ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высшая лига |
ИНТЕРВЬЮ ПОСЛЕ СЕЗОНА |
ЛОКОМОТИВ М. 5-е место |
Юрий СЕМИН
РАЗГОВОР О ФУТБОЛЕ НАДО НАЧИНАТЬ С ИГРЫ,
А НЕ С ДЕНЕГ, КОТОРЫЕ МОЖНО ЭТОЙ ИГРОЙ ЗАРАБОТАТЬ
Хотя "Локомотив" прежде добирался до медалей, а нынче оказался только на пятой ступеньке в таблице, таких удачных сезонов по совокупности достижений, надо признать, у него еще не было. Второй подряд выигрыш Кубка России и выход в четвертьфинал Кубка кубков с лихвой компенсировали не слишком складное выступление в чемпионате.
Однако, когда сезон был уже завершен, старейшая российская команда едва не лишилась... места в высшей лиге. Проводя лицензирование футбольных клубов, ПФЛ усмотрела несоответствие статуса клуба уставу Лиги: "Локомотив" назывался "спортивным комбинатом", а членами нашей лиги могут быть только "футбольные клубы". Но в конце концов эта формальность была улажена.
-Как же вы с высшей лигой едва не распрощались? - спрашиваю, не скрывая иронии, у тренера "Локомотива" Юрия Семина.
- Я полагаю, что первоначальная информация шла скорее на каком-то эмоциональном фоне. Ведь существуют главные вещи и второстепенные, формального характера. Лицензируя клубы, ПФЛ, надо думать, беспокоится о развитии футбола. За нас тревожиться не стоит. У "Локомотива" есть тренировочное поле в Хосте, громадный спорткомплекс в Черкизове, загородная база в Баковке, детская спортивная школа. А оформление бумаг - это уже дело второе. Принципиальность, конечно, хороша, но и здесь не стоит перегибать палку.
-Однако члены ПФЛ, в том числе и вы, приняли Устав, который затем сами, пусть формально, но нарушили.
- Согласен. Ошибка, да и не только наша, в том, что принимаемые Лигой документы не изучаются в клубах должным образом. Порой мы поднимаем руки, не зная толком, за что голосуем.
-То есть вы усматриваете несовершенство Устава?
- Во всяком случае, он не должен выходить за рамки юридических норм, по которым живет европейский футбол, Почему, скажем, в Германии может существовать спортивный клуб, "Карлруэ", а у нас спортивный комбинат "Локомотив" - нет? И никто не заставляет их менять название. Как бы там ни было, мы решению ПФЛ подчинились и в отведенный срок сделаем то, что от нас требуют.
-Коль скоро эти тонкости с названием для "Локомотива" принципиальны, делаю вывод: вы боитесь лишиться поддержки Ивана Паристого, начальника Московской железной дороги.
- Естественно, мы этого боимся и не хотим. Но дело не только в формальном статусе клуба. Независимо ни от чего, Московская железная дорога - главный спонсор "Локомотива", наше головное предприятие.
Думаю, мы имеем большое преимущество перед теми клубами, которые ведут собственный бизнес. Когда за спиной такая мощная государственная структура, чувствуешь себя спокойно. Все, кто поддерживает сейчас "Локомотив", имеют непосредственное отношение к железной дороге. Взять хотя бы фирму "Транс Рэйл", логотип которой изображен на игровой форме команды.
-Вы принципиально отказываетесь от иных источников финансирования?
- В данный момент такова политика нашего клуба. Что будет дальше - посмотрим.
-Но мне кажется, что даже такая мощная структура, как Московская железная дорога, не в состоянии вытянуть "Локомотив" на первые роли в России?
- Действительно, уже сегодня этих денег недостаточно. Мы представляем финансовые возможности киевского "Динамо", московского "Спартака" - есть с чем сравнивать. Чего хватало три года назад, теперь уже мало.
-За этот период ваша смета не увеличилась?
- Практически нет.
