЙ

КОГДА У МЕНЯ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ВЛИЯТЬ НА НАЗНАЧЕНИЕ ТРЕНЕРОВ – ДЕЛАЛ ТАК, ЧТОБЫ НАЗНАЧАЛИ КИНЭНА

– Кстати, о Кинэне. В том же интервью для "СЭ" он сказал мне, что помог бы сборной России, но его никто не звал. Как считаете – полезной была бы помощь двукратного победителя Кубка Канады, который и для России давно уже не чужой?

– Майк обладает огромным опытом. Мы с ним достаточно близко общаемся, можно сказать, дружим. Каждый раз, когда он приезжает в Москву, мы проводим много времени вместе. Не принимаю подобных решений, но опыт у него колоссальный, что тут говорить. Это вопрос к Третьяку или к Знарку. У каждого тренера свое видение.

Могу только сказать, что мне с Кинэном в нескольких командах ("Ванкувере" и "Флориде". – Прим. И.Р.) работалось с удовольствием. Более того, когда у меня уже была возможность влиять на назначение тренеров в моих командах, я делал так, чтобы назначали именно его.

– Вас удивило, что он за 60 сумел так легко адаптироваться в России и даже выиграл Кубок Гагарина с благополучной, но далеко не самой богатой командой?

– Вначале порадовало, что в Россию приехал работать легендарный тренер. А потом вдвойне порадовало, что он выиграл Кубок и стал лучшим тренером России. Приятно видеть, что специалист такого уровня, который прекрасно разбирается в хоккее, готов работать в нашей стране и делает это на максимуме. Плюс к тому, мне очень нравится стиль, в котором он тренирует. Поэтому мы с ним и сблизились. Не каждый игрок может работать с определенным тренером. Кому-то нравятся звезды, кто-то хочет, чтобы все были середняками и только строго выполняли определенный план. Тот хоккей, который пропагандировал и пропагандирует Майк, мне подходил и подходит.

Олег ЗНАРОК. Фото AFP
Олег ЗНАРОК. Фото AFP

НАШИ ТРЕНЕРЫ ДОЛЖНЫ СМОТРЕТЬ МАТЧИ НХЛ И РАЗБИРАТЬСЯ В НИХ

– А работа Олега Знарка на Кубке мира вас устроила? И должен ли он, по-вашему, остаться во главе сборной до Олимпиады-2018?

– Ну это ж точно не я решаю, а федерация. Меня устраивали и Быков, и Билялетдинов. Считаю, что они тоже очень хорошие профессионалы, сильные тренеры. Но это участь людей этой профессии – когда проигрываешь, сразу начинаются разговоры, кто виноват. И за неудачу всегда отвечает тренер. А чтобы говорить конкретно о Знарке, опять же надо находиться в раздевалке и работать с человеком.

– Но 0 из 11 в большинстве при том, что даже в зоне встать не могли, – это разве не тренерская вина?

– А может, это вина тех тренеров и соперников, которые играли против нас и все наши схемы разобрали? Сегодня все смотрят очень много видео и придумывают противоядия. На таком уровне большинство решает очень многое, и его надо использовать. Если же ты этого не делаешь – далеко не уйдешь.

– В штабе у Бэбкока – четыре главных тренера клубов НХЛ, причем элитные. Один Джоэль Кенневиль, трехкратный обладатель Кубка Стэнли из "Чикаго", чего стоит. Как думаете – в наших реалиях такая модель вообще возможна?

– Возможно все – это смотря как договоришься. Тут люди уже между собой должны решать – кто главный, кто за что отвечает и на что нацелен. Но менталитет у нас, считаю, чуть другой (усмехается). С одной стороны, конечно, хорошо, когда много разных мнений. С другой – на корабле может быть только один капитан. А если соберешь на один корабль много капитанов, и каждый будет пытаться рулить, может не получиться. Здесь очень тонкая грань.

– Нужно, по-вашему, возить наших тренеров на стажировки в НХЛ, можно сказать, на курсы повышения квалификации? Есть ощущение, что существует довольно серьезный зазор в современности подходов, и он не в нашу пользу.

– Наши тренеры должны смотреть игры НХЛ и разбираться в них. Это, конечно, необходимо. Потому что идет глобализация, и все друг друга изучают. Тем более что в КХЛ в основном играют на больших площадках, НХЛ – на маленьких. А это – две разные игры.

– Большие площадки, по-вашему, надо убирать?

– Конечно, надо! Я уже об этом давно говорю. Мы играем для зрителей. А маленькая площадка для них намного зрелищнее. Это самое главное.

