ЧЕМПИОНАТ МИРА.
РОССИЯ - СЛОВЕНИЯ - 6:4
Андрей КУЗНЕЦОВ
из Братиславы
- Игра была веселой для болельщиков, но не для тренеров, - признался главный тренер сборной России. - Столько курьезов и нелепых ситуаций, сколько случилось по ходу матча против Словении, порой не увидишь на протяжении полноценного клубного сезона. Но меня чем-то удивить трудно. Слишком "любила" наш "Салават" госпожа удача в последнем чемпионате КХЛ, слишком много фантастических голов залетало в наши ворота. Сегодня пришлось о них вспомнить.
Возьмем ситуацию с третьей шайбой Словении, когда Дима Калинин давал пас вперед, а вместо этого получился пас полметра высотой. У меня появилось неприятное ощущение, предчувствие чего-то плохого. И через несколько секунд шайба от головы защитника отскочила в сетку наших ворот.
- Как будете настраивать команду на матч с хозяевами чемпионата мира?
- Ребята и так прекрасно понимают, что наш следующий соперник будет выкладываться по полной и играть с одним лишним хоккеистом в составе - имею в виду поддержку трибун. Поэтому никакой необходимости в дополнительных накачках нет. Наоборот, важно не перегореть при подготовке к матчу, отвлечься от его статуса - и самоотверженно, страстно сыграть в хоккей.
- Оцените эпизод с Емелиным, который в меньшинстве решился на грубый фол, оставил партнеров втроем и заработал удаление до конца встречи?
- Будь моя воля, я бы его удалил игр на пять. Это не шутка. Он подвел команду в том эпизоде, и это случается не в первый раз. В Евротуре были похожие моменты. После пожара, конечно, нет смысла готовиться к тушению огня. Посмотрим, какой вердикт вынесет спецкомиссия. Но, повторюсь, Емелин подвел команду. За такой фол выгоняют до конца игры где угодно - что в КХЛ, что на международной арене.
- Оцените итоги перестановок в атаке сборной.
- Мы рады, что все пятерки забили голы. После первого матча впечатление от игры передней линии было удручающим, сейчас - скорее наоборот. Хотя избавиться до конца от академизма не удалось - отличные отрезки атака выдавала лишь временами. По нашим планам, команда должна выйти на пик формы как раз ко второй неделе чемпионата.
- Что чувствовали, когда словенцы сделали счет 4:4?
- Признаюсь, у меня было предчувствие, что в конце концов забьем еще и все закончится хорошо. Не знаю, откуда взялись такие ощущения. Но была уверенность - скорее потому, что я видел в глазах ребят, что они не согласны с развитием событий в матче и готовы сделать все ради перелома. Паники и растерянности у хоккеистов не было. Поэтому даже не возникло смысла брать тайм-аут.
- Словенцы ощутимо перебросали нашу сборную.
- При этом мы сознательно играли строже в обороне. Не все получилось, матч был не идеальный, но кое-чем доволен. А большинство бросков соперника пришлось на нашу игру в меньшинстве. Кстати, насторожило, что удаления хватали из-за собственной недисциплинированности. Нас не Словения вынуждала фолить, а сами почему-то шли на грубость. Над этим, как и над защитой, еще предстоит работать.
- Работающие на ЧМ иностранные корреспонденты настолько поражены вашей внешней беспристрастностью на скамейке по ходу матчей, что, не сговариваясь, характеризуют вашу сдержанность poker face.
- Так, интересно. Переведите этот оборот.
- Он означает лицо картежника, играющего в покер. Среди любителей этой игры, во многом основанной на везении, особенно ценится умение сохранять эмоциональное равновесие при любом развитии событий.
- Предлагаете мне начать карьеру картежника? (Смеется.) Мне товарищи, особенно из театральной сферы, тоже шлют сообщения: можно стать заикой и получить инфаркт вдобавок, а ты стоишь невозмутимо. На самом деле такие качели, как в матче против Словении, радости точно не добавляют. Но эмоции нужно всегда обращать на пользу. И не думайте, что не могу прикрикнуть на ребят. Такие моменты по ходу игры тоже были. Просто я знаю, когда камера наводится на меня, и сразу перестаю воспитывать хоккеистов и меняю выражение лица на спокойное (смеется).
Андрей КУЗНЕЦОВ из Братиславы
- Результатом доволен, - начал разговор с корреспондентом "СЭ" капитан сборной России Алексей Морозов после матча со словенцами. - И некоторыми эпизодами собственной игры - тоже. Поединок со Словенией был гораздо интереснее, чем матч с немцами. Болельщиков держал в напряжении до последней секунды (улыбается).
- Сейчас вы улыбаетесь и имеете на это право. А еще десять минут назад команде, подозреваю, было не до веселья.
- Да, пропускали мы многовато. Вроде сумели повести 4:2 - и началось… Нелепые рикошеты, отскоки, вылет из угла. Команда у словенцев не выдающаяся, но рабочая. Постоянно сражаются за шайбу, заставляют ошибаться на пятачке - так и забивали в наши ворота. А мы прибавить сумели лишь в третьем периоде при счете 4:4, когда настала пора спасать игру. Слава богу, добились своего.
