ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Первый дивизион. 25-й тур |
ЗАМЕНА |
ЛОКОМОТИВ СПб - АРСЕНАЛ - 0:1 |
АМИГО РОНАЛДО ЗАБИВАЕТ В "АРСЕНАЛЕ"
Когда на 62-й минуте матча на поле появился Жоржиньо, вряд ли кто-то, кроме бросившего его в бой Леонида Буряка, мог предположить, что именно этот бразильский легионер хитроумным ударом со штрафного принесет победу "Арсеналу". Причем сделает это за считанные секунды до финального свистка.
- Я был спокоен, как удав при виде кролика, - рассказывал мне Жоржиньо в самолете, взявшему в тот же вечер курс на Калининград. - Ведь в подобных случаях не вратарь, а ты диктуешь условия. Почти как при пенальти. Кстати, в прошлом сезоне на этом же стадионе я забил "Локомотиву" 11-метровый - тогда мы сыграли 1:1.
- Вы уже второй год проводите в России, но болельщики толком о вас ничего не знают. Давайте восполним пробел.
- С удовольствием. Мое полное имя - Жорже Клаудиу Консейсау Родригес. А родился я в Сан-Паулу 1 октября 1975 года. По Зодиаку - это период Весов.
- Я даже не спрашиваю, любил ли ваш отец футбол?
- И правильно делаете. Смешно задавать такой вопрос бразильцу. Мой папа, директор школьной столовой, обожает футбол. И безумно переживает за "Коринтианс". Он и отвел меня в 11 лет в детскую команду этого клуба.
- И какую роль вам доверил тренер?
- В одних матчах я играл форвардом, в других располагался на позиции "под нападающими".
- Так было всегда?
- Почти всегда. Исключение составила юношеская сборная Бразилии, куда меня пригласили в 17 лет. Там я выполнял функцию второго опорного полузащитника.
- Кто-то из будущих звезд играл в этой сборной?
- Не кто-то, а Роналдо.
- Так вы играли вместе с Роналдо?!
- Ну конечно! И вместе с ним, к слову, в 1994 году уступил россиянам по пенальти в финале юношеского турнира во Франции.
- Значит, если вы завтра встретитесь с Роналдо на улице, он вас узнает?
- А почему нет? Узнает и скажет: "Привет, Жоржиньо, как дела?" Кстати, в недавно выпущенной в Бразилии книге о Роналдо есть фотография, где мы с ним стоим рядом. Вернемся в Тулу, покажу.
- Можете не показывать - верю на слово. Лучше скажите, при каких обстоятельствах вы подписали контракт с "Коринтиансом"?
- В 19 лет наша юниорская команда выиграла Кубок Бразилии, а я стал вторым бомбардиром чемпионата. После этого со мной заключили двухлетний контракт.
- Кто были ваши партнеры?
- Я успел потренироваться с Ривалдо, а на поле моими партнерами были многие известные футболисты. Скажем, Бранко, Марселинью Кариока, у которого я многому научился. В "Коринтиансе" в то время играл и Леонидас - первый бразильский профессионал, рискнувший летом 96-го отправиться в загадочную для нас Россию.
- С Леонидасом в России знакомы довольно неплохо. А как сложилась ваша дальнейшая судьба?
- За два года в "Коринтиансе" я провел около 30 матчей и забивал многим вратарям.
- Например...
- Например, вратарю сборной Бразилии Таффарелу, защищавшему тогда ворота "Атлетико Минейро". Но, пожалуй, самый красивый мяч я забил Эдиньо, сыну великого Пеле, на стадионе "Вилла Белмейро" в Сантусе, направив мяч в самую "девятку".
- Со штрафного?
- Нет, с игры. У меня есть даже видеозапись того эпизода.
- Представляю, как радовался ваш отец.
- Не представляете. Когда я забил первый гол за "Коринтианс", папа, сидя на трибуне, плакал от счастья.
- Но в "Арсенал" вы попали не напрямую из "Коринтианса"?
- Да, из "Коринтианса" я перешел в другую команду высшего дивизиона - "Гойяс", где отыграл один сезон. А потом мог оказаться в московском "Динамо", но приехал на сбор этого клуба в итальянский городок Реджо-Эмилия после отпуска, а ждать, пока я наберу форму, не захотели. Однако желание испытать себя в российском футболе не пропало. Так что прошлогоднее приглашение "Арсенала" было как нельзя кстати.
- На первый взгляд странно: бывший игрок одного из самых популярных клубов Бразилии, нынешнего чемпиона страны, приезжает в команду первого российского дивизиона.
- Ничего странного. Пути футбольные неисповедимы. Главное, что в Туле я продолжал заниматься любимым делом. И не один, а в компании с соотечественниками. Впрочем, и с остальными игроками у меня прекрасные отношения.
- А что вы делали три месяца в начале этого сезона в Самаре?
- Жил на базе - как в тюрьме. У "Крыльев" в тот момент даже не нашлось денег, чтобы со мной рассчитаться. Но зла я ни на кого не держу - тем более новый главный тренер "Арсенала" вернул меня в Тулу. И началась другая жизнь - ведь система тренировок Буряка совсем необычная для России. Однако она мне нравится, и на занятиях я стараюсь изо всех сил.
- А Тула нравится?
- И Тула нравится, и президент нашего клуба Виктор Соколовский нравится, и - признаюсь по секрету - его секретарша тоже.
- А если об этом узнает ваша жена?
- Я был женат, но развелся. Очень люблю своего пятилетнего сына Гильерми, которого навещаю, когда приезжаю в отпуск.
- В очередной отпуск снова поедете в Сан-Паулу?
- Непременно. И проведу его с мамой, папой, братом и двумя сестрами. Я купил им двухэтажные апартаменты с четырьмя спальнями. Так что места всем хватит.
- Вы наверняка будете рассказывать близким о том, как играли в России, об "Арсенале", о забитых вами голах.
- Не только об этом, но и о трамваях, на которых я ужасно люблю кататься в Туле. И при этом грызть семечки. Жаль, что в Сан-Паулу нет ни трамваев, ни семечек.
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ
Калининград - Тула