Виктор МАМАТОВ
НУЖНО ПО МАКСИМУМУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ХОТЯ БЫ ТО, ЧТО ЕЩЕ ОСТАЛОСЬ
О ситуации в наших зимних видах спорта размышляет руководитель рабочей группы по координации подготовки к следующей Белой Олимпиаде "Солт-Лейк-Сити-2002" Виктор Маматов.
В промежутке между Олимпийскими играми всегда идет смена поколений спортсменов. В частности, из лыжных гонок ушла Елена Вяльбе, закончил выступать биатлонист Сергей Тарасов. В то же время за рубежом появились новые талантливые конкуренты. И позиции России в лыжах и биатлоне стали несколько слабее. Но это еще не самое страшное. Сейчас в процесс перераспределения сил вмешиваются субъективные причины. Россия отступает с передовых рубежей и из-за тяжелой экономической обстановки в стране.
В качестве примера можно привести выступление нашей женской команды на недавнем чемпионате мира по лыжным гонкам в Рамзау. Перед ЧМ-99 три крупнейших соревнования - два чемпионата мира и Олимпиада в Нагано - были выиграны нами с максимально возможным результатом. А из Рамзау лыжницы привезли только две золотые медали. Конечно, можно говорить о тренерских просчетах: не поставили на 5-километровую гонку Ларису Лазутину, не дали выступить Юлии Чепаловой, не рассчитали время на акклиматизацию перед чемпионатом. Но этих промашек могло и не быть, если бы в составе команды оказался врач-биохимик. Специалист наверняка обратил бы внимание тренеров на состояние спортсменок. А так получилось, что до дня эстафеты лыжницы находились в физиологической яме. Почему в команде не было врача? Не нашлось средств на его командировку.
Минфин выделяет нам только треть того, что мы просим, хотя наши запросы минимальны. Вот и приходится чем-то жертвовать. Количество спортсменов и тренеров сокращению не подлежит. В итоге мы остаемся без научных групп, массажистов, врачей, технических специалистов. И так во всех зимних видах спорта.
Более того, по этой причине большинство специалистов уезжают в другие страны. В Восточной Европе половина ведущих тренеров и врачей россияне. А взять добившуюся в последнее время определенных успехов австрийскую лыжную сборную? Ею руководят ученики российских тренеров. За нее выступает Михаил Ботвинов. Да еще и наши команды из года в год тренируются на глазах австрийских специалистов. Ведь нормально оборудованных лыжных центров в России нет, и строить их не на что. То есть австрийцы получили доступ к нашим передовым тренировочным методикам, добавив к этому свою великолепную материальную базу.
В этом году неплохо вроде бы была готова биатлонная сборная. Но из-за морозов в Финляндии чемпионат мира задержался со стартом. Немцы все это время провели в специальной "трубе", в которой имитировались условия среднегорья. Мы же только раз смогли свозить в нее своих спортсменов, что если и дало эффект, то лишь психологический, ни о какой серьезной работе речи быть не могло. Вот немцы и доминировали на мировом первенстве.
Общая печальная картина несколько скрашивается удачным выступлением двоеборцев и феноменальными успехами фигуристов. Тем не менее, по итогам всех чемпионатов мира 1998 года мы заняли лишь четвертое место после Германии, Норвегии и Австрии. По золотым медалям у нас с австрийцами равенство, однако они опередили нас за счет огромного количества медалей другого достоинства в горных лыжах.
Конечно, какие-то меры предпринимаются. После Олимпиады в Нагано и консультаций с президентом лыжной федерации Анатолием Акентьевым мы назначили главным тренером мужской лыжной команды Александра фушина. Тот сделал ставку на молодежь и не прогадал. В результате в сборной появились два новых лыжника мирового уровня - Владимир Вилисов и Михаил Иванов. Должны вырасти и остальные. Мы собираемся подтянуть беговую подготовку двоеборцев, которые теперь на первом снегу будут тренироваться вместе с лыжниками, как это было раньше.