- Почему у команды столько удалений?
- Эти штрафы-то, в общем, и стали корнем всех проблем. Ведь мы очень неплохо начали, забили в первом же большинстве на четвертой минуте - и обязаны были продолжать в том же ключе. А потом вдруг нахватали удалений и позволили словенцам почувствовать вкус к игре. Они прибавили, мы подсели - ведь Терещенко травму получил, а Емелина до конца матча прогнали. Отсюда и пошел сумбур и тяжелый нервный хоккей. Перестроиться удалось с огромным трудом. Что ж, полезным должен становиться любой опыт.
- Травма Терещенко сильно сказалась на игре команды?
- Конечно. Тренерам пришлось крутить трех центрфорвардов между четырьмя связками крайних нападающих. Ну а матч-штраф Емелина окончательно изменил составы всех пятерок. Из-за этого сыгранности в наших действиях стало гораздо меньше.
- Хоть на секунду успели по ходу матча представить: вот проиграем Словении в основное время или позволим сопернику дожить до овертайма?
- Скажу честно: при счете 4:4 такие мысли приходили. Старались гнать их от себя. Справиться с неприятными ощущениями смогли быстро, но это как раз логично. Если еще словенцев на психологическом уровне бояться - в следующих раундах нам делать нечего.
- А представляли эмоции зрителей на трибунах при счете 4:4?
- Смотреть хоккей с трибуны всегда тяжелей, чем биться на льду или наблюдать за матчем со скамейки. Это при взгляде со стороны думаешь: надо же, какие голы дурацкие у словенцев заходят, удача точно на их стороне, ловить нечего. А в нашем положении немного иные мысли: раз фортуна на стороне соперника, надо просто поменьше ошибаться.
- Команда вообще понимала, что вторая осечка подряд может обернуться настоящим кошмаром?
- Перед игрой все эти вещи обговорили. Все хоккеисты прекрасно осознавали, что проигрывать никак нельзя.
- Со Словенией биться было легче, чем с Германией?
- Да. С немцами был стартовый матч, ко льду пришлось привыкать, противостоять им в единоборствах было трудней. К тому же в игре со Словенией чувствовали себя лучше физически - можно сказать, подбираемся к пику формы.
- Что беспокоит перед матчем со Словакией?
- То, что игру пропустит Терещенко. Без него придется трудно.
- У следующего соперника нашей сборной едва ли не самый звездный состав на турнире.
- Ну если вспомнить их матч против Словении, то мучились хозяева турнира ничуть не меньше нашего. Да и немцев они не смогли обыграть (улыбается). Даже лучше, что со словаками встречаемся в конце группового этапа. За две первые игры команда сумела внутренне собраться и понять, какие козыри есть в ее распоряжении и какие проблемы предстоит решить.
Андрей КУЗНЕЦОВ из Братиславы
- Нервная была игра, - признался первый вратарь сборной России. - Раскачивались-раскачивались, довели счет до 4:2. И вот на тебе, рикошет - и кажется, что все угодно против нас. Зато получили шанс проявить характер. Что бы о хоккее в нашем исполнении ни говорили, во втором матче победитель - именно сборная России.
- Третья и четвертая шайбы, влетевшие в ваши ворота, выглядели на редкость курьезными.
- Мне до сих пор трудно понять, как это произошло. Третий гол зашел рикошетом от головы Димы Калинина, а до этого еще отскок от чьих-то щитков был. В общем, страшное невезение. Не лучше было и в ситуации с четвертой шайбой Словении: бросок от синей, шайба попадает нападающему в коньки, бьется о стекло, оттуда отскакивает обратно к моей "раме".
Здесь, кстати, стоит сказать пару слов о стекле, из которых делаются бортики. Эта новая модель, "Сибас", или как там она называется, весьма неудобна для вратаря. Шайба, улетая в него, превращается в невидимую! (Техническая новинка, на которую сетовал Набоков, действительно имеет весьма коварный оптический эффект. Стекло новейшего поколения с одной стороны настолько прозрачно, что у зрителей на трибунах создается впечатление: его просто нет. Зато при взгляде со льда кажется, что шайба, ударившаяся в стекло, пролетает сквозь него и теряется где-то на трибунах. Эта оптическая ошибка объясняется пониженной светопроницаемостью стекла. - Прим. А.К.)
Эта проблема стоит давным-давно. К сожалению, в эпизоде с четвертым голом я и стал жертвой стекла. Попросту на несколько секунд потерял из виду улетевшую шайбу. Ну и, конечно, нам с ребятами нужно немножко подтянуть игру в обороне. Прийти к тому, чтобы кто-то постоянно был на пятачке и зачищал его.
- Для вас оказалось неожиданным, что беззвездные словенцы создали кучу моментов у ваших ворот, перебросав сборную России?
- Меня в хоккее уже ничем не удивить (смеется). Наша вратарская доля такова - спокойной жизни никто не даст. Я к таким командам, как словенцы или немцы, давно готовлюсь так же серьезно, как к чехам или канадцам. Мне-то против сборных из "неименитой" категории играть ничуть не легче, чем против грандов. Бросать и подбирать рикошеты умеют все.