Сергей БОБРОВСКИЙ. Фото AFP
Сергей БОБРОВСКИЙ. Фото AFP

БОБРОВСКИЙ БЫЛ ДАЖЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЛОВИНОЙ КОМАНДЫ

– Кто-то вам понравился из сборной России?

– Люблю ярких игроков, которые делают что-то необычное. Я такое увидел только у Бобровского. Если бы не он, мог бы быть совсем другой результат.

– Не вышли бы из группы?

– Не говорю, вышли бы или нет. Но все могло сложиться по-другому. Говорят, что вратарь – это половина команды, так Бобровский, наверное, был даже чуть больше. Может быть, его можно назвать даже лучшим вратарем турнира. Даже Прайс делал какие-то ошибки, а Бобровский играл великолепно.

– По-вашему, Ковальчук и Радулов помогли бы сборной в Торонто?

– Сложно сказать. Хорошие ли они игроки? Очень хорошие. А остальное решает тренер.

– А кто-то из нашей молодежи понравился?

– Повторяю: понравилось то, что ребята отдавали игре все силы, и это было заметно. И толкались, и злость была, и эмоции. Но по мастерству кого-то особо выделить не могу. Я нападающий, и могу кого-то выделить, если он забивает на турнире какое-то количество голов. А у нас и трех никто не забил. Старались – молодцы, но не более того.

– А теперь о том, кто не только старается, но и забивает, и отдает. Можно ли говорить, что Сидни Кросби сейчас однозначно лучший игрок мира?

– Один из – конечно. Но очень сложно выделить кого-то одного. В течение всей моей карьере лучшим был Уэйн Гретцки. Это однозначно. Когда человек по 92 гола в регулярке забивает и Кубки Стэнли много раз выигрывает – тут споров быть не может. А сегодня есть где-то 5-7 игроков, которые где-то на одном уровне. Просто иногда у одного сезон лучше идет, иногда у другого. Кто-то выстреливает по количеству голов и очков, а кто-то приводит свою команду к Кубку Стэнли и набирает в нем много очков. Но однозначного доминирования какого-то одного хоккеиста в современном хоккее не вижу.

– Но Кросби-то приводит, и по два раза выиграл Олимпиаду и Кубок Стэнли, у Овечкина же нет ни одного большого трофея.

– И все равно Саша является одним из лучших игроков мира. Это никто не обсуждает. Но, помимо них с Кросби, есть Патрик Кейн, ставший MVP в прошлом сезоне. Это элита мирового хоккея. В мое же время на одну доску с Гретцки нельзя было поставить никого.

Сборная Европы вышла в финал Кубка мира-2016. Фото AFP
Сборная Европы вышла в финал Кубка мира-2016. Фото AFP

СЧИТАЮ, НА СЛЕДУЮЩИЙ КУБОК МИРА СБОРНЫЕ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ НУЖНО ОСТАВЛЯТЬ

– Ваше отношение к двум гибридным командам на Кубке мира – Европе и Северной Америке? В шоке ли вы, что европейцы добрались до финала? Нужно ли оставлять такой же формат на следующий Кубок мира?

– Считаю, что нужно. Чем интересен этот турнир – здесь не было откровенно слабых команд. А если бы привезли бы определенные европейские сборные, они изначально были бы аутсайдерами, как это происходит на других соревнованиях. У таких команд задача – закрепиться в группе А и не вылететь, а о плей-офф и речи нет.

Здесь же таких команд не было. Из многих стран Европы собрали всех звезд и создали команду, где достаточно много сильных игроков. Удивлен ли, что она вышла в финал? Конечно, удивлен. Но этим и интересен этот турнир, что любая команда может выйти в решающую стадию.

– По-вашему, Кубок мира не вытеснит Олимпиаду? Будут в ней игроки НХЛ участвовать?

– Скажу одно. Если профессионалы не будут ездить на Олимпиады, для меня олимпийский турнир потеряет многое. Лично мне будет его не очень интересно смотреть. Вот сравните чемпионат мира по футболу и футбольный турнир Олимпиады. Спросите, сколько людей смотрят последний, – и все поймете. Потому что там не участвуют лучшие игроки мира.

– Увидели ли какие-то минусы в этом Кубке мира?

– Со стороны – нет. Для меня каждая игра была очень интересной. Ни одного проходного матча: фавориты, конечно, были, но не абсолютные, точно предсказать исход было невозможно. Хотя, конечно, хотелось бы видеть чуть-чуть другой финал: у Европы слишком мало шансов обыграть Канаду.