Сейчас спорт в России держится в основном на энтузиазме местных властей и самих спортсменов. Для продвижения вперед нам жизненно необходима государственная поддержка. Наше руководство должно понять, что без развития массового спорта о высших достижениях можно будет забыть. Раньше у нас было 11 тысяч тренеров по разным зимним видам спорта. Сейчас - только десятки. То же самое происходит со спортсменами. На первенствах областей порой выступают по 5-6 человек. Количество детских спортивных школ уменьшилось раз в десять. Да, спортсмены у нас талантливые. Тренеры великолепные. А материальных ресурсов в нашем распоряжении - всего 30 процентов от того, что нужно. И они уже заканчиваются.
Что касается группы по подготовке к Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, то мы стараемся по мере возможностей наладить работу федераций так, чтобы по максимуму использовать хотя бы еще имеющееся. Слава Богу, не все упирается в деньги. Осталось такое понятие, как патриотизм. Но это чувство требует постоянной поддержки и понимания со стороны властей. Время на то, чтобы поправить положение, еще есть. Нужно только вспомнить, что спорт - немаловажная составляющая престижа нации.
ТАЛИСМАНАМИ В СОЛТ-ЛЕЙК-СИТИ БУДУТ ЗАЯЦ, КОЙОТ И БУРЫЙ МЕДВЕЖОНОК
В середине мая впервые после ноябрьского скандала со взятками Солт-Лейк-Сити посетила представительная делегация МОК. Она побывала на спортивных сооружениях и обсудила с организаторами Игр-2002 ряд вопросов, касающихся финансов, транспорта, продажи билетов, работы с прессой. На этот раз гостеприимство хозяев ограничилось обедом у Митта Ромни, местного бизнесмена, который 3 месяца назад возглавил оргкомитет.
За неделю до этого Ромни обнародовал названия компаний из штата Юта, ставших очередными спонсорами и поставщиками Игр. Они подписали с оргкомитетом контракты на общую сумму 25 миллионов долларов. Это первые такие договоры с ноября прошлого года.
15 мая Ромни провел и первые торжества по случаю грядущей Олимпиады, посвященные представлению трех зверюшек-талисманов Игр - зайца, койота и бурого медвежонка, которые символизируют природу этого штата снежных гор и соленых рек. По мнению специалистов в области маркетинга, эти симпатичные талисманы будут хорошо продаваться и, по предварительным подсчетам, могут принести в казну Олимпиады от 40 до 50 миллионов долларов. 15 тысяч зрителей пришли на церемонию, названную "Меняя лицо Игр", на которой впервые можно было приобрести футболки и значки с символикой Олимпиады-2002. Выручка составила около 75 тысяч долларов. Также на церемонии начался отсчет 1000 дней, которые остались до официального открытия Игр, намеченного на 8 февраля 2002 года. "Мы не оглядываемся назад, - сказал, обращаясь к собравшимся, Ромни. - Сегодня все только начинается".
МОРМОНЫ НАМЕРЕНЫ ПРОВЕСТИ САМЫЕ ТРЕЗВЫЕ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ИГРЫ
МОК обеспокоен тем, что в Солт-Лейк-Сити существуют строгие ограничения на продажу алкоголя. Это связано с тем, что там живет много мормонов - членов религиозной секты, известных своим аскетизмом. Координационная комиссия МОК обратилась к оргкомитету Олимпиады-2002 с просьбой решить с властями штата Юта вопрос о снятии этих ограничений хотя бы в главном пресс-центре Игр. "Я француз и отлично знаю, что такое оставить моего соотечественника без вина", сказал Франклин Серван-Шрейбер, пресс-секретарь МОК. Шелли Томас, вице-президент оргкомитета, отвечающий за связи с прессой, пообещал постараться добиться изменений в законе об алкоголе штата Юта на время Игр.
Однако власти Юты уже дали понять, что никаких исключений делать не собираются. Учение мормонов проповедует полное запрещение употребления любого алкоголя. Если пиво в этом штате еще можно кое-где купить, то более крепкие напитки там не продаются. В прошлом году мормонская церковь отклонила все просьбы сделать поблажку для гостей Олимпиады. Местные антиалкогольные общественные группы протестуют даже против того, что одним из спонсоров Игр является гигант пивоваренной промышленности Америки компания AnheuserBusch, выпускающая знаменитое пиво Budweiser.