-Это одна из причин, по которой вы не первые, не вторые, не третьи, а только пятые?
- Я бы не хотел напрямую связывать одно с другим. Есть объективные, чисто спортивные причины, помешавшие нам достичь большего, чем имеем. Главная причина - травмы. Представьте себе, что значило для нас потерять связку Лоськов - Гарас. Перед сезоном она выглядела настолько привлекательно, что мы нарадоваться не могли. И вот - на тебе: лишились сначала одного, потом другого. А субъективные причины... Не смогли достичь в каждом матче необходимого настроя, особенно во встречах с аутсайдерами.
- Между прочим, это повторяется из года в год...
- К сожалению. А как играть, если трибуны пустые?! Когда не слышишь гула, и бежать-то не бежится.
-Может, пора уже смириться с этим и воспринимать как данность? Болельщиков у вашей команды вряд ли прибавится.
- Увы, "Локомотив" не имеет спартаковских или динамовских традиций, нет у нас мощных исторических корней. Когда мы с Филатовым и Коротковым пришли работать, проблема стояла еще острее: победных традиций не было вовсе. Но удалось собрать группу футболистов, которые дали определенный толчок. Овчинников, Косолапов, Гарин - они освоили эту целину, если хотите, стали исторической плеядой. С ними "Локомотив" перестал ощущать себя пятым колесом в московском футболе. Прежде после победы над кем-то из земляков в раздевалке "Локомотива" царило беспредельное счастье. Сейчас порой даже ничья расценивается как поражение. В символическом московском чемпионате мы еще ни разу не были на последних ролях.
-Но еще два года назад вы сказали, что имеете едва ли не лучший в России подбор игроков.
- Было такое. Когда заняли второе место, я действительно так считал. Сейчас, с уходом Овчинникова и Косолапова, появились некоторые пробелы. Безусловно, мы хотим усилить атаку. И рады, что наконец-то привел себя в порядок замученный микротравмами Харлачев. Его нестабильность, нервозность - во многом от того, что болячки не давали спокойно работать. Гарасу дали вылечиться стопроцентно, чтобы исключить всякий риск. И хотя первый его контракт заканчивался, он решил подписать новый, долгосрочный. Выбрал, таким образом, "Локомотив", а не киевское "Динамо".
-Это все о полевых игроках. Как быть с заменой Овчинникову?
- Даже не надеемся - таких вратарей в России больше нет.
-Вам не обидно, что очень нужный "Локомотиву" человек просиживает в "Бенфике" без дела?
- Для меня это полная неожиданность. Предположи я такое, вряд ли отпустил бы его в Португалию. Хотя, думаю, после Нового года ситуация изменится - Прюдомм собирается на покой - переходит в руководство клуба.
-Косолапов тоже не играет в Хихоне.
- За его плечами труднейший сезон, да еще пошли травмы, чего в Москве никогда не случалось. К тому же быстрота и жесткость испанского футбола требуют времени на адаптацию.
-Среди тех, кто играет в "Локомотиве", есть особо примечательная фигура - Джанашия. Не каждый день футболисту ломают нос, да еще вне футбольного поля.
- Здесь есть смысл говорить не столько о Джанашии или о "Локомотиве", сколько обо всем российском футболе. Большинству наших игроков, увы, не хватает качеств профессионалов-западников. Итальянцы могут посидеть перед игрой за барной стойкой в компании красивых дам, поговорить, посмеяться. Но в их бокалах будет сок или минеральная вода. У нас никто соком настроение себе поднимать не станет.
-Какими методами перевоспитываются в "Локомотиве" "непрофессионалы"?
- Штрафными санкциями, естественно. Но люди почему-то их не боятся, даже если штрафы очень значительные, размером в месячный оклад. Не понимают, что им отведено не так много лет, чтобы хорошо заработать. Не вижу таких, кто бы поставил перед собой цель играть завтра в "Ювентусе", "Баварии" или "Барселоне".
-Но Овчинников говорил мне, что обеспеченным человеком он чувствовал себя и в Москве.
- Он прав в том, что "Локомотив" гарантировал ему среднюю стабильность. Финансовые обязательства выполняются нашим президентом беспрекословно. Но есть планка, переступить которую мы не в состоянии.
-Этот ограничитель сильно мешает?
- Мешает, конечно. Хотели, к примеру, видеть у себя Герасименко - не вышло. Мог бы привести и другие примеры. Но это опять-таки не наша проблема, а больной вопрос всего российского футбола. Завышены и цены на игроков, и их собственные запросы. Хорошо бы футболисты начинали разговор с игры, а не с денег.
-Давайте об игре. Какой отрезок сезона считаете наиболее удавшимся?
- Тот, который предшествовал победе в Кубке, ну и, конечно, выигрыш трофея. Играя без четырех-пяти основных игроков, мы сумели добиться такой победы! Думали, что потом будем набирать от матча к матчу, однако вернувшиеся в строй футболисты слишком долго раскачивались. А не выпускать Лоськова не мог - где же ему набирать форму?
-Какие матчи ставите себе в заслугу?
- Их было достаточно, но не всегда они давали результат. Великолепные игры провели, скажем, против "Спартака" и "Торпедо".
-Перед чемпионатом вы, кажется, собирались выиграть золото?
- Да.
-Не угнетает, что оказались на почтительном расстоянии от первого места?
- Нет, но задачу такую будем ставить каждый раз, коль уж чувствуем в себе силу.
-Чтобы вернуться в евротурниры, необходимо либо снова взять российский Кубок, либо выиграть Кубок кубков.
- А почему бы нет? Будем стремиться и к тому, и к другому.
-Четвертьфинал Кубка кубков для вашего клуба - событие незаурядное. Как собираетесь к нему готовиться?
- Есть ряд сложностей. Основная - провести определенное количество игр, чтобы во всеоружии подойти к 5 марта. Если два первых сбора повторят прошлогодний вариант, то затем увеличим интенсивность. Пусть даже подготовка окажется форсированной.
-С кем из семи возможных соперников, не хотели бы встретиться?
- Со "Штутгартом" и "Челси". Остальные приблизительно равны.
-Теперь несколько слов о двух последних происшествиях. История с Чугайновым и недоразумение с лицензированием имеют, на ваш взгляд, общие корни?
- Наверное, какая-то связь между ними существует.
-Тогда конкретный вопрос: у вас сложные отношения с президентом ПФЛ?
- Нормальные отношения. Единственное, и с этим, думаю, согласятся многие, роль Лиги не должна ограничиваться вынесением штрафных санкций и других карательных мер. ПФЛ существует для того, чтобы помогать клубам выживать и добиваться результатов. Неплохо было бы, скажем, с подачи ПФЛ инициировать в Госдуме какой-то закон о льготах для футбольных команд. В конце концов именно мы, клубы, Лигу создали, и мы же ее содержим. А я, кстати, возвращаясь к вашему вопросу, был первым, кто поддержал кандидатуру Толстых.
-Представим такое: исполком РФС предложил вам возглавить сборную. Уйдете из "Локомотива"?
- Нет.
-Но в свое время вы уезжали даже в Новую Зеландию?
- Тогда был моложе, хотел новых ощущений.
-Вернувшись, рисковали остаться у разбитого корыта?
- Не думаю. Существовало джентльменское соглашение с руководством, державшим мне в "Локомотиве" место до возвращения. И я его выполнил, вернувшись через год, и меня не обманули.
- В Новую Зеландию вы ехали за свежими футбольными идеями. Сейчас испытываете потребность в них?
- Старого багажа всегда недостаточно. Никто не заставлял меня проводить отпускные дни на базах дортмундской "Боруссии" или "Милана". Есть душевный порыв - взял и поехал. Как только исчезнет этот интерес, самое время уйти на пенсию.
Михаил ПУКШАНСКИЙ